Посетители смогли увидеть работы домов мод «Армани», «Балестра», «Бьаджоти», «Фенди», «Миссони», «Версаче», «Ферретти», экспонаты из частных коллекций Роджера Саласа, Райны Кабайванской, Валентино Гаравани; фонда Роберто Капуччи, архива Маурицио Галанте, архива Миссони, театра Сан-Карло, Римской оперы, Нью-Йорк Сити Балета, а также Шереметевского дворца – филиала Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства. Экспонаты для выставки предоставлены в большей степени из Италии (Рим, Неаполь, Милан, Варезе, Модена), а также Франции (Париж), Испании (Мадрид) и США (Нью-Йорк). При этом часть экспонатов не участвовали в зарубежных выставках и выставлялись впервые, в России. Размах выставки в Санкт-Петербурге заслуживает всяческой похвалы. Пожалуй, впервые проявляется такое внимание к моде. В восьми залах Шереметевского дворца (более 800 кв. м) вольготно разместились 216 экспонатов: костюмы, эскизы, иллюстрации и целый ряд предметов.
Концепция выставки — результат международного сотрудничества двух опытных кураторов: Массимилиано Капелла, известного итальянского историка искусства и моды и Натальи Метелицы, директора Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
«Для нас было очень важно показать очень привлекательные для зрителя аспекты итальянской моды в симбиозе с театральным искусством, потому что хронологический период захватывает годы с 1964 до 2012»,—сказал на пресс-конференции Массимилиано Капелла. Он также поблагодарил петербургских специалистов, в первую очередь Наталью Метелицу, которая, увидев эту выставку в Риме в 2010 году, проявила большое упорство и желание показать ее в Санкт-Петербурге. И действительно, выставка стала событием для петербуржцев и гостей города.
Работа над проектом для России велась в течение года. Устроителям выставки удалось найти правильный компромисс между элементами старины и аспектами современного дизайна. Уникальные модели прекрасно вписались в музейные интерьеры Шереметьевского дворца. Безупречное освещение (свет нижний, верхний, сбоку), зеркальные подставки для манекенов позволяли рассмотреть не только каждую деталь моделей и стежки, но и цвет подкладки, отделку подола.
Большинство представленных костюмов созданы вручную, это сотни часов кропотливого труда многих людей, использование разнообразных техник. Восхищает работа индийской вышивальщицы, выполненная для коллекции Маурицио Галанте (к опере «Мадам Баттерфляй»), это прекрасный образец настоящего кутюра, присущего старым мастерам. Практически все модели выставки можно рассматривать как произведения искусства. Костюмы, созданные для сцены – исторические - в интерпретации великих мастеров дизайна как бы ведут диалог с современностью, демонстрируя высокую моду.
Потенциал знаменитых итальянских стилистов раскрылся именно в театральном костюме, стал подлинной вершиной мастерства в мировой моде.
По словам Массимилиано Капелла, первое «вторжение» итальянской моды на театральные подмостки после мимолетного опыта Эльзы Скьяпарелли (в тридцатых годах), происходит в 1980 году с признанием в любви к опере сестер Фенди и их творческого директора Карла Лагерфельда. Это была «Травиата» для Римского оперного театра. Опера облачается в меха – меховые вставки, муфты, накидки - к ее услугам вся элегантность Фенди. Самой примечательной оперной работой Фенди стали 63 костюма для «Кармен» Бизе. Благодаря современному цветовому решению истории (джинсовые ткани с меховыми вставками, взрывное смешение красок) опера приобретает неожиданное современное звучание.
Самая объемная часть экспозиции посвящена Джанни Версаче, одному из плодотворных дизайнеров, творчество которого было особенно востребовано мастерами оперной и балетной сцены. По высказыванию американских искусствоведов, знаменитый итальянский модельер допускал буквальное интерпретирование афоризма Шекспира «весь мир - это сцена». Создавая театральные костюмы, Версаче опирался на историю, но обладал редкой творческой свободой, привнося в каждый театральный образ свой стилистический взгляд. Наверно самым запоминающимся на выставке стал зал с огромными стилизованными «Матрешками». Взяв за основу знаменитый символ России, художник дал свою интерпретацию этого образа — яркие жизнерадостные цвета в сочетаниях разных по фактуре тканей, перегруженность текстилем, высокие кокошники.
В балете «Воспоминание о Ленинграде» 1987 года хореограф Морис Бежар и Джани Версаче передали свое впечатление от города на Неве. Пачки выполнены из сурового льна с ажурной вышивкой мельчайшими кристаллами и бисером. Простота модели наследует образцам аскетичных пачек учениц русских балетных классов начала 20 века.
В театральных работах дома мод «Миссони» всегда сохраняется их природная сущность. Во время открытия чемпионата мира по футболу 1990 года в Италии, в театрализованном шоу под названием «Африка Миссони» - традиционные полосы, зигзагообразные линии и примитивные геометрические рисунки, отсылающие к культуре народов стран Африки, перекликаются с художественной символикой, навеянной метафизической живописью.
В доме мод «Миссони» для современного танца создают облегающие костюмы из вискозного джерси, призванные подчеркнуть движения напряженного тела и атлетическую энергию действия.
Выставка, прошедшая в Петербурге, позволила в полной мере оценить вклад прославленных итальянских мастеров в искусство театрального костюма.
В течение двух дней фестиваля в Театральном музее также прошла научная конференция «Театр и мода. Диалог искусств», которая была посвящена вопросам взаимовлияния культуры театрального костюма и моды как элемента культуры повседневности. Среди докладчиков конференции были: О. Хорошилова, Е. Истомина, С. Николаевич, К. Добротворская, М. Виртанен, Н. Онегин, Н. Баландина, Де-Клерк Юлия, Мак Лиин Элизабет (Великобритания), Массимилиано Капелла (Италия), Кнорп Эллина (Германия), Маркович Татьяна (Австрия) и др.
В Александринском театре фестиваль «Дягилев. P.S.» представил последнюю премьеру хореографа из Франции Анжелена Прельжокажа – балет «Ночи» в исполнении его труппы из Экс-ан-Прованса. В основе исследования хореографа — «Сказки 1000 и 1 ночи». Он показал свое импрессионистское видение произведения, размышления о роли женщины в обществе. Костюмы к балету созданы дизайнером Азадин Алайя.
В Музее театрального и музыкального искусства прошла выставка «Русский Лос-Анджелес. Игорь Стравинский. Инновация в танце», на которой представлены неизвестные российской публике фотографии великих деятелей балета, сделанные американскими фотографами, а также модели одежды из коллекции Театрального музея, принадлежавшие Михаилу Фокину и вернувшиеся в Россию «из эмиграции».
В Театральном музее в рамках фестиваля «Дягилев.P.S.» состоялся музыкальный спектакль «Игорь и Коко». Либретто к спектаклю было составлено на основе фрагментов из писем и дневников Коко Шанель, Веры Стравинской. В спектакле прозвучала музыка в исполнении голландских артистов: пианиста Мартена ван Вена и сопрано Михаэлы Ринер.
Фестиваль «Дягилев. P.S.» в Санкт-Петербурге посетили: Министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман, председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Василий Панкратов и другие почетные гости.
Людмила Трофимова
Мир постоянно и быстро меняется. В свете экономических и социальных изменений на первый план выходят потребности модных компаний в контроле и гибкости. Этим компаниям необходимо совершенно новое программное обеспечение, которое позволит создать мосты между творческой командой и командой разработчиков изделия и выйти на новые показатели эффективности. Именно такой продукт предлагает сегодня компания Lectra.
Читать далее »
Международная выставка легкой и текстильной промышленности «Индустрия Моды» пройдет 13-16 марта 2014 в Петербургском Спортивно-концертном комплексе. Проект «Индустрия Моды» существует более 20 лет и является единственным отраслевым мероприятием в Северо-Западном федеральном округе. Компании, стремящиеся освоить рынок этого региона, стараются не пропускать это мероприятие, представляя обновленные коллекции на грядущий сезон.
Читать далее »