Этот материал вышел в № 04 за 2012 год

По официальным данным Петростата, в 2011 году наилучшие экономические показатели в Санкт-Петербурге были достигнуты именно в сфере легкой промышленности: объем текстильного и швейного производства увеличился в 1,6 раза, а кожаных изделий и обуви — в 2,5 раза. В Петербурге сегодня работает около 2 тысяч предприятий легкой промышленности, и большинство из них надеются на поддержку государства. Они хотят создания нормальных условий для привлечения инвестиций, действенных льгот по налогообложению отрасли, снижения таможенных пошлин на импортное сырье

Хотим российское!

Среднестатистический покупатель «наелся» рынками. Китайский и турецкий ширпотреб уже не удовлетворяет даже минимальный спрос взыскательного потребителя. И в магазинах все чаще слышишь: «Хочу российское!»

Однако постулат о покупательском спросе, неизбежно рождающем предложение, пока спотыкается о суровую реальность: на долю отечественной продукции сейчас приходится всего пятая часть оборота розничной торговли в этом сегменте рынка.

Радует, что Санкт-Петербург в этом плане немного, но выделяется в лучшую сторону. Спасают бизнес не только «монстры» отечественного легпрома, но и относительно небольшие предприятия, которые все активнее внедряются в петербургский рынок со своими оригинальными предложениями.
По мнению Ирины Саньковой, члена правления Союза предприятий легкой промышленности, в крупных городах продолжается смешение стилей: те, кто раньше посещал только бутики pret-a-porte, сегодня обращают внимание на простые бренды среднего класса.

Все активнее на рынке появляются сети фирменных магазинов женской, мужской и детской одежды, свой сегмент рынка отвоевывают производители спецодежды и обуви.

Так, по мнению специалиста кадрового агентства Ольги Гофман, большую роль играет нацеленность компаний, работающих в легкой промышленности, на развитие и укрепление своих позиций на рынке:

«Это касается производителей верхней одежды, спецодежды, одежды категории «люкс», кожгалантереи и связано с ростом конкуренции на рынке. Даже небольшие ателье заинтересованы в продвижении своих услуг и нацелены на поиск грамотных специалистов с профильным опытом, способных предложить новые пути привлечения клиентов», - сообщила Гофман в интервью Job.ru в январе 2012 года.

Примечательно, что сегодня на рынке лидируют предприятия, родившиеся в конце 90-х - начале 2000-х годов. Пережив самые сложные 90-е, они сумели адаптироваться и выплыть в новом тысячелетии. К таким «поплавкам» можно отнести «Петербургский модный дом «Незнакомка», «Восток-сервис», «Леди-Шарм», «Red Fox», «Петербургский стиль» и другие.

Торговля диктует, производитель подчиняется

Специалисты отечественного легрома понимают, что сейчас уже бесполезно причитать о своих бедах и ссылаться на проблемы и препоны. Хочешь выжить — умей не только вертеться, но и подстраиваться под требования сегодняшнего дня.

Так, по мнению Вадима Бочкарева, члена правления Союза предприятий легкой промышленности, исполнительного директора ООО «Фабрика детской обуви «Скороход», - успех предприятия зависит не столько от инвестиций, сколько от разумного управления бизнесом:

«Всегда у любого предприятия есть два пути повышения производительности труда: путь накачивания системы деньгами (инвестиции и пр.) и путь совершенствования управления (который используется в условиях ограниченности инвестиций). Нет нужды говорить, что в условиях дефицита ресурсов второй путь — единственно возможный, и ключевая фигура в нем — управленец. В основу нового подхода в части подготовки управленческих кадров должен быть заложен принцип активизации творческого потенциала обучающегося».

Как заявила в интервью «Деловому Петербургу» генеральный директор производства женской одежды больших размеров под брендом "Леди Шарм" Валентина Миронова, в 2011 году компания увеличила объемы выпуска продукции на 20% и намерена продолжить модернизацию производства. Кроме того, ее компания расширяет ассортимент, добавив к костюмам и платьям верхнюю одежду и трикотаж, и планирует в 2012 году расширить сеть по России еще на 10 точек (до 40 магазинов). "Ожидаю, что со вступлением в ВТО у нас исчезнет проблема с высокой пошлиной на импортную ткань (пока доходит до 20%). В России материи уже почти не производят, и мы в полной зависимости от импорта сырья", - констатирует она.

По мнению других экспертов отрасли, один из самых больных вопросов — проблемы взаимодействия производителей с торговлей, конфликт интересов которых может даже показаться неразрешимым. Так, по данным российского союза производителей одежды, рентабельность предприятий легпрома составляет 7-8%, торговли — от 30 до 70%.

Как утверждает коммерческий директор производственного объединения «Славянка» Эдуард Борисенков, корень противоречий — в системе закупок. Торговля диктует производителям условия сотрудничества, из всех возможных схем приобретения товара выбирая комиссию и реализацию. То есть, товар отгружается без предоплаты, деньги за него поступают примерно через полгода, да к тому же возникает проблема остатков: они либо возвращаются на предприятие, либо продаются со скидками, установленными за счет производителей.

Эдуард Борисенков настаивает на необходимости преференций российским производителям: «Продавая на отечественном рынке 80% товаров зарубежного производства, отечественная торговля дает возможность заработать Китаю, Турции и другим странам. То есть в России эта прибыль не остается. А что было бы, если бы соотношение между импортными и отечественными товарами в торговых сетях было прямо противоположным? Это означало бы, что добавленная стоимость оседала бы в карманах наших работников, россиян, которые являются потребителями и приходят за товарами в те самые торговые сети. Это привело бы к росту благосостояния не только продавца или производителя, но и конечного потребителя».

Другие специалисты отмечают, что зачастую продавцы отказываются от отечественных товаров из-за их более высокой цены. Причина очевидна: пока сырье, поставляемое из-за рубежа, и готовые изделия, ввозимые оттуда, будут облагаться одинаковыми налогами, отечественные предприятия не смогут конкурировать с зарубежными по цене. Но особых условий для ввоза импортных тканей для отечественных швейных производств Минпромторг пока не предусматривает, объясняя это тем, что государство не может вводить специальных преференций исключительно для текстильщиков.

Как КЗоТ помогает расти рынку

Как отмечают эксперты, сегодня уже недостаточно делать все, как у всех. Приходят и выигрывают — как в обычной жизни, так и в бизнесе — те, кто имеет свою «изюминку». Пускай даже эта «изюминка» будет школьной формой, одеждой исключительно для полных людей или спецодеждой для пожарных.

Например, рынок спецодежды Петербурга некоторыми специалистами оценивается примерно в 1-1,5 млрд. рублей. Впрочем, этот рынок трудно точно оценить, так как спецодежду покупают не только крупные компании, но и обычные люди, которые работают в ней в гараже или на даче.

При этом эксперты признают, что темпы роста этого рынка даже в кризисные времена составляют около 20% в год, причем основным трендом рынка оказалось увеличение доли средств индивидуальной защиты в общем объеме рынка спецодежды. Кстати, рост рынка спецодежды специалисты объясняют тем, что предприятия в последние годы стали больше выделять денег на закупку рабочей одежды.

«Работодатели обязаны делать это по закону, по КЗоТу. Компании закупают новую одежду один раз в год. Но в Петербурге крупных промышленных предприятий мало. Осталась только пищевая промышленность и сборочные производства. Штат таких компаний не превышает полутора тысяч человек. А, например, в таких крупных холдингах, как ОАО «РУСАЛ», работает по 40-50 тысяч. С ними «Восток-Сервис» и работает», - хвастает Антон Старинский, коммерческий директор петербургского представительства ЗАО «ТД «Восток-Сервис».

«Думаю, сейчас многие производители спецодежды в Петербурге будут закрываться, потому что москвичи демпингуют - они заказывают пошив одежды либо в Китае, либо нанимают гастарбайтеров. Например, мы раньше шили для гипермаркетов «Лента», а теперь этот заказ «ушел» к москвичам», - жалуется Наталья Васильева, генеральный директор ООО «Вет».

Школьная форма возвращается!

Возможно, государство все-таки поможет легкой промышленности, вернув в школы обязательную школьную форму. На фоне вступления в ВТО такая поддержка может оказаться крайне своевременной. Так, заместитель директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга РФ Олег Кащеев недавно заявил, что обязательная школьная форма в РФ может вернуться через 5-10 лет:

«В нашей стране имеется огромное количество предприятий, которые могут выполнить заказ. Никто не считал ожидаемого результата для отрасли от введения школьной формы через 5-10 лет, но мы считаем, что польза будет существенной. Например, только прирост полушерстяных тканей детского ассортимента может составить не менее 10-15% в год», — сказал Кащеев.

По его словам, данный проект даст загрузку очень многим швейным предприятиям, а значит они, как и налоговые органы нашей страны, получат существенный экономический эффект.

Представитель Минпромторга уточнил, что хоть и предлагается ввести ее обязательное наличие в каждом учебном заведении, но вместе с тем школы будут иметь право самостоятельно выбирать ее дизайн. То есть предполагается, что форма будет сшита не по единым стандартам — у каждой школы она будет разная.

Северо-Запад – текстильная столица России?

По мнению экспертов, потенциал у легкой промышленности Северо-Запада вообще и Санкт-Петербурга в частности есть, и он велик. Есть шанс возродить легкую промышленность в регионе за счет того, что петербургские компании будут развивать собственные производства в регионе. Если государство все-таки встанет на сторону швейников и обувщиков, то многие предприятия, в настоящее время пользующиеся азиатскими производствами и рабочей силой, вернутся на родину и будут работать буквально не отходя от прилавка. По мнению специалистов, таких предприятий в регионе не менее 10-15, и они вполне способны «делать погоду» на петербургском текстильном рынке. Есть потенциал у небольших предприятий, которые могут выживать в условиях ВТО благодаря мобильности. Так, владелец компании "Балтийский ресурс"Александр Орлов уверен, что малые производители все равно будут выигрывать за счет индивидуального подхода. В 2012 году он рискнул вложить 700 тыс. рублей в открытие цеха по пошиву спецодежды нестандартных размеров. "Как малое предприятие мы легко подстраиваемся под новые требования, предлагая клиенту новые услуги", - рассказал он. По его словам, вхождение в ВТО даже будет ему на руку - компания сможет помимо одежды предоставлять полный спектр средств производственной защиты, став дилером западного производителя защитной обуви.

Чисто женский бизнес

Еще один удивительный аспект развития текстильной промышленности Северо-Запада обнаружился совсем недавно. На заседании городского парламента была обнародована удивительная информация: оказывается, большую часть предприятий региона возглавляют представительницы прекрасного пола. В основном они руководят компаниями, связанными с пищевой и текстильной промышленностью.

«Вообще в экономике Санкт-Петербурга женщины-предприниматели, по статистике, занимают 65% бизнеса. Если посчитать, что 25% доходов дает малый бизнес, то становится ясно, что женщины-предприниматели сегодня занимают лидирующую позицию», - рассказала Ирина Иванова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

По мнению наблюдателей, это обстоятельство внушает оптимизм. «Женщины более обстоятельны, ответственны, прагматичны, они не склонны к бессмысленному риску» - утверждают специалисты хедхантерских агентств.

Поэтому сам факт лидерства женщин в текстильном сегменте промышленности региона дает нам всем основания надеяться, что эта отрасль победит и внешних оппонентов, и внутренние болезни.

Марина Седова

 

Также в номере:

Симбиоз, выгодный для всех

Новый альянс включит в себя техникум, вуз и частные предприятия легкой промышленности. Это позволит объединить усилия для преодоления острого кадрового голода в отрасли, создания мощной производственной базы и собственной научной школы. Насколько реально воплотить в жизнь эту задумку – в нашем материале.
Читать далее »

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ ПО АССОРТИМЕНТНЫМ ГРУППАМ

Предлагаем Вашему вниманию продолжение серии статей, начатой в журнале (№ 2, № 3, 2012 г.) и посвященной тенденциям развития производства и потребления НМ в России по отдельным укрупненным ассортиментным группам. Данная статья освещает область нетканых фильтрующих материалов (НФМ), и авторы ни в коей мере не претендуют на полноту изложения этой проблемы, а лишь высказывают свои соображения исходя из опыта работы отечественных предприятий и собственных исследований. В условиях вступления России в ВТО и функционирования Таможенного союза, тенденции и перспективы развития и потребления отдельных групп текстильной продукции приобретают особую актуальность.
Читать далее »