- Владимир Федорович, давайте начнем с того, в каком состоянии находится сегодня сегмент российского рынка, в котором вы работаете. Сказалась ли на нем непростая экономическая ситуация в стране?
- Сегмент outdoor – одежда для туризма и активного отдыха – относительно невелик. Он составляет примерно 5% от рынка спортивной одежды в России. Но это очень важный сегмент, поскольку во многих странах именно в нем оттачиваются технологии, которые в дальнейшем используются в производстве одежды для армии, спецвойск и т.д.
В России в связи с кризисом не очень хорошо себя чувствует и рынок спортивной одежды в целом, а outdoor–рынок пострадал еще больше. Занятия туризмом, альпинизмом и т.д. не относятся к разряду обязательных. Если у человека нет денег, он просто не пойдет в горы. Или пойдет, но со старым рюкзаком и палаткой. Поэтому мы чувствуем, что покупателей снаряжения стало существенно меньше.
С другой стороны, поскольку российский рынок в этом сегменте был на 90-95% занят иностранными марками, у отечественных компаний появился потенциал для роста. Качественная одежда этого сегмента не может стоить дешево, поскольку для ее производства используются высокотехнологичные материалы, современное оборудование. Но разница в цене все же есть. К примеру, если альпинистская пуховка иностранного бренда стоит порядка 60 тысяч, то наша – в пределах 20-25 тысяч рублей.
Один из трендов, который однозначно можно отметить, это своего рода патриотизм потребителей. Люди готовы покупать продукцию российского производства при условии, что она качественная. Международные санкции также работают на тех, кто производит продукцию в России. Поэтому обороты компании БАСК, несмотря на кризис, растут.
- Вы готовите к открытию производство в технопарке «Калибр» в Москве. Оно будет принципиально новым с точки зрения оборудования?
- Да. Для того чтобы делать качественное снаряжение, требуется высокоточное и дорогое оборудование. В Москве мы создаем полноценное цифровое производство. Единое производственное решение включает интеграцию цифрового раскройного комплекса, новейших швейных систем и программного обеспечения. Современным требованиям отвечает все оборудование, которое мы закупаем. К примеру, раскройный комплекс итальянской фирмы IMA (индустрия 4.0) полностью автоматизирован, начиная от подачи рулонов ткани и заканчивая раскроем. Руководитель может контролировать весь процесс на расстоянии в режиме реального времени, планировать работу производства и оперативно принимать решения.
Промышленные швейные машины Juki самого последнего поколения способны сами настраиваться под новые ткани и запоминать операции, которые на них производились. Имея, предположим, 10 таких машин в процессе, мы получаем некий цифровой код изготовления, к примеру, куртки. И повторить партию этих курток (или даже одно изделие) будет уже проще.
В качестве программного обеспечения будет использоваться немецкий лекальный комплекс Grafis, который позволяет делать лекала на любую фигуру. Если обычно мы изготавливаем одежду восьми-девяти размеров, а для военных необходимо до пятидесяти росто-размеров, то данное программное обеспечение легко может справиться с такой задачей. И если раньше производители работали с картонными лекалами и трафаретами, то теперь их не нужно даже печатать. Программное обеспечение взаимодействует непосредственно с раскройным комплексом. Сейчас перед нами стоит задача – присоединить еще и швейное оборудование, замкнув этот цифровой круг.
Таким образом, цифровое швейное производство предстанет как единая системная модель, в которую интегрированы оборудование учёта сырья и материалов, автоматизированный раскройный комплекс, автоматизированные швейные машины, образующие некую цельную швейную систему. Всем этим будет управлять новая программа, которая позволит формировать цифровую модель и алгоритм любого технологического цикла, проработанного на нашем производстве. Все накопленные теоретические и практические результаты работы фабрики оцифруются, и их можно будет использовать в будущем.
- Какие задачи будет решать новое производство?
- Во-первых, мы сконцентрировали здесь дорогое специализированное оборудование, которое позволит прорабатывать образцы новой продукции, делать полуфабрикаты и отправлять их на другие производства. В настоящее время заказы мы размещаем на восьми российских фабриках. Но дорогие операции разумно выполнять в одном месте.
Во-вторых, идея современного бизнеса в легкой промышленности такова: есть магазины, которые торгуют нашей продукцией. И если они продали одно-два изделия, их необходимо быстро восполнить. При наличии современного производства нужные изделия можно поставить уже через сутки. Мы планируем освоить выпуск некоторых изделий на новом производстве и попробовать такие взаимодействия.
Причем цифровые фабрики имеет смысл делать не на отшибе, а прямо в центре мегаполиса, рядом с торговыми комплексами.
Для России это очень важно. Как мы можем победить Китай с их большими предприятиями, где вся страна работает на эту индустрию? Только с помощью небольших цифровых производств. В этом направлении сейчас работают многие производители, это мировая тенденция. Помимо всего прочего, на таких фабриках создаются современные рабочие места, которые могут привлечь и молодежь. Они потребуют других компетенций, но дадут возможность и зарабатывать больше.
В-третьих, у нас есть еще идея организовать у себя обучающий процесс для других производителей нашего сегмента, начинающих компаний. На территории технопарка «Калибр», где находится производство, есть все возможности для организации обучения. К примеру, там есть коворкинговый центр. Используя сегодняшние средства коммуникации, можно проводить теоретические занятия, лекции, WEB-семинары, презентации, обмениваться опытом. Кроме того, мы готовы организовать и посещение производственного участка. Общая площадь нового производства - 1800 кв. метров. Мы готовы делиться опытом, взаимодействовать, привлекать молодёжь к производственным процессам, быть наставниками. Наши партнёры – производители оборудования - поддерживают нас в наших намерениях. В сотрудничестве с ними планируется проработка «пилотных» проектов в машиностроении и разработке программного обеспечения. Мы на практическом примере покажем, как автоматизированные системы и программные разработки способны изменить представления о швейном производстве. Покажем, что сегодняшнее швейное производство – это далеко не механическая машинка, а целый роботизированный и автоматизированный комплекс с последними достижениями мехатроники, электроники и программирования.
Насколько я знаю, правительство Москвы сейчас намерено поддерживать такие обучающие центры на работающих предприятиях. Думаю, наш центр вызовет интерес, тем более что фирма BASK является «Национальным чемпионом». Мы прошли отбор Минэкономразвития РФ среди быстрорастущих инновационных предприятий. БАСК - единственное предприятие легпрома среди «Национальных чемпионов».
- Получается, что вы будете поддерживать конкурентов?
- Сейчас в бизнесе важно не только зарабатывать деньги, но и эффективно взаимодействовать с партнерами и даже конкурентами. Российская outdoor-группа, в которую входит 15 предприятий, работает с 2005 года. И у нас получается такое взаимодействие.
Большое спасибо руководству Минпромторга, которое восприняло идею поддержки фирм outdoor-направления. Уже четыре раза Минпромторг поддерживал наше участие в выставках в Германии. Это большое подспорье для выхода на иностранные рынки. Да и вообще мы ощущаем поддержку, чувствуем, что мы нужны государству.
- У нас в походной компании есть выражение «папино снаряжение». Это то, что досталось чуть ли не от родителей. Чем принципиально отличается снаряжение нового поколения? Чего ждет сейчас потребитель, какие новые разработки вы внедряете?
- Мое старое снаряжение также используют мои дети. И могу сказать, что изначально мы вообще шили снаряжение сами. Другими были ткани, утеплители, шить все приходилось на самой простой швейной машинке.
Сейчас не только мы, но и все производители нашего сегмента, делают ставку на облегчение одежды и снаряжения. Это касается и рюкзаков, и палаток, и одежды. Скажем, вес палатки должен быть не более 1 килограмма на человека, мембранной куртки - 200-300 граммов. Задача в том, чтобы в итоге рюкзак с вещами весил не более 10-15 кг. А ведь мы в свое время носили на себе совсем другой вес!
Соответственно, используются высокотехнологичные материалы - мембраны, флисовые материалы, современные утеплители. Да и оборудование, на котором производится снаряжение сейчас, принципиально другое – больше похожее на станок с ЧПУ.
- Слышала, что компания поддерживает интересные проекты с участием известных спортсменов и путешественников…
- Фирма BASK работает уже почти 30 лет. И за это время – я недавно подсчитал - мы поддержали свыше 1000 экспедиций: альпинистских, полярных, яхтенных и т.д. Кроме того, мы нередко поддерживаем различные соревнования, забеги, гонки на собачьих упряжках, съемки фильмов. Мы считаем это своими рекламными расходами, которые дают гораздо более длительный эффект, чем банальная реклама по телевизору. Не говоря уже о том, что спортсмены и путешественники тестируют нашу продукцию в действительно экстремальных условиях. Все это – экспедиции высокого уровня. К примеру, в альпинизме существует международная награда за выдающиеся достижения, присуждаемая ежегодно с 1992 года, - «Золотой Ледоруб» (Piolet d’Or). Эту награду получили в общей сложности семь российских команд. Так вот шесть из них поддерживал BASK.
Мы очень серьезно относимся к этому, ведь спортсмены и путешественники доверяют нам свои жизни, потому что от одежды, снаряжения, рюкзаков и спальников действительно часто зависят здоровье и жизнь спортсмена.
- Говорят, что и руководство компании ведет активный образ жизни. Вы тоже? Каких новинок вам бы хотелось в одежде и оборудовании?
- Я сейчас уже мало хожу в экспедиции и походы, приходится много работать. Хотя раньше я серьезно занимался водным туризмом. А вот мой брат, с которым мы являемся учредителями компании, и сейчас занимается спортом. Он уже 7 раз принимал участие в соревнованиях по триатлону Ironman (бег, плавание и велосипедный спорт). Сейчас вышел на мировой уровень и будет отстаивать честь России на соревнованиях в Америке – на Гаваях.
Что касается одежды, у нас в компании все носят то, что мы производим, вне зависимости от того, увлекаются ли люди спортом и путешествиями, или нет. И, конечно, тестируют наши изделия и вносят предложения по их совершенствованию. Стоять на месте в нашем сегменте нельзя, он этого не терпит.
Справка о компании
Свое начало компания берет в турклубе МФТИ в далеком 1981 году. В условиях тотального дефицита молодые искатели приключений вынуждены были создавать одежду и снаряжение своими руками. В 1983 году появился «БайдарочноСтроительныйКооператив», отсюда и аббревиатура БАСК.
Научно-производственная фирма БАСК появилась в 1992 году. Предприятие специализировалось на производстве пуховых курток и спальных мешков. Все ноу-хау тестировали знакомые альпинисты в экстремальных условиях высокогорья. Некоторые из них до сих пор принимают непосредственное участие в разработке прототипов современных моделей БАСК.
Мы продолжаем знакомить читателей с инновационными разработками и возможностями уникального отечественного проекта Холлофайбер® от компании «Термопол». В этом проекте отразилась история российского легпрома. Однако компания не просто идет в ногу со временем, а уже задает тенденции и всегда готова к новым вызовам.
Читать далее »
Производство яхт – динамичный и эффективный сектор, вносящий существенный вклад в европейскую экономику. Он в основном состоит из малых и средних предприятий (97%) и небольшого числа крупных фирм с численностью работников более 1000. Среди них французская Groupe Beneteau, относящаяся к ведущим мировым игрокам на рынке яхт благодаря уникальным решениям в их строительстве.
Читать далее »
Производственный проект, реализуемый в Калужской области, амбициозный и настолько же уникальный: он совместил в себе продуманное до мелочей производственное проектирование и стремление производить действительно качественную и красивую продукцию, а также, что немаловажно, создание оптимальных условий труда для сотрудников предприятия.
Читать далее »