23–25 июня в Москве, в ЦВК «Экспоцентр», прошел Международный форум выставочной индустрии «5pEXPO-2022» – главное событие для профессионалов всех сфер выставочно-конгрессной и event-индустрии.
В рамках форума состоялось общее собрание Российского союза выставок и ярмарок «VI Mice нетворкинг форум», ключевым событием которого стала панельная дискуссия «Выставки как эффективный инструмент укрепления экономики в условиях внешнего санкционного давления».
Форум «5pEXPO» в этом году традиционно стал местом встречи всех ключевых участников рынка: отраслевых ассоциаций, российских и зарубежных выставочных комплексов и конгресс-центров, фирм, представляющих выставочно-конгрессный бизнес, event-индустрию, новейшие digital-технологии и smart-решения, современное оборудование, дизайнерские проекты и сервисные услуги.
Одним из ключевых участников мероприятия стал Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности (СОЮЗЛЕГПРОМ). Президент Союза Андрей Разбродин в своем выступлении представил краткий анализ выставочной деятельности в отрасли и рассказал о деятельности СОЮЗЛЕГПРОМа, направленной на развитие индустрии и поддержу предпринимателей:
– Приведу несколько цифр для понимания того, что такое наша отрасль. Это второй рынок после рынка пищевых продуктов в России, его оборот составляет примерно 3 триллиона рублей в год. Российские производители на этом рынке занимают от 14 до 18 процентов. Четкой статистики не существует – эти четыре процента составляет продукция, произведенная в России, но из импортных материалов. Из важных моментов – это так называемый ширпотреб, который на сегодняшний день в мировом разделении труда составляет не более 44 процентов, а 56 процентов – это специальные виды продукции и технического текстиля, который используется практически во всех индустриях.
Простой пример: черное крыло самолета МС-21 в основе своей – это тоже ткацкое производство из специального вида волокон, которые пропитываются специальными композитными материалами. И в основе все равно лежит ткачество, это несколько другие машины, но принцип работы тот же, поэтому и подход, и специалисты идут из нашей отрасли. То есть у нас так или иначе второй рынок.
Почему 18 процентов? Потому что мы в свое время, в конце 90-х годов, этот рынок отдали – подобно тому, как это произошло в сельском хозяйстве: тогда говорили, что сельским хозяйством заниматься невыгодно, так как 80 процентов земель – это рисковое земледелие. Но сегодня мы видим совершенно другой результат. Вот так же, совершенно необоснованно, было принято решение и в нашей индустрии, которое основывалось на мнении, что мы все нужное купим где-то за рубежом, а в России заниматься текстильной и легкой промышленностью не стоит. И поэтому объем государственных субсидий, государственной поддержки отрасли при таком объеме рынка составляет 2,5 миллиарда рублей в год – притом что даже сегодня наша доля в экономике всей страны составляет более 700 миллиардов в год.
Вернемся к вопросу, куда двигаются выставки и почему так произошло. Надо сказать, что мы за все эти годы практически отдали все наши выставки зарубежным коллегам. В нашей отрасли не проводилось – во всяком случае, в центральном регионе – практически ни одной выставки, которая не принадлежала немецким, английским или французским выставочным операторам. Поэтому до последнего времени представление наших российских производителей на этих выставках проходило на совершенно невыгодных условиях и на непрестижных выставочных площадях. Мы эту ситуацию, как ведущий отраслевой союз, стараемся менять: сегодня организуем специализированную выставку «ИНТЕРТКАНЬ», одну из самых прогрессирующих отраслевых выставок – даже в пандемию она показала уверенный рост. Совместно с "Экспоцентром" проводим Российскую неделю текстильной и легкой промышленности - серию отраслевых выставочных проектов, объединенных насыщенной максимально полезной для профессионалов отрасли деловой программой.
Нашу отрасль сегодня в значительной степени вычеркнули – особенно это касается недружественных стран. В то же время наши компании на выставочном рынке за рубежом играют достаточно серьезную роль – например, в том же Китае. Однако при этом мы все помним историю, как в мае отечественных производителей хотели не пустить на выставку, организованную в Китае французским оператором.
Поэтому сегодня некоторые операторы очень хотят остаться на территории России со своими выставками. И мы должны очень четко объяснять им ситуацию: мы не против конкуренции, но, во-первых, они должны действовать в обязательном порядке через ассоциации и в полном с ними взаимодействии, а во-вторых, они не должны получать с нашей стороны никакой государственной поддержки. Они сегодня пытаются ориентироваться на российского производителя, хотя вовсе не заинтересованы в том, чтобы куда-то его двигать и развивать, не знают, как это делать, но тем не менее активно пытаются участвовать в таких проектах, как «Мой бизнес», пользоваться льготными сервисами Экспортного центра и так далее.
Поэтому одна из вещей, которую мы должны предусмотреть, – это импортозамещение в сфере выставок. Мы к этому готовы. Но здесь есть второй момент, который тоже очень важен: у нас, к сожалению, практически никто не выпускает специалистов, которые занимаются выставочной деятельностью, и хороший, грамотный специалист в этой сфере – это большая проблема, потому что технологии существуют, развиваются, и их нужно, исходя из сегодняшней ситуации, совершенствовать, но квалифицированных кадров очень мало.
Наши внешние активности сдвигаются из Европы не только потому, что нас туда не пускают, но и потому, что наша отрасль начинает действовать в полной мере, а ведь она в части ширпотреба очень чувствительна к любым изменениям спроса. Количество выставок в Европе в нашем направлении за последние три года очень серьезно сократилось, эти выставки переместились в сторону Арабских Эмиратов, именно там сейчас наш «текстильный хаб»; также наши предприятия активно ездят в Турцию, есть еще и Китай – основной производитель продукции, на долю которого приходится приблизительно 45 процентов мирового производства текстильной и легкой промышленности. Поэтому с Китаем надо работать, на китайском рынке присутствовать, в выставочной деятельности участвовать, тем более что они активно нас в последнее время приглашают.
Главное для нас сейчас – правильно решать вопросы подхода, субсидирования, расширения этих направлений. Расскажу о том, что мы, как Союз, сделали за последнее время в ходе пандемии. Это B2B-маркетплейс, который уже полгода работает в тестовом режиме, а с 1 июля мы запускаем его в полном объеме. Сейчас там представлено порядка 125 тысяч товаров, заключаются сделки.
Мы понимаем, что сегодня меняется экономика, поэтому меняется и подход к выставочной деятельности, поэтому мы стараемся делать универсальное мероприятие, специализированное именно в нашей отрасли. А в нашей отрасли тенденция такая, что узкоспециализированные выставки деградируют по ряду причин. Поэтому мы пошли по расположению наших мероприятий по экономическим уровням: первый – это выставочный уровень, на котором проводится «Недели легпрома», второй – это региональные проекты, в рамках которых мы провели объединение с СОЮЗЛЕГПРОМом некоторых региональных выставочных операторов, создали Комитет по выставочной деятельности, а со следующего года будет работать такая форма, как Российская неделя регионов, это уже другая экономика, другой материальный пакет, другая стоимость и, соответственно, другие участники – те, кто не хочет или не может выходить на общероссийский уровень. Пакет предусматривает и участие в маркетплейсе.
Кроме того, мы выпустили отраслевой журнал «Легпром Ревю», который тоже поддерживает нашу промышленность. На территории Москвы сейчас создается кластер текстильной и легкой промышленности, уже прошли переговоры м правительством Москвы на тему возможности войти в московскую инновационную систему и получить льготы и преференции для того, чтобы ускорить эту работу. А это и вопросы обучения, потому что, к большому сожалению, ситуация по отраслевому образованию, мягко говоря, нас не устраивает, и мы по этому направлению тоже движемся, над этим работаем. Это основные тенденции, вопросы и предложения, которые мы считаем очень важными.