Новый завод по переработке пластиковых отходов разместится на территории КПО «Волхонка», принадлежащего петербургскому региональному мусорному оператору. Это совместный проект АО «Невский экологический оператор» (НЭО) и АО «Автопарк № 1 Спецтранс», сообщил ТАСС, ссылаясь на заявление генерального директора НЭО Екатерины Горшковой. Запуск завода планируется в конце 2025 года. Основным покупателем продукции предприятия по плану должен стать «Сибур Холдинг», сообщили РБК Петербург в «Автопарк № 1 Спецтранс».
«Сейчас создана партнерская компания — ООО «Неваспецпласт», это предприятие уже функционирует. Пока его основная задача — как раз разработка проектной документации на строительство данного завода и в дальнейшем — реализация этого строительства. Сроки, когда завод должен быть запущен, это, ориентировочно, третий квартал 2025 года», — приводит агентство слова гендиректора НЭО.
Как сообщил «Автопарк № 1 Спецтранс», новое предприятие будет производить в год порядка 21 тыс. тонн ПЭТ-флексы — промежуточного продукта переработки пластика в виде хлопьев или гранул, который имеет широкое применение в промышленности, в том числе для производства полиэфирного волокна, спрос на которое в последнее время резко вырос.
Участники проекта пояснили, что в первую очередь предстоит разработать финансовую модель, чтобы оценить ожидаемые затраты, определить источники финансирования и сроки окупаемости инвестиций. Также будут изучаться возможности организации производства конечной продукции (одноразовой посуды, стреп-ленты и волокна для нетканых материалов, мембран, геотекстиля и др.)
«Сейчас уже проведено обследование зданий, сооружений и инженерные изыскания участка, где планируется размещение производства. Также запускаем разработку предпроектной документации для уточнения стоимости строительства объекта. Тогда будет понятен объем инвестиций. Этот этап также включает финализацию состава и компоновки линии, выбор поставщиков оборудования. После этого готовится проектная, затем рабочая документация, после чего переходим к стадии строительства», — сообщил РБК Петербург заместитель генерального директора по проектам развития и инвестициям АО «Автопарк № 1 «Спецтранс» Дмитрий Утевский.
Как уточнили в НЭО, параметры проекта будут окончательно определены только после ввода в строй второй очереди КПО «Волхонка», который будет выступать поставщиком сырья для переработки. В АО «Автопарк № 1 Спецтранс» сообщили, что сырье в общем объеме 36 тыс. тонн в год будет поступать также со всех КПО компании: «Старообрядческая», «Предпортовая», «Обухово» и сортировочной станции на полигоне «Новый Свет — ЭКО».
По словам Дмитрия Утевского, основным покупателем пока намечена компания «СИБУР» согласно заключенному ранее соглашению. «Также планируем сотрудничество с производителями ПЭТ-листа, одноразовой посуды, стреп-ленты и волокна для нетканых материалов, мембран, геотекстиля», — сообщил он и добавил, что на первом этапе работы завода «Неваспецпласт» производство подобных конечных продуктов не планируется.
Разработку проекта «Автопарк № 1 Спецтранс» начал еще в 2022 году. Тогда Дмитрий Утевский рассказывал РБК Петербург: «Сейчас мы с партнерами находимся в стадии инжиниринга нового завода по переработке пластиков. Это будет сложная технология, уникальная для России. На выходе получится пластик высокого, пищевого класса — food grade. В декабре 2020 года мы подписали контракт с "СИБУРом" на поставку 4 тыс. тонн ПЭТ-флексы ежегодно для проекта по выпуску именно такой, пищевой ПЭТ-гранулы. Мы планируем вовлечь в повторное использование более 140 млн ПЭТ-бутылок ежегодно». По оценкам на тот момент, при общем объеме производства порядка 25 тыс. тонн ПЭТ-флексы в год инвестиции в проект составят около 1,5 млрд руб.
Главной проблемой такого производства все эксперты до сих пор называют организацию бесперебойных поставок сырья в необходимом количестве и качестве. По первоначальным расчетам «Автопарк № 1 Спецтранс», сырье для нового завода должны поставлять сортировки компании. Однако, хотя они обрабатывают большие объемы мусора, только около 10% из них составляет пригодное для переработки сырье. Для работы завода его не хватит, признавал Дмитрий Утевский. «Так что будем еще закупать у других заготовителей сырья», — сообщал он РБК Петербург в 2022 году. Нынешний проект с НЭО призван решить эту проблему, согласились в «Автопарк № 1 Спецтранс».
Редакция РБК Петербург направила запрос в ПАО «Сибур Холдинг» с просьбой подтвердить информацию Дмитрия Утевского о сотрудничестве.