Этот материал вышел в № 04 за 2024 год
Пролистать PDF

Выставка ITM, которая проводится раз в два года, в этом году прошла в Стамбуле c 4 по 8 июня. Мероприятие удобно для посещения российских клиентов и интересно в первую очередь тем, что на нем представлены как хорошо известные европейские и японские бренды, так и молодые китайские, индийские и турецкие производители. Есть возможность сравнить разные модели оборудования в рамках одной поездки, сделать тестовую печать на всех отобранных к покупке принтерах за один-два дня, что очень удобно.

Еще один важный момент – текстильный рынок России по своей структуре спроса и предложения намного ближе к Турции и близлежащим к ней странам, чем к Японии или любой европейской стране. На выставке подавляющее большинство участников ценят прямое общение, достаточно охотно делятся информацией о состоянии их домашних рынков. В ходе переговоров можно получить представление о том, что происходит на рынке цифровой печати в Турции, азиатских странах и странах Латинской Америки, можно спрогнозировать развитие собственного рынка, об этом мы поговорим позже. Порядка десяти прямых рейсов в день из аэропортов России в Стамбул, вполне приличные и недорогие гостиницы позволяют подобрать билеты и проживание на любой вкус и кошелек. Добавьте к этому безвизовый режим между РФ и Турцией, и в свете текущих событий Стамбул представляется идеальным местом для посещения международных выставок любой тематики. 

В 2024 году были задействованы все павильоны кроме девятого. Участники выставили весь спектр текстильного оборудования - от прядения, ткачества и вязания до промывки, обработки паром для фиксации красителя, аппретирования, мойки и отделки. Если сравнивать с выставкой ITM 2018 года, хорошо заметен прогресс производителей отделочного оборудования турецких компаний. 

Интересующая нас в первую очередь цифровая печать по текстилю представлена широким спектром участников, которые расположились в четвертом и пятом в павильонах. Исключение составил дилер Mimaki, который представил сублимационный принтер в павильоне оборудования для ткачества рядом со стендом TOYOTA. (Как вы помните, компания TOYOTA много лет производила неплохие ткацкие машины, прежде чем сын владельца предложил диверсифицировать бизнес).

Для удобства разделим участников по территориальному признаку: в первой группе будут европейские и японские производители, которые достаточно давно производят принтеры. Ко второй группе отнесем все молодые компании из Китая, Индии, Турции и Южной Кореи. 

Первая группа участников была представлена хорошо известными в РФ брендами: MS Printing Solution совместным стендом с производителем чернил KIIAN, а также EFI Reggiani, SPG Prints, Zimmer, Kornit.

MS показали обновленную версию принтера JP7 с двумя рядами печатных головок Kyocera и трехпроходной газовой сушкой GRADUS. (рис. 2) Комплекс предназначен для прямой печати по тканям и трикотажу, при использовании пигментных чернил сушка закрепляет чернила на поверхности материала в линию, сразу после печати. Отпечатанная ткань с зафиксированным изображением может быть немедленно использована для производства изделий сразу после выхода из сушки. Сушка GRADUS для пигментных чернил имеет вдвое большую длину по сравнению с сушкой для работы с реактивными чернилами. Интересны новые пигментные чернила KIIAN Digistar Pigment 4K, их использование для печати по натуральным тканям позволяет отказаться как от предварительной пропитки материала (повышает яркость изображения), так и от пропитки ткани после печати (повышает устойчивость к мокрому и сухому трению). На стенде были представлены образцы пигментной печати на разных видах натуральных тканей (хлопок, лен, вискоза) и полиэстере дисперсными чернилами. (рис. 3)

EFI Reggiani показали принтер eco TERRA Gold c сушкой. (Рис. 4) Как и на стенде MS, Reggiani демонстрировали прямую печать пигментными чернилами. К сожалению, образцы печати показывали только потенциальным покупателям, в свободном доступе образцы представлены не были.  

Компания SPG Prints показала принтер Jasmine, также на пигментных чернилах. (Рис. 5) Стоит отметить, что на выставке ITM подавляющее большинство цифровых печатных машин для печати по натуральным тканям предлагали с пигментным чернилами.  

Zimmer участвовал без оборудования. (Рис. 6) Эта компания, как и Reggiani, продолжает производство и обслуживание традиционных ротационных машин на сетчатых шаблонах и развивает новые модели принтеров для прямой печати по текстилю. 

Японские производители были представлены компаниями Mimaki, Konica Minolta, Epson, Brother. 

Фирма Epson показала хорошо известный принтер Mona Lisa на пигментных чернилах, схема в 8 цветов. (Рис. 7) Konica Minolta представила интересную модель Nasenger 10e, оснащенную 81 головкой, где первый ряд головок наносит пропиточный состав, а далее принтер печатает восемью рядами головок в 8 цветов (каждый ряд наносит свой цвет). Компания в целом ориентирована на продвижение реактивных чернил, что не предполагает установку фиксатора в линию.

Компания Brother показала линейку принтеров DTG и несколько моделей швейных машин.(Рис. 8)

Азиатские производители в этом году были представлены весьма широко. Остановимся на наиболее интересных моделях. 

Китайская Atexco показала три принтера. Модель Н (Рис. 9) позволяет печатать по материалам без предварительной пропитки, первые две головки из установленных шестнадцати наносят специальный состав, именно в те места, где будет наноситься краска. В каждом из двух рядов печатных головок последняя наносит состав для улучшения характеристик по мокрому и сухому трению. Такое расположение и назначение головок позволяет не использовать вспомогательное оборудование. Но есть несколько негативных моментов. Во-первых, почти вдвое падает рабочая скорость печати. Принтер с 16-ю печатными головками Kyocera, как правило, имеет рабочую скорость печати 300-350 м2 в час. Atexco Model H – порядка 150-170 м2 в час. Во-вторых, при нанесении пропиточного состава головки пылят, часть раствора ложится на головки и подвижные части принтера. Это постепенно приводит к забиванию дюз, сокращает ресурс механических элементов. Из неприятного – израильская компания Kornit, которая первой в мире начала использовать печатные головки для пропитки ткани непосредственно во время печати, готовит документы для подачи в суд на Atexco за нарушение патентного права. 

На стенде турецкой компании Karya Digital были показаны срезу две новинки: сублимационный принтер TRUJET G20 с рабочей скоростью 750 м2/час (рис. 10) и принтер TRUJET В8 с транспортным ремнем для прямой печати по ткани с рабочей скоростью 150 м2/час. При использовании TRUJET B8 вместе с трёхпроходной сушкой фиксация пигментных чернил происходит сразу после печати, рабочая скорость при такой конфигурации составляет 80 м2/час. Сублимационный G20 может использовать как четырех, так и восьмицветную схему. 

Турецкий дилер показал несколько принтеров китайской компании Gongzeng, (рис. 11) которые пользуются спросом на турецком рынке. Также было представлено много китайских производителей принтеров, практически неизвестных российскому клиенту.( рис. 12) 

Что необычное для российских клиентов было показано на выставке ITM? Удивили решения для цифровой печати по коврам. (рис. 13) Если в РФ мы не видим запрос на подобное оборудование, то в Турции печать по синтетическим коврам развивается вполне успешно. Полученное качество печати полностью устраивает турецких клиентов. (Рис. 14) Второй необычный момент – печать по тонким тканям насквозь. Индийские коллеги обратили наше внимание, что в их культуре национальная одежда сари не должна иметь обратную сторону без рисунка (белого цвета), поэтому технологии печати по ткани насквозь имеют устойчивый спрос. На этой выставке турецкие специалисты подтвердили увеличение спроса на печать женских платков и части одежды на сквозной пробив. Большое количество мусульман создает спрос на женские платки, это и подарок на праздник, и неотъемлемая часть одежды верующих. 

В Турции растет производство оборудования для отделки тканей. Появились решения для пропитки тканей для пигментной печати и фиксации изображения. Оборудование представлено широкой линейкой, по факту являясь копией конструкций известных европейских брендов. 

Подводя итоги выставки, можно дать производителям несколько профессиональных советов.

Как выбрать текстильный принтер?

Сублимация. В этом виде печати азиатские производители фактически вытеснили своих именитых европейских и японских конкурентов за пределы игрового поля региона Middle East. Если в богатых европейских странах остался спрос на итальянские принтеры, то в регионе Бурса, например, итальянские принтеры в большинстве своем либо законсервированы до лучших времен, либо сданы на лом. 

Прямая печать. Китайские производители улучшают качество оборудования для прямой печати, но в этом сегменте позиции итальянских производителей достаточно сильны. Печатные и текстильные компании не покупают новые итальянские принтеры в связи с выходом на плато заказов и отсутствием роста спроса. Ресурс у фирменного оборудования составляет от 10 до 15 лет, время для обновления оборудования еще не пришло. 

Как складывается ситуация с традиционной ротационной печатью по ткани?

Сублимация более не используется в ротационной печати, этот сегмент полностью захватила печать цифровая. 

Несмотря на то, что еще на ITMA-2015 эксперты текстильного рынка практически приговорили ротационную печать по натуральным материалам к быстрой кончине, она все еще сильна. Более того, если в развитых европейских странах цифровая печать имеет тенденцию к сокращению объёмов, ротация с использованием круглых сетчатых шаблонов показывает небольшой рост. Это связано с возвращением в Европу некоторой части производств, связанных с изготовлением дорогой и качественной одежды. 

Общемировая тенденция – уменьшение доли цифровой печати в 2023 по сравнению с 2019 годом. Но есть и исключения. Отсутствие спада на рынке цифровой печати и даже определенный рост показывают страны Латинской Америки, Китай и Россия. 

Наши успехи связаны в первую очередь с низкой базой. По данным статистики доля импортных текстильных изделий в РФ до сих пор составляет порядка 66 %. Российские компании, занимающиеся изготовлением текстильных изделий, уверенно конкурируют с азиатскими, в первую очередь с китайскими производителями. В России одни из самых низких тарифов на электроэнергию для промышленных предприятий. В технопарке Родники Ивановской области для резидентов летом прошлого года 1 КВт предлагали за 2 рубля, это 0,02 евро. Таких цен нет нигде в мире. 

Юрий Ефремов, генеральный директор компании «Текстиль и технологии»

Подписывайтесь на наши соцсети:

вконтакте: https://vk.com/lp_magazine

телеграм: https://t.me/lpcourier

Также в номере:

Вологодский текстильный комбинат: инновационное производство с историей

Чем когда-то убыточное предприятие привлекло крупного инвестора и как развивается сейчас? Главный инвестиционный директор АФК «Система», председатель совета директоров Вологодского текстильного комбината - Косаченко Оксана Павловна поделилась, чем живет предприятие сегодня и какие амбициозные цели ставит перед собой.
Читать далее »

«Шуйские ситцы»: ткани с русской душой

Текстильный комбинат «Шуйские ситцы» и его руководитель Анна Богаделина – объекты постоянного интереса как профессионалов, так и журналистов. Первые – ставят предприятие в пример другим как образец устойчивого развития вопреки внешним неблагоприятным условиям, присматриваются к методам ведения бизнеса, смелым и порой неожиданным. 
Читать далее »

"Унтекс Родники": "Осенью планируем переехать в новый логистический хаб"

Один из крупнейших производителей трикотажа в России – компания "Унтекс-Родники" завершает реализацию крупного проекта – строительство логистического хаба в Москве. Мы поговорили с представителем "Унтекс Родники" Андреем Семеновым о том, какие плюсы это даст компании и клиентам, а также о дальнейших планах по развитию компании.
Читать далее »