Этот материал вышел в № 05 за 2018 год
Пролистать PDF

Бренд XXI века

«День бренда Холлофайбер®» отметил в июне 2018 года его владелец – завод «Термопол». В 1997 году была зарегистрирована торговая марка, которая стала самым узнаваемым наименованием нетканых материалов и получила дополнительную регистрацию в Роспатенте как охраняемый «Общеизвестный товарный знак № 101». Вопреки распространенному заблуждению, в соответствии с патентным правом Холлофайбер® - это не одно слово или изображение, а целая группа товарных знаков, которые защищены законодательством РФ и других стран и принадлежат ООО «Термопол» (правовая охрана товарного знака Холлофайбер® продлена до 2028 года). Компания является единственным владельцем бренда, технологии и рецептур, по которым выпускаются более 1500 разновидностей термоизоляционных материалов для одежды, outdoor-продукции, обуви и строительства, наполнителей для мягкой мебели и матрацев, подушек, одеял, игрушек, элементов фильтрации, гидропонических основ и других промышленных потребностей и частных внедрений. К знаменательному событию «Термопол» частично публикует уникальные архивные сканы первых статей и интервью в печатных СМИ, некоторые из которых собраны в недавно ангажированной корпоративной экспозиции «История проекта Холлофайбер®».

Награда – достойным!

Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров наградил главного технолога московского завода «Термопол» Елену Мезенцеву за большой вклад, внесенный в развитие текстильной и легкой промышленности.

Елена Мезенцева является одним из соразработчиков инновационных нетканых материалов Холлофайбер®. Вместе с коллегами она стояла у истоков высокоэффективной термоизоляционной отечественной продукции, которая сегодня признается не только российским, но и международным эталоном, применяется во всех климатических поясах РФ. Импортозамещающие разработки «Термопол», которые более 10 лет курирует Елена Мезенцева, сегодня применяются во всех отраслях промышленности страны. В диссертационном исследовании Елены Мезенцевой, которое ведется в РГУ им. А. Н. Косыгина под руководством профессора, д. т. н. В. Мишина, поднимаются ключевые вопросы повышения термоизоляции утепленной одежды. А с некоторыми выводами эксперта, который уже сегодня признается одним из наиболее значимых европейских специалистов по вопросам нетканых материалов, можно ознакомиться в многочисленных тематических публикациях.

Историческая экспозиция

«Термопол» открыл экспозицию с документальными источниками - вехами развития нетканой подотрасли в России.

Открытие экспозиции было приурочено к профессиональным праздникам, значимым для проекта Холлофайбер®. Это День работников текстильной и лёгкой промышленности (10 июня), День мебельщика (9 июня) и День бренда Холлофайбер® (13 июня). В исторической ретроспективе демонстрируются архивные документы и награды проекта, памятные знаки, фотоматериалы, которые легли в основу современного понимания свойств, качеств и эксплуатационных характеристик теплоизоляционных материалов для одежды, обуви и строительства, наполнителей для мебели и матрацев. В специальном разделе представлены книжные и журнальные издания, посвященные проекту Холлофайбер®, наиболее значимые экспертные публикации, которые изменили взгляды и представления о возможностях производства и применения технического текстиля. Экспозиция носит закрытый корпоративный характер. Ознакомиться с ней могут партнёры проекта Холлофайбер®, ученые и студенты вузов, с которыми завод «Термопол» заключил договоры о сотрудничестве. Впрочем, как сообщают в компании, предложения об организации аналогичной экспозиции уже поступили от выставочных международных комитетов.

Лучшее для дальнобойщиков

В научном исследовании специалистов Донского государственного технического университета был проведен анализ утепленной униформы для водителей. Выводы работы «Технико-экономические характеристики одежды для применения водителями дальнорейсовых транспортных средств в холодных условиях» четко обозначают тенденции, которые в последние годы влияют на ассортиментную политику компаний-производителей униформы, отбор материалов для производства спецодежды, а также потребительские приоритеты с учетом стоимости и эксплуатационных характеристик готовых изделий и комплектующих, среди которых особая роль отводится именно утеплителям. В исследовании сообщается, что на ценообразование утепленной спецодежды главным образом влияет используемый в изделии утеплитель. Защитные костюмы, в которых в качестве утеплителя используется Холлофайбер®, по соотношению цены и свойств материалов являются наиболее предпочтительными для использования водителями дальнорейсового транспорта, следующие по ценовой категории – костюмы с утеплителем синтепон. Исследование было представлено на Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования: опыт, проблемы и перспективы» (г. Санкт-Петербург). Автор анализа, аспирант Максим Клименко, ведет работу под руководством одного из самых авторитетных российских экспертов в области термоизоляции, профессора, д. т. н. Ирины Черуновой. В своих многолетних исследованиях она сформулировала теоретические основы комплексного проектирования специальной теплозащитной одежды с учетом концепции энергетической безопасности государства и охраны труда отдельного работника. Производитель нетканых материалов Холлофайбер® - завод «Термопол» с 2005 года ведет научные исследования в области высокоэффективной термоизоляции в диапазоне «Арктика»/«Пустыня» (+60 °С/ - 60 °С), курирует и поддерживает научные конференции и симпозиумы, системно взаимодействует с отечественными и зарубежными лабораториями. Высокотехнологичные разработки Холлофайбер® перед серийным внедрением проходят научно-исследовательское моделирование, сертификацию и тестирование, что обеспечивает успех на рынке каждой новинке под этим брендом.

Композиты Холлофайбер® в Китае

На международных форумах по проблемам интеграции производства, образования, инноваций и их реализации, состоявшихся в Харбине и Наньчане, российские ученые и представители Союзлегпрома представили уникальные разработки и результаты многолетних исследований композиционных материалов на основе Холлофайбер®. Отечественные разработчики спроектировали и проанализировали преимущества и экономические выгоды применения конструкций из полимеров по сравнению, например, с металлическими или бетонными. Широчайшие возможности применения таких композитных разработок актуальны для производства трубопроводов, промышленных и гражданских сооружений, судо-, авто- и авиастроения. В основу презентации для китайской стороны легли более чем 10-летние исследования по данной теме. Наибольшую популярность в России получили монографии: «Нетканые материалы технического назначения: теория и практика» (2007); «Проектирование, производство и методы оценки качества нетканых материалов» (2013); «Композиционные материалы на основе нетканых полотен» (2015), «Нетканые утепляющие и формоустойчивые прокладочные материалы и наполнители для швейных изделий: учебное пособие (2016), «Проектирование, производство и методы оценки качества нетканых материалов» (2015), «Анализ структуры и свойств нетканых материалов» (2016), «Нетканые материалы Холлофайбер®: структура, свойства, применение» (2017) и многие другие. Все они легли в основу современной школы материаловедения, нового подхода к осмыслению технического текстиля и материалов для универсального применения в различных отраслях промышленности. На пленарном заседании форума было подписано соглашение о сотрудничестве в области научных исследований между Наньчанским университетом и российским Научно-исследовательским технологическим центром Союзлегпрома. Этот договор стал одним из первых совместных решений между китайской и российской сторонами после визита президента Владимира Путина в Китай в июне этого года и декларации о технологическом взаимодействии между нашими странами. В китайском форуме приняли участие более 200 представителей вузов, предприятий и научных учреждений из 39 высших учебных заведений, 16 научных институтов и 34 предприятий Китая, а также России, Беларуси, Украины и Узбекистана. В сентябре в Иваново состоится Международный научно-практический форум SMARTEX XXI, на котором Научно-исследовательский технологический центр Союзлегпрома представит концепцию «Системно-аналитический подход к исследованию волокнистых структур».

Холлофайбер® в Казахстане

На Международной выставке по охране труда и промышленной безопасности KIOSH 2018, которая состоялась Астане, «Термопол» представил казахстанским компаниям и потребителям новинки из ассортимента утепляющих материалов для одежды и обуви Холлофайбер®. Особый интерес производителей Казахстана вызвали инновации: Холлофайбер® СОФТ НГ (огнестойкие материалы) и Холлофайбер® СОФТ НГА (защита от электродуги). Это разработки, отвечающие требованиям наивысшей безопасности здоровья и жизни работников. Более десяти лет на рынке Казахстана представлены материалы Холлофайбер® СОФТ. Они применяются как утеплители для обмундирования, униформы, модной одежды, спецодежды нефтегазового сектора, в том числе и для униформы сотрудников космодрома «Байконур». Для швейных компаний республики был специально представлен Холлофайбер® ПРОФИ. Это материал с наиболее высокими показателями суммарного теплового сопротивления. Был отмечен интерес производителей Казахстана к утеплителям для зимней обуви Холлофайбер® ФУТ. В партнерских докладах сотрудники компании проанализировали опыт по замене натуральных материалов на высокоэффективные синтетические.

Интенсивная инновация

На совещании в Минпромторге, посвященном проблемам и текущей ситуации в легкой промышленности, перспективам производственного и экспортного потенциала СИЗ, завод «Термопол» призвал отрасль к «интенсивной инновации». В совещании приняли участие представители компаний «Восток-Сервис», «Магеллан», «Чайковский текстиль», «Фарадей», «Комбинат рабочей одежды», «Вологодский текстильный комбинат», «Торговый дом текстиль», «БТК групп», «Энергоконтракт», «Спорттекс», «Титан-Полимер» и др.

На примере анализа мировых высокотехнологичных тенденций и перспективных подходов к повышению термоизоляционных свойств одежды, представитель компании Владислав Иванов сделал акцент на «ретроспективности инноваций», «архиве технологий» и «устаревающих методах», которыми рутинно и экстенсивно продолжает пользоваться отечественный производитель, все более уступая зарубежным по целому ряду позиций. «Можно ли назвать инновационным подзатертый уже костюм, катающийся по выставкам несколько лет? К следующим шагам, новым технологиям и инновациям это имеет отношение скорее с точки зрения уже не раз и не два показанной ретроспекции, архива прошлых внедрений, но никак не свежих прорывных технологий, это похоже на музей с пылью на плечах манекенов», - говорит представитель компании. Докладчик «Термопол» сообщил, что сегодня способы повышения термоизоляционных свойств одежды рассматриваются через два основных подхода: 1) применение высокотехнологичных материалов; 2) внедрение инновационных конструкций изделий. Появление новых материалов и технологий в конце ХХ – начале ХХI века изменило взгляды на то, какой должна быть термоизоляционная одежда (insulation). Эти способы и подходы существенно отличаются от ранее распространенного взгляда на повышение термоизоляционных свойств одежды за счет увеличения массы и объема пакета изделия. В частности, Холлофайбер® вошел в изделия для IV-й, особой и «Арктической» климатических зон, хотя на предыдущем промышленном этапе считалось, что это невозможно. Такие же примеры можно привести с пламястойкими неткаными материалами Холлофайбер® ТЭК и даже с материалами с 3-м индексом Холлофайбер® СОФТ НГ. «Невозможное стало возможным именно благодаря инновационному подходу разработчика и производителя, - сообщил представитель компании. – Но сегодня внедряются и тестируются уже новые и модифицированные материалы, которые могут расширить возможности отечественных производителей одежды». С появлением эффективных технологий и материалов, новых возможностей пошива и конструирования одежды, набор термоизолирующих свойств формируется исходя из трех основных концепций: 1. «Универсальная», 2. «Зонированная», 3. «Полимодульная». Термоизоляционные материалы Холлофайбер® обусловили появление и новых «пакетов» одежды. Например, с мембранными термо- и влагоотводящими тканями верха и подкладочных тканей, которые способствуют удержанию определенного диапазона температуры и влажности в сокращающемся пространстве между окружающей средой и кожей человека (термоизоляция становится все тоньше и эффективнее). Принцип biomimetics, или biomimicry также находит свое место в термоизоляционной одежде. Явление адаптивной изоляции приобретает все большую инновационную актуальность. Мировые разработчики внедряют полимерные покрытия с памятью формы на основе полиуретана. Распространение получает интегрированная термоизоляционная одежда с системами активного электрообогрева, с мембранными и безниточными технологиями, климат-контролем пододежного пространства, 3D конструкцией ткани, дышащей функцией (нано-, микропоры), термоизоляция с внешними датчиками состояния организма (t C и % влажности) и функциями оповещения, что особенно актуально для детской одежды и одежды для людей с ограниченными возможностями, с функциями отражения тепла, аккумуляции и т. п. «Интенсивная инновация» открывает для промышленности и науки новые задачи создания синтетических материалов и видов эффективной одежды. Перспективы актуализируются государственными программами по освоению Арктики, Антарктики и космоса.

Как мы видим, почти нет таких сфер нашей жизни, где не присутствовал бы так или иначе нетканый материал Холлофайбер ®. Проект перешагнул 20-летний рубеж, и не стоит на месте, открывая все новые и новые горизонты.

 

Также в номере:

Строим фабрику.

Производственный проект, реализуемый в Калужской области, амбициозный и настолько же уникальный: он совместил в себе продуманное до мелочей производственное проектирование и стремление производить действительно качественную и красивую продукцию, а также, что немаловажно, создание оптимальных условий труда  для сотрудников предприятия. 
Читать далее »

Теплый материал из холодного края

Появление новых производств в самых разных регионах нашей страны - положительный фактор, который не может не радовать всех, что причастен к отрасли, ведь это значит, что есть развитие, и что программа импортозамещения, о которой уже так много говорилось, работает. Яркий тому пример - пример - текстильная фабрика «Сибирь».
Читать далее »

Владимир Богданов: «Конкурировать с Китаем помогут небольшие цифровые производства»

Компания BASK, один из ведущих российских производителей сегмента outdoor, недавно заявила о начале нового проекта. Это создание современного цифрового производства в Москве. О перспективах проекта, а также о ситуации в отрасли в целом, мы поговорили с соучредителем компании Владимиром Богдановым.  
Читать далее »