Выступления отдельных руководителей предприятий походили на глас вопиющего в пустыне. Треть времени конференция слушала показательную историю компании, столкнувшейся с бюрократией при сборе документов для получения субсидии — в итоге так и не получившей ее. Другое предприятие также осталось без субсидии, поскольку сменился соответствующий чиновник в Комитете по предпринимательству и потребительскому рынку Санкт-Петербурга (КППР). Выяснилось, что для ее получения по новым условиям компании необходимо практически провести реорганизацию.
Директор ассоциации петербургских предприятий легкой промышленности рассказала о недоверии к КППР предпринимателей, которые, потеряв год на сборы документов и получив отказ из-за нестыковки требований налоговой и Комитета, больше не собираются проходить эту бесполезную процедуру.
Похоже, что форум в рамках выставки «Индустрия моды» – единственная возможность для встречи и обсуждения подобных вопросов, несмотря на регулярные призывы представителей власти обращаться к ним за помощью. Доклады участников свидетельствовали об их параллельном существовании. Хотя очевидно, что время консолидации для отрасли уже наступило. Желание учиться коммуницировать стало лейтмотивом конференции.
Под лежачий камень…(О возможностях и недостатках на пути к импортозамещению)
В мероприятии приняли участие представители администрации Санкт-Петербурга, Минпромторга, столичных консалтинговых компаний, а также Сбербанка и торговых центров, руководители петербургских предприятий.
Конференция началась с оптимистичного доклада начальника отдела легкой промышленности Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга РФ Ивановой Ирины, которая привела статистику. «Период января-августа 2016 года нас радует положительными темпами: рост производства по всем сегментам: в кожевенно-обувном производстве рост составил 109,3%, в текстильном и швейном производстве – 104,0%. Этих показателей удалось достичь, в том числе, и благодаря поддержке со стороны государства. В этом году в сфере легпрома было принято рекордное количество постановлений. Год начался с принятия программы поддержки отрасли».
Докладчик также ознакомила с основными стратегическими направлениями развития легкой промышленности России до 2025 года. Подробно рассказала о постановлениях, направленных на развитие отрасли и предоставление новых возможностей для российских производителей. Были названы цифры, суммы которыми частично удалось воспользоваться некоторым представителям отрасли. В конце своей речи чиновница призвала собравшихся на совещании принимать активное участие в реализации программных мероприятий и содействовать развитию легкой промышленности в своем регионе, заверив: «Мы со своей стороны всегда открыты и готовы к конструктивному сотрудничеству».
Обнадежила перспективами представитель Сбербанка (Санкт-Петербург) Пащенко Ирина, рассказав присутствующим об условиях и возможностях получения кредитов в банке, проинформировала о новой ставке и аккредитиве, которые будут предложены (пока они обсуждаются).
В продолжение темы бизнес-консультант Дарья Ядерная констатировала, что сегодня многие российские компании обращаются к брендам на предмет размещения заказов на производстве. Одна из проблем, которая возникает на пути к импортозамещению, это то, что все китайские фабрики работают на аккредитив (российские покупатели получают товар, а платят с отсрочкой 90-180 дней), у нас же эта форма расчета на внутреннем рынке пока недостаточно развита. Вторая проблема состоит в том, что фабрики, привыкшие работать на госзаказ, не конкурентоспособны, им не хватает маркетинга. Ритейлеры говорят, что российские предприятия хороши по качеству продукции, но есть проблемы с дизайном. По словам Дарьи Ядерной, одна из причин в том, что большинство из них работают без дизайнеров в штате (есть конструктор и швеи). Между тем, вузы выпускают в избытке специалистов этой профессии. Но все дизайнеры хотят быть шанелями и диорами, создавать свой бренд, не подозревая, что для этого необходимо выпускать коллекции, сотрудничать с производствами. Очевидно, что сегодня вузы и предприятия существуют параллельно друг другу.
«Если раньше дизайнеры, в основном, работали на фабриках, были в тесной связке с производством, сейчас эта связь потеряна, - резюмировала докладчик. — Некоторые школы дизайна организуют экскурсии на предприятия, рекомендуют молодым дизайнерам поработать на фабриках, где сегодня готовы платить за дизайн. Но это отдельные инициативы, нужна работа в широком масштабе».
По мнению бизнес-консультанта, у отрасли сегодня много возможностей, но мало информированности, «руководители предприятий не знают, как воспользоваться тем, что им предлагают, у них нет понимания рынка, того, что нужно шевелиться, а не просто сидеть и ждать».
Надо общаться
Светлана Романова, бизнес-консультант, эксперт по коммуникациям продвижению в сфере легкой промышленности обратила внимание на разрозненность отрасли. «Дизайнеры могут создать конкурентоспособную российскую продукцию, но у нас пока нет культуры работы дизайна и швейных фабрик. Очень сложно российским предприятиям понять, как выходить на рынок. У фабрик есть соответствующие мощности, но нет загрузки. Бренды вопрошают, как им найти надежного партнера, чтобы можно было загрузить его мощности, но такая информация отсутствует».
Создать равные условия
Говоря о развитии малого бизнеса, президент Рослегпрома Александр Круглик отметил две крайности. По статистике новые малые предприятия открываются каждый день. С другой стороны количество малых предприятий по сравнению с 2005 годом сократилось в два раза, при этом они не исчезли, а просто ушли в тень, потому что условия для развития не благоприятствуют. «У нас столько говорится о малом бизнесе, что у него давно должно быть все хорошо, но за словами нет дел. Создание корпораций по распределению субсидий - не выход из ситуации, – считает А. Круглик. — Надо создавать равные условия для всех, а не выделять отдельные ссуды, которые быстро заканчиваются. Предпринимателям нужны нормальные правила игры».
Повысить престиж профессии дизайнера и швеи
В ответ на предложение президента Рослегрома поднимать престиж профессии промышленного дизайнера (в Москве для этого создали конкурс промышленных коллекций «Мода России») из зала поступили предложения повысить престиж профессии швеи («которых катастрофически не хватает») и закройщицы («которых сегодня не готовит ни одно учебное заведение РФ»).
Руководитель одного петербургского предприятия рассказала о критической ситуации, когда они вынуждены были остановить производство по причине отсутствия закройщицы. По ее словам, дело не в зарплате (она достаточно высокая, 40-70 тысяч рублей), «просто нет профессиональных кадров, этому делу вдруг не научишь».
Ситуация выглядела абсурдной на фоне информации, что «молодые люди отправляются торговать мобильными телефонами или идут в официанты, где зарабатывают 25-30 тысяч, не зная, что на швейном производстве могут заработать другие деньги».
В своем комментарии Ирина Иванова предложила задействовать все имеющиеся механизмы для популяризации профессии швеи, например, «создать фильм, в котором рассказать, что можно работать швеей и иметь достойную зарплату и жизнь».
Магазины стали сговорчивее
Не менее, чем субсидии, участников конференции волновал ритейл. Традиционно поступило предложение создать в престижном месте города Дом торговли петербургского производителя, где бы местным брендам сдавались места в аренду. Предлагалось разместить его не в промзоне (Парнас или Шушары), а в достойном месте, поближе к центру. Это была бы настоящая помощь – считают производители. С точки зрения патриотизма идея хороша как консолидирующий инструмент для всех российских марок.
Можно только представить, что наши бренды стоят в ЦУМе, Пассаже или ДЛТ…
К сожалению, власти пока бессильны в этом вопросе. Как неоднократно говорили в своих выступлениях на предыдущих форумах представители КППР Санкт-Петербурга, все престижные площадки принадлежат коммерческим структурам. Единственное место, где возможно что-то организовать для петербургских марок – Гостиный двор, и в прошлом году одна из его площадок была арендована на 4 месяца под шоу-рум. Однако, в этом году продолжения проекта не последовало. По словам заместителя председателя КППР Елены Капустиной, сейчас прорабатывается такая возможность.
О том, как трудно найти информацию о российских производителях, сокрушалась Наталья Бирюкова, коммерческий директор универмага «Московский», который работает в основном с европейскими компаниями, и несколькими российскими («Славянка», «Салют»). «Мы не меняем направления, - подчеркнула Наталья Бирюкова, — но уменьшаем объемы, потому что два тренда сегодня объединяет ритейл — это обеднение населения и негативное состояние будущего. В нашем формате никто не может заменить полностью марки, но мы идем в этом направлении, готовы сотрудничеству. Проблемы в том, где найти отечественных производителей. Нет статистики по отрасли».
Важно коммуницировать друг с другом
«Как зайти в сети? Насколько это реально или надо быть гигантским производителем?» - задавались вопросами участники конференции.
По мнению Дарьи Ядерной, это совершенно реально, причем, иногда даже небольшой компании легче зайти в сеть, чем более крупной. Из множества факторов главное — правильное соотношение цены и качества, и фабрики в состоянии это сделать. «Надо не бояться двигаться дальше, быть открытыми, вести диалог – советует консультант. -Сегодня у предприятий масса вариантов для развития. Можно создавать свою марку, размещаться на других производствах. Важно контактировать друг с другом, и вы будете успешны».
Ирина Иванова также конструктивно посмотрела на проблему взаимодействия.
Сети ориентированы на крупный бизнес, но малые предприятия могут тоже попробовать сделать попытку туда встать. Для массового производства требуются большие объемы
и здесь есть противоречия, которые также надо решать, договариваясь.
«Нашим предприятиям, которые худо-бедно выстояли-выдержали, трудно смириться с тем, что кто-то придет и будет на его предприятии производить. И своя продукция не продается, и швеи есть, а вот принять решение, что у меня будет производить другой бренд, пока тяжело. Хочется держать свою марку».
Ирина Иванова выразила надежду, что подобные форумы помогут продуктивному взаимодействию компаний.
Предприниматели также говорили о нехватке информации и компетенций. Прозвучало предложение организовать при КПРР курсы для предпринимателей на соответствующие темы.
Как всегда, форум не решил всех проблем, но желание коммуницировать было очевидным.
Людмила ТРОФИМОВА
Популярность и востребованность цифровой печати по текстилю постоянно растет, и это объяснимо: нет более простого и экономичного способа нанесения изображений на ткань и готовые изделия. Особенно оценили преимущества этого способа печати производители профессиональной, рабочей и корпоративной одежды. Безусловно, их порадует инновационная разработка всемирно известной компании Epson - текстильный принтер Epson SureColor SС-F2000.
Читать далее »
Карусельные печатные машины австрийской компании MHM-Arioli сегодня очень востребованы в сфере изготовления в сфере специальной и профессиональной одежды, а также везде, где нужно
придать готовому изделию свой неповторимый стиль, выделить его среди прочих. Компания MHM предлагает оптимальный вариант для тех, кто планирует начать свой бизнес, связанный с печатью на готовых текстильных изделиях – печатную машину SA-Evo.
Читать далее »
Белорусское предприятие ОАО «Камволь» — крупнейший производитель шерстяных и полушерстяных тканей с полным циклом производства — от переработки шерсти, изготовления пряжи до выпуска ткани, хорошо известно в России и СНГ. Несколько лет назад согласно Указа Президента Республики Беларусь было принято решение о модернизации и реконструкции производства по выпуску тканей. И сейчас ОАО «Камволь» — это современное производство европейского уровня, выпускающее конкурентоспособную продукцию
Читать далее »