Этот материал вышел в № 01 за 2014 год
Пролистать PDF

Гаджи, что изменилось за 2 прошедших года? Сколько оборудования JUKI было закуплено российскими предприятиями? Можем ли мы говорить о новых рекордах, когда наша швейная промышленность оказалась в еще более сложных условиях после вступления в ВТО?

Мне думается, что вступление России в ВТО не успело значительно осложнить ситуацию на нашем рынке. В Европе, после вступления Китая в ВТО, в первый год рынок серьезно «просел», многие предприятия были на грани выживания, многие закрылись. Причиной явилась отмена ввозных пошлин на китайскую продукцию, и с китайскими товарами стало невозможно конкурировать. Но уже через год многие европейцы поняли, что дешевая цена обусловлена низким качеством, а зачастую качество было еще ниже той цены, какую заплатил покупатель. У европейцев возрос интерес к продукции, сделанной в Европе. А еще через год те предприятия, которые ранее перенесли свои производства в Юго-Восточную Азию, стали возвращаться в Европу. На мой взгляд, определенные проблемы в швейной промышленности вызваны не открытием нашего рынка для участников ВТО, а общим настроением участников рынка. Могу сказать, что за последние 2 года продажи JUKI в России выросли, и 2013 год мы завершили с очередным рекордом в 18 тысяч машин.

То есть, вступление в ВТО никак не повлияло на объем продаж количественно. А качественно?

Любая конкуренция, равно как и кризис – это эволюционный процесс: сильные становятся сильнее, случайные – вымирают. В России меняется подход к организации производства, вследствие интеграционных процессов появляется необходимый опыт, рождается понимание того, что мы можем сделать товар не хуже чем «мейд-ин-заграница». К руководству в российских компаниях приходит второе поколение – дети основателей фирм, которые хорошо образованы, владеют иностранными языками, верят в собственные силы и не испытывают комплексов перед иностранными фирмами. Российские предприниматели, понимая, что на допотопной технике не сделать качественный продукт и не добиться высокой производительности, делают акцент на приобретении надежного оборудования с автоматическими функциями.

Какие машины пользуются наибольшим спросом: простейшие или, наоборот, многофункциональные?

Все зависит от региона и от производственных задач. В ряде случаев мы отговариваем предприятия от приобретения дорогих многофункциональных машин в пользу более простых и дешевых, а в ряде случаев приобретение автоматических машин – насущная потребность. Согласитесь, что нет необходимости покупать грузовик, если вашей задачей на ближайшие 5 лет является перевозка килограмма яблок. Если в регионе нет проблем с рабочей силой, стоимость которой приемлема для производства, объем потребления ограничен, то вполне вероятно, что предприятию достаточно иметь простое и надежное оборудование, которое прослужит долгие годы. И наоборот: если предприятие амбициозное, стремится расширить рынки сбыта, хочет повысить производительность и увеличить объемы производства – ему не обойтись без автоматизированного оборудования JUKI с электронным управлением.

Постоянно общаясь с российскими руководителями предприятий, посещая конкретные фабрики в разных регионах страны, Вы как никто другой имеете полную картину происходящего на российском швейном рынке. Какие основные проблемы остались, какие решены, какие появились?

Одна из важнейших проблем – рынок квалифицированного персонала, в первую очередь швей. Так уж получилось, что система профессионально-технического обучения в России практически перестала существовать, новых швей готовят только сами предприятия, но по окончании обучения швея ищет лучшие условия и уходит туда, где платят больше. Мне думается, что один из факторов, сдерживающих рост производства в легкой промышленности, – постоянно снижающееся предложение на рынке труда. Есть предприятия, которые выходят из сложившегося положения приглашением вахтовых бригад из Приднестровья, где люди имеют российское гражданство. Есть предприятия, готовые открыть и вторую, и третью смену, но, столкнувшись с отсутствием рынка швей, вынуждены размещать заказы в странах Юго-Восточной Азии.

И, как обычно, риторический вопрос: «что делать?»

Считаю государственной задачей возобновление системы профтехобразования, с выплатой стипендий. Это должно быть подкреплено идеологической работой по созданию и укреплению имиджа трудового человека, если хотите, некоей героизацией труда. Необходимо восстановить понятие «трудовая династия», возможно, установить некие надбавки к пенсии за многолетнюю работу на одном предприятии. Нужно чествовать героев труда, отмечать их правительственными наградами, возможно, тогда молодежь поймет, что быть специалистом не менее почетно, чем артистом.

Последнее положение от 13.01.2014 Минпромторга о выделении субсидий на поддержку легкой и текстильной промышленности – 250 млн. руб в 2014 году на модернизацию в частности. Как Вы можете его прокомментировать?

Как очень правильное решение. Нужно только уточнить, что речь идет о субсидиях на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, направленным на создание и модернизацию производств. По оценке Минпромторга России, субсидирование процентных ставок позволит создать более 3 тыс. новых рабочих мест, обеспечить 20-процентное импортозамещение сырья и готовых товаров. Вопрос лишь в том, что субсидию смогут получить те, чьи общие инвестиции составляют не менее 150 млн. руб, а это является поддержкой только крупных компаний. Безусловно – это крайне важно, как первый шаг, как показатель понимания руководством страны, что легкая и текстильная промышленность нуждается в прямом государственном протекционизме. Но нужно также понимать, что основой любой экономики является средний класс и именно средний класс может изменить экономику к лучшему. Нужно продолжить эту инициативу и расширить ее на инвестиции от 30 млн. руб – тогда это будет реальный стимул к росту предприятий и экономики в целом.

А что Вы скажете о поддержке российских дизайнеров в рамках положения о поддержке отечественной легкой промышленности? Может, нужно поддерживать в первую очередь конкретные предприятия, их марки и бренды?

Как к сигналу о том, что Правительство обратило внимание на легкую и текстильную промышленность, отношусь положительно, но, опять же, хочется верить, что это только начало большой работы. В данном случае речь ведь идет о «раскрутке» наших дизайнеров за границей, а Алену Ахмадуллину и Машу Цигаль – уже можно отнести к маститым дизайнерам, заявившим о себе во весь голос и достаточно давно. Кира Пластинина хоть и недавно отметила свое 20-летие, но также отметилась громкими акциями и ее имя уже известно в Милане, Лондоне, Нью-Йорке и других столицах моды. Важно понять, чего мы хотим? Показать миру, что у нас есть талантливые дизайнеры haute couture? Или нужно способствовать созданию российского аналога “Zara” и сделать его успешным в мире, что позволит говорить о России, как о державе, вовлеченной в мировой бизнес pret-a-porter ? По большому счету – это уже категория частного бизнеса и участие в нем государства кажется несколько странным.

Если мы хотим заявить миру о русской дизайнерской мысли, давайте проведем систему конкурсных отборов внутри страны, а заключительный финал и гранд-дефиле проведем в одной из столиц мировой моды, где судьями будут ведущие мировые дизайнеры. И так ежегодно – меняя города, где будет проходить заключительный конкурс. В этом случае мы стимулируем наших дизайнеров на создание уникальных коллекций, дадим им возможность почувствовать себя частью мировой моды, выведем их продукт на мировые рынки, ведь на показах присутствуют не только дизайнеры и представители модных журналов, но и руководители торговых сетей, бизнесмены, которые могут проявить деловой интерес к нашим дизайнерам.

А как корпорация JUKI поддерживает своих клиентов не только в России, но и в мире?

Для нас крайне важна обратная связь с нашими партнерами (я принципиально избегаю слова «клиент», поскольку мы относимся к своим клиентам как к партнерам). Например, гениальный Джорджио Армани, не удовлетворенный качеством шитья и производительностью существовавших машин, обратился к нам с предложением о создании новой машины для втачки рукава. Результатом сотрудничества JUKI и дизайнерского бюро Armani явилась новая машина DP-2100.

Кроме того, в системе корпорации JUKI есть институт швейной промышленности, где трудится группа технологов, которая посещает предприятия, ставшие партнерами JUKI или планирующие ими стать. Технологи проводят обследование участка производства и дают свои рекомендации по повышению качества и производительности. Эту работу мы проводим в СНГ с 2005 года, и за прошедшее время посетили более 60 предприятий в России, Украине и Беларуси. Заметьте, что эти обследования мы проводим бесплатно, при том, что мы – капиталисты и знаем цену каждой копейке. Мы понимаем, что чем более успешными будут наши партнеры, тем успешнее будем мы, и поэтому прилагаем все усилия, чтобы бизнес наших партнеров был прибыльным.

 Какие ближайшие цели и задачи поставлены компанией JUKI в 2014 году? Каков Ваш личный прогноз на этот год? Какие направления в швейной промышленности будут наиболее перспективными?

У компании JUKI, как и у всех японских компаний, существуют планы неуклонного роста ежегодно. Мы планируем выпуск ряда новых моделей машин, в частности, недорогих прямострочных машин с автоматическими функциями для средних тканей DDL-8100B-7, для тяжелых тканей DU-1181-7, петельной машины, машины «зигзаг».

Я надеюсь, что этот год будет лучше предыдущего и считаю, что в 2014 году будут активно развиваться рынки спецодежды и трикотажа.

Ваши пожелания нашим швейникам?

Верить в себя и двигаться вперед, тогда успех неизбежен.

 

Также в номере:

Счастья в Новом году!

  Конец года – это не только время подведения итогов, но и попытка заглянуть в будущее. «Фирма ШВЕЙМАШ», которая успешно работает на российском рынке уже более 20 лет,  вместе со своими партнерами хочет информировать всех заказчиков - и традиционных, и новых, и потенциальных о тех новинках, которые их ждут в новом, 2014 году.  
Читать далее »

Lectra Fashion: создавая мосты…

  Мир постоянно и быстро меняется. В свете экономических и социальных изменений на первый план выходят потребности модных компаний в контроле и гибкости. Этим компаниям необходимо совершенно новое программное обеспечение, которое позволит создать мосты между творческой командой и командой разработчиков изделия и выйти на новые показатели эффективности. Именно такой продукт предлагает сегодня компания Lectra.  
Читать далее »

ПРИНЦИПЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ НЕТКАНЫХ МАТЕРИАЛОВ

  Производство нетканых материалов – одно из самых активно развивающихся направлений отечественной промышленности на сегодняшний день. Развитие производства нетканых материалов в нашей стране и его стабильность – тема, волнующая многих специалистов отрасли.
Читать далее »