Бизнес между Россией и Китаем: так ли перспективен, как говорят?

Если коротко, то – да. Глобально говоря, товарооборот между Россией и Китаем вырос на 31,4% и уже сейчас, за неполный год, составил 117 млрд долл. США.

Такие цифры были озвучены во время открытия Бренд-Зоны китайских предприятий 24 - 25 октября в рамках Международной выставки потребительских товаров International Commodity Fair 2022, которая проходит в ЦВК «Экспоцентр» в Москве. Производители, поставщики, селлеры и руководители профильных организаций, включая представителей органов власти, обсудили вызовы и перспективы торговых взаимоотношений между Россией и Китаем в сложившихся геополитических и экономических условиях.

Мероприятие организовано при содействии Министерства коммерции КНР, Департамента развития торговли, Китайской торговой палаты по импорту и экспорту машинно-технической продукции и электроники и торговых комитетов провинций Китая. А также при участии Торгово-промышленной палаты России.

Торговые вызовы в цифрах и трендах: экспорт технологичной продукции в Россию вырос на 50%

В выставке приняли участие свыше 200 китайских брендов, включая технологичные компании и производителей бытовой техники и потребительской электроники. Как заявил в своей приветственной речи министр экономики и коммерции Посольства КНР в РФ г-н Лю Сюэсун, впервые в истории объем российско-китайской торговли преодолел отметку в $100 млрд за неполные первые три квартала года, достигнув $117 млрд, что на 31,4% больше по сравнению с аналогичным периодом в 2021 году. И это несмотря на разного рода ограничения бизнеса в связи с пандемией, а также геополитические события.

В частности, китайский экспорт технологичной продукции в Россию вырос на 50%, в том числе стремительный рост показал экспорт кондиционеров и бытовой техники. Например, в последние годы в России резко выросли продажи бытовой техники известных китайских брендов – таких, как Haier, Huawei, Xiaomi и др.

На самой выставке в этом году посетителей радуют экспозиции новейших моделей роботов-пылесосов, а также аналогов популярных фенов Dyson, которые демонстрирует компания Dreame Technologies. Невозможно пройти мимо экспозиции бытовой техники с ярким дизайном от Cixi Gstar Electric Appliance и робота-мойщика окон, представленного компанией AVALON.

Кстати, любопытно, что в отличие от китайского рынка последний пока не очень распространен в России. Не исключено, что благодаря широкой презентации возможностей этого гаджета на выставке российский потребитель оценит его функциональность.

Также на площадке представлено несколько сервисных компаний, готовых оказать содействие бизнесу в продвижении товаров и работой с Китаем – b2basket, Maed, банк Точка, MarketPapa, JoomPro.

То, что пандемийные годы и новые вызовы в текущем году отразились на распределении сил на внутреннем рынке России, отметили все эксперты, выступая как в рамках торжественной части, так и затем в деловой программе.

В этом смысле актуально прозвучали слова вице-президента Торгово-промышленной палаты России Владимира Падалко о том, что сам факт проведения ежегодной выставки с Китаем имеет важное положительное значение для рынка. С одной стороны, мероприятие повышает репутацию китайских брендов, тут же стимулируя спрос российского потребителя на их продукцию. С другой стороны, происходит мотивация китайских производителей к новаторству. Все вместе работает на укрепление сотрудничества китайских и российских предприятий, уверен эксперт.

Воодушевление отечественного бизнеса на внутреннем рынке, чему способствовал уход из России ведущих европейских брендов, отметил генеральный менеджер Galanz Россия Станислав Пугачев. И привел в пример возросший интерес к производству бытовой техники со стороны многих игроков после того, как эту нишу освободил один из известных немецких производителей посудомоечных машин. «Освободилось почти 40% рынка, и многие компании планируют развиваться в этом направлении именно в сотрудничестве с Китаем», - прокомментировал представитель Galanz.

Про шаги и ошибки в бизнесе: переходите на юани и просчитывайте риски

Подробно обсудить вопросы того, как эффективно выстраивать бизнес в текущих условиях, и каким образом маркетплейсы помогают увеличивать продажи, гости выставки смогли здесь же, в ходе Российско-Китайского форума «Бизнес с Китаем: маркетплейсы и новые реалии», который состоялся 25 октября.

Большой отклик у слушателей вызвал рассказ о запуске с нуля направления «Товары для дома», которым поделился руководитель бизнес-группы «Товары длительного пользования» в маркетплейсе СберМегаМаркет Иван Бугай. Под его руководством бизнес-группа первой вышла на операционную окупаемость на маркетплейсе. Эксперт призвал всех, кто собирается развивать бизнес на онлайн-площадках, в первую очередь обратить внимание на три важных шага: провести анализ своего продукта, оценить конкурентность и обязательно сравнить тарифы на всех маркетплейсах, которые рассматриваются для запуска.

Про то, как выстраивать производственные циклы под системы продаж для клиентов на маркетплейса, повысить лояльность покупателей и добиться положительных отзывов, а также о ценообразовании на примере «математики» формирования среднего чека на женское белье рассказала владелец бренда BÜBA андервир, амбассадор маркетплейса Youmake Диана Зарубина.

Подробно остановился на финансовых вопросах в своем выступлении Владислав Бокун, руководитель продукта АО «ТИНЬКОФФ БАНК». Эксперт отметил тренд повышения доли переводов в юанях в Китай, который с февраля этого года до сегодняшнего дня превысил уже 60% и не теряет тенденции к росту. В то время как долларовые переводы строго контролируются европейскими банками – здесь более жесткие санкционный надзор и комплаенс-требования. Европейские банки ставят все платежи российских банков на ручную проверку, что замедляет и осложняет бизнес-процессы. Поэтому рекомендация от эксперта: переходить на расчеты в юанях.

Безусловный тренд, который уже оценили многие предприниматели, и о чем также говорили на форуме, это обширный пул различных инструментов для продвижения участников бизнеса. «На нашей площадке для продавцов доступны два типа кампании по продвижению: реклама товаров в результатах поиска и в карточках товаров, а также медийная реклама в формате баннеров и видеороликов», - рассказала менеджер по улучшению клиентского опыта Ozon Global Екатерина Желтова. Она также поделилась, какие и почему категории товаров растут более динамично и дала практические советы, как организовать продажи на российском рынке без открытия юридического лица в России и прямо со склада в Китае.

Разбором ключевых ошибок при продвижении бизнеса на маркетплейсах завершилась финальная сессия форума. Уметь договариваться с поставщиками и просчитывать риски – основные навыки, без которых, по мнению спикеров, новичкам приходится очень тяжело. Между тем, эксперты единодушно сошлись во мнении, что за последние пару лет на рынке онлайн-торговли произошел качественный рывок. Пандемия и последующие события глобально изменили модель потребления, сократив дистанцию между поставщиком и потребителем, о чем свидетельствует динамика покупок, которые делают россияне на маркетплейсах. При этом демонстрируется большая лояльность российских потребителей к китайским товарам.

Об этом говорит уже тот факт, что за дни работы выставки ее посетило более 6000 человек.

«Китай занимает позицию главного торгового партнера России 12 лет подряд. И, несмотря на изменчивость ситуации с пандемией и другие вызовы, которые переживают страны, российско-китайские торговые взаимоотношения демонстрируют серьезную устойчивость и эндогенный импульс, двигаясь против течения», - подчеркнул министр экономики и коммерции Посольства Китая в Российской Федерации-н Лю Сюэсун, выражая надежду, что выставка и форум станут дополнительным стимулом для развития торговли между странами и достижения объема товарооборота в 200 млрд долл. США.

 

 

 

Новости партнеров

«Текстиль и Технологии» установила принтер TRUJET M8 NEW на юге Москвы
Производственная компания на юге Москвы достаточно давно и плодотворно работает в сегменте B2B. Основные виды продукции: бизнес-сувениры, корпоративная одежда, мерч. Новый принтер TRUJET M3 с тремя печатными головами был установлен в ноябре прошлого года, в период увеличения заказов к Новому году.
Инженер «КОВЧЕГА» запустил ARK-JET SUB 1903 на фабрике спортивной одежды SKAT из Ярославля
Инсталляция текстильного принтера ARK-JET SUB 1903 для сублимационной печати выполнена инженером «КОВЧЕГА» в компании SKAT из Ярославля. Это крупное швейное предприятие с более чем 30-летним опытом производства одежды для разных видов спорта − гимнастики, бега, плавания, тяжелой атлетики и борьбы. Все изделия являются результатом собственной разработки кроя и дизайна, изготовлены из качественных материалов, отличаются прочностью и удобством даже во время больших физических нагрузок, поэтому широко востребованы среди профессиональных спортсменов и любителей.
Компания «Смарт-Т» запустила текстильный принтер GongZheng Apsaras G2E в РПК «Жираф»
В челябинской РПК «Жираф» инженером уральского представительства «Смарт-Т» выполнена инсталляция сублимационного принтера GongZheng Apsaras G2E, который вошел в состав текстильного комплекса и, вместе с сублимационным принтером Mimaki JV150 и каландровым термопрессом TitanJet RTX34, будет использоваться для создания спортивной одежды с самыми различными принтами.