Немного цифр
«Текстиль умирает» – слышим мы постоянно. Цифры, однако, говорят о другом: ситуация в отрасли неоднородна. Основные показатели работы озвучила начальник регионального департамента экономического развития и торговли Светлана Давлетова.
По ее словам, объем отгруженной продукции в текстильном и швейном производствах Ивановской области в 2012 году вырос на 10% (28404,7 млн рублей), индекс промышленного производства составил 108,9%.
Что касается основных видов продукции, выпуск пряжи продолжает сокращаться (за год снижение производства составило примерно 10%), зато выпуск ткани увеличился на 15,5%, а постельного белья - на 23,3%. Было произведено 46996,4 тысяч КПБ.
В целом отрасль сработала с прибылью (в объеме 6,4 млн рублей). Если точнее, 55,8% предприятий получили прибыль 589,9 млн рублей, а 44,2% - сработали с убытком в 592,5 млн рублей.
Главные болевые точки отрасли, выделенные Светланой Давлетовой и Павлом Коньковым, - это крайне низкая зарплата и устаревшее оборудование на предприятиях. Вроде бы вывод напрашивается сам собой: зарплату нужно повышать, а производства модернизировать. Но, как показало обсуждение, все не так просто.
Инвестиций ждать не приходится…
Перспективы отрасли кратко очертил председатель правления ассоциации предпринимателей текстильной и швейной промышленности Ивановской области Василий Гущин.
«Агитировать за повышение зарплат и за инвестиции сегодня бессмысленно, - отметил Василий Гущин. - Проблема даже не в том, что общеэкономические факторы не дают возможности привлекать средства, или у предпринимателей пропал «вкус» к инвестициям. Прежде всего, проблема в насыщении рынка. Например, в Ивановской области в прошлом году произведено почти 47 млн комплектов постельного белья. То есть по одному комплекту на каждую российскую семью. Рынок насыщен предельно. Конкуренция в нашем сегменте высочайшая, рентабельность страдает (существенным образом влияет на нее контрабанда и серый завоз). На прошлой неделе председатель ЦБ РФ Сергей Игнатьев озвучил чудовищные цифры: отток капитала из страны составляет 49 млрд долларов год, из них по торговым операциям – 18 млрд. В основном, это оплата товаров народного потребления. Никаких шансов победить в этой нечестной борьбе у предпринимателей нет. Так что ожидать инвестиций в повышение эффективности на тех рынках, на которых работают наши предприятия (домашний и медицинский текстиль), не стоит. Все возможности исчерпаны в предыдущие десятилетия. Все инвестиции в увеличение выработки были сделаны, а все узкие места на предприятиях «расшиты». Каких-то «прорывных» технологий, способных увеличить рентабельность производства, сегодня нет. Любые инвестиции лишь снизят рентабельность: производительность не увеличится, предприятие только получит для себя дополнительную нагрузку по обслуживанию кредитов. Единственное, во что можно вкладывать деньги - это улучшение условий труда. А в остальном - все разговоры об инвестициях похожи на агитацию. Потому что на сегодняшний день никто в здравом уме инвестировать не будет».
Освоение новых товарных категорий и рынков, по мнению Василия Гущина, – еще более рискованный путь для бизнеса, чем модернизация существующих производств. Так что задача каждого предпринимателя сводится к выживанию. А резервы для развития руководители текстильных и швейных предприятий ищут в маркетинге, а также новых подходах к сбыту продукции и логистике.
«Слушаю и невольно вспоминаю старый анекдот, - подытожил Павел Коньков. - Самый быстрый способ потерять деньги – это игра, самый приятный – женщины, а самый надежный – инвестиции».
…А может быть, и приходится
Впрочем, не все так однозначно. Председатель совета директоров ЗАО «Кинешемская ПТФ» Сергей Жуков подчеркнул, что если в домашнем текстиле технологий, которые помогли бы предприятиям выйти на принципиально другой уровень рентабельности, действительно нет, то в сегменте медицинского текстиля модернизация вполне оправдана.
«Производство медицинского текстиля в последние годы достаточно динамично росло, мы выжали максимум из оборудования, которое у нас используется, - сказал Сергей Жуков. - И готовы расти дальше. Мешают сложности во взаимодействии с банками, заградительные ставки по кредитам (в разы больше, чем в странах-конкурентах). Что же касается прядения, вложения в модернизацию действительно не имеют смысла. Господдержка, применяемая в Узбекистане, «затромбовала» развитие прядения в России. Инвестиции сегодня используются, в основном, в социальных целях: для улучшения условий труда, повышения зарплаты работающим и т.д.».
Кстати, с одним из успешных примеров вложений средств в модернизацию производства по выпуску медицинского текстиля участники совещания ознакомились в ходе поездки в Кинешемский район. Павел Коньков и Светлана Давлетова осмотрели новую линию отделочного оборудования, установленную на ХБК «Навтекс».
Правительство задумалось
Среди проблем текстильщики назвали серьезное налоговое бремя, постоянно дорожающие энергоресурсы (цены на них уже выше, чем в США, и подбираются к европейским), а также сложность получения господдержки – на федеральном уровне придираются к каждой запятой.
«Проблема номер один – это контрафакт, ввозимый из стран, в которых государство поддерживает текстильную отрасль, - добавил генеральный директор ООО «ТДЛ Текстиль» Михаил Шмелев. - Схемы поддержки могут быть разными: налоговые льготы, субсидирование части затрат на энергоресурсы или на сырье. Но, так или иначе, эти меры поддержки повышают рентабельность на 10-15%. Конкурировать в этих условиях сложно».
Сложившаяся ситуация вынуждает думать о прямых инвестициях в отрасль региональное правительство. Об этом заявил на совещании 1 марта Павел Коньков. Отчасти это связано с высокой социальной значимостью отрасли.
«У власти сегодня «профсоюзное» отношение к текстильной промышленности, – отметил Павел Коньков. – На текстильных и швейных предприятиях региона работает около 30 тысяч человек. Если все они в одночасье лишатся работы, социального взрыва не миновать. Поэтому мы благодарны бизнесу, который сохраняет производство».
Это весьма неожиданной шаг: ведь на протяжении последнего десятилетия власти заявляли о том, что прямых инвестиций в текстиль (как и другие отрасли экономики) не будет. Хотя мера не беспрецедентная: подобный опыт есть в Белоруссии, в Вологодской области.
Впрочем, от мыслей о необходимости инвестиций до реального вложения средств – дистанция огромного размера…
Более сорока пяти лет своей истории НИИ нетканых материалов занимается исследованиями в области создания нетканых материалов на основе текстильных волокон и нитей. Отраслевая принадлежность института к текстильной промышленности в прошлом наложила свой отпечаток на научную специализацию деятельности и в настоящем.
Читать далее »
Перефразируя слова Булгакова можно было бы сказать, что «текстильщики хорошие люди, но сырьевой вопрос их испортил» (у классика, если помните, речь шла о москвичах и квартирном вопросе). Сырье – основа работы отрасли. И, как показал сырьевой (хлопковый) кризис 2011 года, эта основа может в любой момент разрушиться, уйти, как земля из под ног. Естественно о том, как избежать повторения подобных ситуаций, задумались и предприниматели, и представители власти. В рамках 40-й федеральной оптовой ярмарки «Текстильлегпром» прошло заседание «круглого стола» «Российский текстиль: рынок сырья – тенденции, проблемы, перспективы», где сырьевой вопрос был обсужден с разных сторон.
Читать далее »
Основные объемы выпуска нетканых материалов приходятся на изделия технического назначения, так называемый технический текстиль. Вместе с тем имеются в России предприятия, которые разрабатывают и внедряют нетканые материалы бытового назначения, решая социальную задачу по удовлетворению спроса населения. В данной речь идет о «Предприятии нетканых материалов» в г. Вязники (Владимирской области), которое широко использует в своих разработках как льняное, так и синтетическое волокна.
Читать далее »