Летом 2021с 08.07 2021 года по 10.03 2022 года Государственный музей-заповедник «Царицыно» в четвертый раз станет площадкой проведения Триеннале.
Триеннале текстильного искусства – масштабный проект, цель которого — переосмыслить место традиционного гобелена в современном искусстве.
Для «Царицына» Триеннале текстильного искусства — один из главных выставочных проектов. В этом году ему исполняется ровно 10 лет. За десятилетие идея пережила ряд трансформаций, и нынешняя Триеннале, уже четвертая по счету, представляет собой уже не только выставку достижений ткацкого искусства, а междисиплинарный проект, в котором принимают участие как художники, работающие в традиционных техниках, так и авторы, чьи работы тоже вытканы вручную, но из материалов, текстилем не являющихся — из алюминия, пластика, неоновых трубок и многого другого. Часть экспозиции Триеннале этого года будет располагаться под открытом небом — в царицынском пейзажном парке. Для музея это еще один смелый шаг — парк становится новым выставочным пространством. «Во всем мире текстильное искусство занимает заметное место, — считает генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — В аэропортах, торговых центрах, театрах — везде можно встретить текстильные арт—объекты. На время Триеннале мы планируем создать в «Царицыне» территорию экспериментов, где художники смогут попробовать себя в разных форматах — например, в ландшафтном дизайне». Конкурс на участие в IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена проходил с января по март 2020 года. Организаторы получили 207 заявок от художников из 12 стран. Отбор работ производился экспертной группой, в которую вошли главный хранитель фондов Латвийского национального художественного музея Велта Раудзепа, исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, куратор и главный специалист по современному искусству Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков, директор Института искусств Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина Николай Бесчастнов, архитектор Сергей Чобан и другие. В шорт-лист конкурса вышли 69 авторов, из которых 14 инсталляций предназначаются для экспонирования под открытым небом, 9 — для парадных залов Большого дворца и Хлебного дома, 16 являются арт-объектами с элементами ткачества и 40 — традиционными гобеленами.
Традиционно текстильное искусство, конечно, предназначалось для интерьеров. И участникам IV Триеннале, готовивших работы для выставочных залов, был предложен экспериментальный формат экспонирования в индивидуально созданной для каждого объекта среде. Архитектор Сергей Чобан стал не только дизайнером экспозиции, но и со-куратором выставки. В партнерстве с ним художники дорабатывали и масштабировали свои работы, обыгрывая пространственное решение. «Свою главную задачу мы видели в том, чтобы создать максимально благоприятные условия для знакомства широкой публики с этим уникальным видом искусства, — объясняют авторы дизайна экспозиции, Сергей Чобан и Александра Шейнер, — и показать, как в нем сочетаются материальность и беспредметность, богатая традиция и абсолютно новаторские формы».
У каждой Триеннале есть тема. К примеру, тема I Триеннале — «Квадратный метр — свое пространство» — акцентировала мысль, что любое произведение искусства отражает личный взгляд художника. Тема этого года — «В поисках пространства» — предлагает по-новому взглянуть на предназначение текстильных арт-объектов. Одна из главных задач выставки: показать актуальные и инновационные тенденции в современном ткачестве. Наравне с художниками, создающими гладкотканные гобелены в традиционной технике, к участию приглашены также авторы, которые используют современные практики и самые разные материалы. Музей-заповедник «Царицыно» обладает уникальной коллекцией произведений авторского ткачества XX века, которая не имеет аналогов в России. Это наиболее полное на территории России и стран СНГ собрание работ ведущих мастеров бывших союзных республик СССР. Музей активно пополняет свои фонды старинными европейскими и русскими шпалерами. Наконец, последние десять лет «Царицыно» целенаправленно выстраивает связи с современными мастерами, чьи произведения также поступают в коллекцию. IV Триеннале современного текстильного искусства и современного гобелена — логичное продолжение большой исследовательской работы «Царицына» в области актуального декоративно-прикладного искусства и часть просветительской деятельности музея.
В рамках Триеннале будет работать выставка-сателлит — персональная экспозиция «Эволюция взгляда» латвийской художницы Эдит Паулс-Вигнере, младшей сестры композитора Раймонда Паулса, участницы «новой» текстильной волны 1960-1970 годов. А в сувенирном магазине можно будет найти уникальные наборы для творчества, разработанные художниками из «Текстильной лаборатории» — 11 авторских наборов для экспериментов с ткачеством.
К Триеннале подготовлена большая параллельная программа, часть событий которых адресована профессионалам, но большинство мероприятий — лекций, мастер-классов, творческих встреч, кураторских и авторских экскурсий — будут интересны абсолютно всем посетителям «Царицына». Расписание всех событий будет опубликовано в первые дни работы Триеннале на сайте музея и в социальных сетях. Проект Триеннале включает в себя конкурс произведений российских и зарубежных художников. Победители будут награждены в пяти номинациях:
Кураторы: Ольга Докучаева (музей-заповедник «Царицыно»), Виктория Петухова (музей-заповедник «Царицыно»), Сергей Гавин (Ассоциация художников декоративных искусств Московского союза художников).
Сокуратор: Сергей Чобан, российский и немецкий архитектор, член Союза немецких архитекторов (BDA), Союза архитекторов России и Союза художников России
Дизайнеры выставочного проекты: Сергей Чобан и Александра Шейнер.
Проект Триеннале включает в себя конкурс произведений российских и зарубежных художников. Победители будут награждены в пяти номинациях: