Посетители увидят повседневные платья и вечерние наряды, а также костюмы, созданные модельером в 1990-е годы в Санкт-Петербурге для различных культурных проектов, в том числе для сцены (ряд предметов — в соавторстве с Алексеем Соколовым).
Екатерина Андреева провела большую работу по поиску костюмов Константина Гончарова. Со слов одной владелицы нарядов модельера, «ей только детективное расследование не пришлось провести, чтобы какую-то часть присовокупить к 3 моделям, имевшимся в собрании Галереи костюма и моды в РХЦ Эрмитажа «Старая деревня».
«Мы дружили с Константином, - рассказала Екатерина Андреева. Он также как и остальным своим друзьям, шил мне одежду, начиная с 1993 года. Конечно, я все отдала в Эрмитаж. На выставке экспонируется мое бежевое пальто из ткани букле «Невской Мануфактуры». Ему нравилось качество материалов известной советской фабрики, преимущественно из этих тканей (сукно, шерсть и др.) выполнено большинство представленных в витринах моделей».
Константин Гончаров родился в Санкт-Петербурге в 1969 году. После окончания техникума легкой промышленности некоторое время работал в ателье мужской одежды «Элегант». Потом ушел оттуда и, начиная с 1988 года, он становится участником выставок и проектов Новой Академии изящных искусств, основанной художником Тимуром Новиковым.
До этого в 1980-е годы, совсем юным, Константин Гончаров поучаствовал в восстановлении костюмов для балета «Баядерка» в Театре оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр), выполнял эскизы к балетам «Лебединое озеро» П. И. Чайковского и «Жизель» А. Адана. Позже создавал костюмы главных героев для балета «Леда и Лебедь», который был впервые показан в Эрмитажном театре в 1995 году.
В 1990 году фото его работ попали в юбилейный номер журнала Vogue (On the Edge. Images from 100 Years of Vogue), петербургский модельер стал известен и за рубежам. К этому времени Константин Гончаров уже был стилистом группы «Кино».
Это было начало зарождения модной индустрии в Петербурге. В 1994 году Константин Гончаров в числе первых открыл свой Модный дом «Строгий юноша», где создавал модели для звезд, в том числе, зарубежных, приезжавших в наш город. Ему заказывали одежду молодые художники, писатели, композиторы, рок-музыканты и актёры. Среди заказчиков фигурировала Франческа фон Габсбург, принцесса австрийская.
В это время он создаёт не только эксклюзивные платья и пальто, но и произведения для театра и проектов современного искусства. В течение нескольких последующих лет дизайнер был отмечен призами и премиями на различных фестивалях авангардного искусства. Тогда же Константин Гончаров был удостоен петербургской премии «Мастер», которая вручалась в Александринском театре. Показы коллекций Гончарова уже проходили в России, Германии, Бельгии. Модельер был на творческом подъеме, когда его жизнь внезапно оборвалась.
Из рассказа Екатерины Андреевой.
«После ухода Кости, в 1998 году мы с Алексеем Соколовым подарили Эрмитажу 3 костюма для постановочных иллюстраций к «Золотому ослу» Апулея. И вот теперь - еще 40. Сейчас в коллекции Эрмитажа находится 43 костюма Константина Гончарова, 12 из которых присутствуют на этой первой выставке.
Мне известно, что еще в Брюсселе в одном из частных музеев есть коллекция работ Константина Гончарова. Не такая большая, как у Эрмитажа, здесь теперь основная коллекция. Надеюсь, что хозяева этого собрания откликнутся, сделают пожертвования, и мы что-то узнаем о других владельцах».
На открытии выставки также присутствовали обладатели эксклюзивных нарядов Константина Гончарова, которые практически готовы сделать пожертвования Эрмитажу. Это Ирина Селюта, Ирэна Куксенайте, Валерия Заботина, Алена Спицина, Алексей Вдовин и другие. У каждого из них своя история знакомства, дружбы с талантливым модельером, им пока трудно расстаться с его творениями, с которыми их связывают воспоминания. По их словам, «скорее всего это будет завтра».
В частности, Ирина Селюта, директор модного дома Lilia Kisselenko рассказала, как Константин Гончаров вместе с Алексеем Соколовым в поисках ткани пришли на предприятие «Невская мануфактура», с которым сотрудничал модный дом Лилии Киселенко, и они могли им помочь в выборе.
«У Кости было удивительное наитие, ощущение ткани, цвета. Он собирал ткани везде, в различных комиссионных магазинах, это были времена страшного дефицита. Но в его руках все превращалось в шедевры. Чтобы он ни делал, неважно из каких тканей, хлопок, шелк или смесовка, они будили его фантазию. У него было врожденное чувство прекрасного, чувство костюма. Работы модельера отличал скульптурный крой». Ирина обратила внимание на черное шелковое бархатное платье в пол (на выставке его демонстрировала изящная манекенщица), его безупречную форму, выверенную линия декольте, абсолютно целомудренную при максимальной открытости.
«Я все думала, - рассуждала Ирина - кто займет эту нишу, такого исторически театрального подхода, в свое время Поль Пуаре в такой нише работал. И ведь никто не занял, потому что это требует индивидуальной личности художника, что невозможно копировать».
От Ворта до Гончарова
По словам куратора выставки, Нины Тарасовой, хранителя коллекции костюмов, заведующей Сектора декоративно-прикладного искусства Отдела истории русской культуры Эрмитажа, идея собрать всю коллекцию в каталог зрела давно.
«Когда в 1998 году в собрание отдела русской культуры Эрмитажа поступил дар от Екатерины Андреевой и Алексея Соколова (3 костюма работы Константина Гончарова, использовавшиеся во время съемок знаменитого фотопроекта «Иллюстрации к «Золотому ослу» Апулея»), их приняла на хранение легендарная Тамара Тимофеевна Коршунова, которая, посмотрев вещи модельера сказала: «Ну вот, второй Ворт родился». В конце 90-х годов она занималась Вортом, делала его персональную монографическую выставку, которая проходила в Эрмитаже. Это была первая монографическая выставка, посвященная не просто костюму, а модельеру мирового уровня. Тамара Тимофеевна обладала тонким вкусом, чувством стиля, и как человек, который все время работал исключительно с императорскими одеждами, сразу разглядела гений Гончарова. И никто не спрашивал у нее - а что там от Ворта? Понятно, что крой не тот, строчка не та. Что, что, что? Настрой, вот что-то такое, что делает и Ворта, и Гончарова – явлением».
В силу того, что сегодня Нина Тарасова курирует Галерею костюма в «Старой деревне», она и занимается собиранием коллекции современного костюма.
«Конечно, я понимала, - говорит хранитель музея, - что 3 предмета от такого мастера - очень мало. Хотя мы радовались, что его имя уже тогда было представлено в фондах Эрмитажа, а Михаил Борисович Пиотровский прозорливо отметил, что эти работы Гончарова станут первой ласточкой формирования коллекции современного костюма. Действительно, потом Эрмитаж получил в дар модели многих отечественных дизайнеров. И я рада, что наконец пришло такое пополнение – нам преподнесли в дар 40 костюмов Константина Гончарова. И мы сделали эту выставку. Она - маленькая, потому что внеплановая, надо было вписаться в выставочное расписание музея. Камерное Фойе Эрмитажного театра не позволяет выставить много витрин».
Примечательно, что выставка открылась в день Театра (27 марта) и закрывается в день Мецената (13 апреля).
«Так было задумано, – резюмирует Нина Тарасова. Здесь есть театральные костюмы и непосредственно связанные с Эрмитажным театром, созданные для балета «Леда и Лебедь».
Это как бы посыл в будущее. Идея новой выставки витает в воздухе.
«Известно, что за рубежом есть модели Константина Гончарова в частных собраниях - замечает Нина Тарасова. Может когда-нибудь соберем всех на общую выставку, попросим, чтобы все, кто имеет у себя костюмы модельера, приняли в ней участие —это было бы красиво, наверное».
Людмила Трофимова