Этот материал вышел в № 06 за 2012 год

Историк моды и известный телеведущий Александр Васильев представил в Риге свою выставку, посвященную югендстилю в одежде (или модерну). Дословно югендстиль переводится как «молодой стиль». Он и в самом деле был свежей струей в моде конца XIX – начала ХХ века. Его отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям и прикладному искусству, сочетание художественных и утилитарных функций вещей. Аромат эпохи – вот что чувствуют сегодня посетители выставки, едва входя в зал.

Говорят, что этот аромат начал ощущаться уже во время монтажа выставки (а она открылась в июне). При подготовке проекта Александр Васильев обратился за помощью к добровольцам, и желающих оказалось множество. Более 50 волонтеров помогали наряжать манекены, приводить в порядок некоторые экспонаты, отутюживать платья.

Так вот, добровольцы рассказывали, что в зале, где кипела работа, царил аромат цветов. Казалось, благоухание исходит от флаконов духов столетней давности, расставленных на столах, от платьев, проложенных для перевозки слоями легчайшей бумаги.

Платья прибывали в металлических ящиках – кофрах, шляпы и аксессуары ехали отдельно. Александр Васильев лично инструктировал людей, как обращаться с вещами, не позволял никому касаться экспонатов без белых хлопчатобумажных печаток. Ведь время беспощадно к этим драгоценностям.

Последние штрихи в экспозиции – дело рук неизменного ассистента Александра Васильева Кристофа Дюбуа, стилиста выставок Жанны Дубска, а также ассистентов. Экспозиция выстроена так грамотно, что посетителю кажется: он попал в бальную залу или на улицу той эпохи. В Риге это особенно легко представить – ведь это одна из столиц югендстиля в архитектуре.

На выставке удобно работать и журналистам, и фотографам, и специалистам в области моды. Каждую модель можно детально рассмотреть и сфотографировать без всяких вспышек (вспышки Васильев запретил – они вредны нежным старинным тканям).

В центре внимания - около 100 нарядов той эпохи, которые сохранились в семьях эмигрантов, в музеях. Это буквально вещи из бабушкиных сундуков, и за каждой из них стоит своя история. На выставке есть платья, созданные выдающимися домами моды начала ХХ века - Worth, Doucet, Paguin, Drecoll, Rouff, Poiret, Babani, Fortuny и другими, а также наряды, сшитые обычными модистками. Приглядевшись внимательно, можно понять, как мода, «делавшаяся» в Париже, Лондоне, Венеции, Нью-Йорке, влияла на то, что шили в Москве, Санкт-Петербурге, в Российской провинции.

Югендстиль ставил во главу угла женственность: в моде тонкая талия, затянутая в корсет (которая не снилась даже сегодняшним обладательницам модельных параметров), плавные линии, длинные волосы.

Популярны пастельные оттенки – бежевый, слоновой кости, пудренный. И одновременно – роковой черный, огненно красный, загадочный лиловый.

В каждом из этих платьев можно представить себе героиню какого-то литературного произведения того времени. Хоть незнакомку Блока, ее «девичий стан, шелками схваченный»…

С точки зрения сегодняшнего дня актуальными кажутся несколько направлений: это отделка нарядов бисером, стеклярусом и паетками, выполненная на очень высоком уровне (в таком платье хоть сейчас в театр или на прием), многослойность (легкая тюль, сквозь которую видна вышивка на шелке), летние платья в народном стиле, минималистичные деловые дневные наряды.

Интересный нюанс свадебной моды: оказывается платья цвета «Шампань» и слоновая кость, которые только сейчас появляются в коллекциях известных модельеров, специализирующихся на выпуске свадебных платьев, были доступны модницам Серебряного века.

А во  что так и хочется одеть прямо сейчас – так это верхняя одежда (манто, накидки, муфточки). Сколько же очарования в этих милых вещах!

Выставка позволяет оценить и качество пошива. Нужно сказать, что оно разнится. Но во многих случаях точность кроя и филигранность швов просто поражает.

Экспозиция дополнена аксессуарами. Просто диву даешься, как много изящных и тонких вещиц – от обычного веера до бальной книжечки – окружали тогда женщину. Даже коллекция шляпных булавок впечатляет. А есть еще и ювелирные украшения, сумочки, обувь, флаконы духов, предметы интерьера.

Удивительный мир прошлого, к которому можно прикоснуться и сегодня.

Выставка продлится до 28 октября.

Также в номере:

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РОССИИ ПО АССОРТИМЕНТНЫМ ГРУППАМ

Продолжаем серию статей, посвященных тенденциям развития производства и потребления нетканых материалов (НМ) в России. Данная статья посвящена нетканым строительным материалам, являющимся одной из важнейших ассортиментных групп НМ. В условиях вступления России в ВТО, функционирования единого Таможенного союза республик Белоруссии, Казахстана и Российской Федерации, тенденции и перспективы развития производства и потребления нетканых строительных материалов (НСМ) приобретают особую актуальность.
Читать далее »

Международные выставки ИТМА и тенденции совершенствования ткацкого оборудования

В сентябре 2011 года в Барселоне проходила 16-я международная выставка текстильных машин ИТМА-2011. Выставка была юбилейной, так как первая выставка ИТМА была проведена в Лилле (Франция) в 1951 году, 60 лет тому назад. Выставки ИТМА проводятся каждые 4 года в различных странах Европы ассоциацией производителей текстильных машин Европы «CEMATEX». Эта ассоциация объединяет девять национальных союзов европейских стран, основных производителей и экспортеров текстильных машин в мировом масштабе. Их успешной работе способствует несколько факторов, которые мы рассмотрим ниже.
Читать далее »

Цифровое будущее становится ближе

В последнее время многие специалисты в области текстиля заговорили о буме цифровой печати. И хотя доля рынка, которую занимает на сегодняшний день цифровая печать по ткани, не велика (по сравнению с традиционными способами отделки), интерес к модернизации со стороны производителей налицо. Чего же ждать в ближайшем будущем? Каковы перспективы отделки текстиля? Наш собеседник – Роберто Боб Марчесотти, торговый представитель австрийской компании Zimmer в России.
Читать далее »