Этот материал вышел в № 02 за 2020 год
Пролистать PDF

Почему нужны инвестиции в легкую промышленность?

1) Уровень износа производственного оборудования вплотную приблизился к 60 % и продолжает увеличиваться.

2) Размер заработной платы и размеры налоговых выплат не позволяют успешно конкурировать предприятиям с большой долей ручного труда и низким уровнем автоматизации.

3) Рынок требует продукт с высокими потребительскими свойствами и хорошим дизайном, но по доступной цене.

Все это вынуждает операторов отрасли модернизироваться и оптимизировать издержки. На определенном этапе это требует финансового планирования и финансирования.

Пример: в XVIII веке Россия доминировала на европейском рынке чугуна и железа. Дешевая рабочая сила и большие уральские месторождения позволяли нашей стране назначать цену на металл. Однако внедрение машин и развитие железных дорог в Европе сделали нерентабельными поставки металла с Урала по рекам, зависимым от сезонности и полноводности.

Финансирование

Оно может быть за счет собственных или заемных средств. Заемные можно разделить на инвестиционные (возвратные или нет) и банковские. Текущая ставка центрального банка составляет 6 % годовых. Коммерческий кредит обычно превышает 10 % и требует дополнительных расходов на аудит, страхование и т. д.

Сейчас в России существуют 36 федеральных ведомств, которые занимаются поддержкой предпринимательства. Территориальных институтов порядка 700. Как разобраться в этом многообразии, не тратя на это все рабочее время и не увеличивая штат?

Сегодня есть три основных направления, которые поддерживает государство:

1. Запуск новых инвестиционных проектов.

2. Повышение производительности труда.

3. Экспорт товаров.

Основные инструменты поддержки бизнеса:
Первое - это субсидии Минпромторга, выпущены соответствующие постановления. Суть Постановления № 191 от 23.02.2019 — это субсидирование процентной ставки в размере 4,5 % для предприятий, которые планируют направлять свою продукцию на экспорт. Основная задача – увеличение объема экспорта от года к году. Еще два постановления Минпромторга касаются затрат на НИОКР (№ 1312) и выпуска пилотных партий (№ 634).
Второе — это специальный инвестиционный контракт СПИК 2.0, соглашение между промышленным инвестором и государством, в котором фиксируются обязательства инвестора освоить производство промышленной продукции в предусмотренный срок и гарантии стабильности налоговых и регуляторных условий, а также меры государственной поддержки. СПИК дает серьезные налоговые льготы и упрощенный доступ к госзаказу. Но и здесь пока все как всегда: раньше были просто СПИКи, и они работали, а теперь есть СПИК 2.0, который пока не работает. Ожидаемые подзаконные акты обещали выпустить в конце прошлого года, но их до сих пор нет. 

Третье – Фонд развития промышленности. Здесь много различных программ, которые касаются и инвестиционных проектов, в частности, проектов развития (до 500 млн рублей). Есть программы, касающиеся повышения производительности труда, цифровизации, лизинга, а также льготные займы, которые выгоднее, чем деньги на рыночных условиях от банков.

Четвертое – корпорация МСП, которая предоставляет независимые гарантии, льготное кредитование и лизинг для субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, можно привлечь гарантию корпорации МСП, если нет достаточного залога, которая позволит с минимальным залогом или вообще без него взять кредит в банке.

Пятое – это Российский экспортный центр (РЭЦ), который занимается кредитно-гарантийной и страховой поддержкой экспорта, субсидированием расходов на транспортировку высокотехнологичной продукции, на участие в выставочных мероприятиях, на сертификацию и патентование.

Шестое - особые экономические зоны (ОЭЗ), их девять на территории России, и они ориентированы на развитие промышленности. Кроме них есть еще ТОСЭРы — Территории опережающего социально-экономического развития. У них разные виды льгот, но и те, и другие дают большое преимущество инвесторам, которые реализуют инвестиционные проекты на этой территории. Это наличие инфраструктуры, налоговые льготы и свободная таможенная зона.

Седьмое - фабрика проектного финансирования ВЭБ. Это механизм проектного финансирования инвестиционных проектов в приоритетных секторах российской экономики, предусматривающий предоставление денежных средств заемщикам на основании договоров синдицированного кредита (займа), реализуемых с применением мер государственной поддержки и способствующих увеличению объемов кредитования организаций, реализующих инвестиционные проекты. Но это касается только крупных проектов – от 3 млрд рублей. Есть также много региональных льгот, и они разные, в зависимости от региона, области и администрации.

 

Для расчета объема финансирования и срока, на который необходимо привлекать средства, придется провести предварительные расчеты и исследования (и значит уже произвести первоначальные инвестиции):

- разработать  технологический процесс и спроектировать производственные линии, на основе планируемого ассортимента;

- разработать техническое задания на строительство здания фабрики;

- провести предварительный подсчет стоимости капитального строительства;

- разработать финансовую модель проекта, маркетинговые исследования и бизнес-план;

- провести тендер на закупку оборудования;

- разработать паспорта проекта (для получения финансирования);

И самое главное: провести исследование рынка. Самый главный вопрос банка - продажи. Т. е., есть ли у проекта гарантированный рынок сбыта.

 

Как облегчить задачу по привлечению государственных финансов

1. Пригласить команду с подтвержденным опытом запуска предприятий в отрасли. Возможно, цена таких специалистов будет выше рынка, но эффективность таких специалистов окупит эти затраты за счет сокращения инвестиционной фазы и быстрого выхода проекта на проектную мощность. Чем более четко оформлены инвестиционные документы, тем быстрее вы получите финансирование и государственные субсидии.

2. Обратиться в специализированное консалтинговое агентство для получения отдельных услуг или комплексного сопровождения проекта. Лучше выбирать агентство с хорошими референтными проектами в вашей отрасли и опытом взаимодействия с институтами субсидирования проектов.

Послесловие

Cреди специалистов отрасли есть неоднозначное отношение к мерам государственной поддержки. Однако понимания уровня поддержки не достаточно. Необходимо понять базовые экономические условия отрасли по сравнению с основными конкурентами и меры государственной поддержки в странах-импортерах.

Например: процентная ставка на коммерческий кредит в КНР составит 4-4,%. В России - больше 10 % без учета косвенных затрат. Государственная программа субсидирования инвестиционного проекта не сможет обеспечить нашему бизнесу условия, сходные с условиями в КНР. Узбекистан, КНР, Турция, Италия имеют меры государственной поддержки шире и масштабнее, чем в РФ.

шире и масштабнее, чем в РФ.

Очень рекомендую ознакомиться с мерами зарубежной государственной поддержки, разработанныит в ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности».

Основная претензия к мерам государственной поддержки со стороны малого бизнеса - их направленность на крупный бизнес. Пакет программ должен быть понятным, прозрачным и справедливым. Запрос на простоту, прозрачность и справедливость мер поддержки очень велик в отрасли.

Важно иметь 10-15 флагманов отрасли, однако легкая промышленность на 90 % состоит из малых предприятий, и очень важно дать  инструмент развития этим предприятиям.

Для удобства работы с мерами государственной поддержки рекомендую использовать «Навигатор мер государственной поддержки» разработанный консалтинговой компанией «НЭО Центр».

Также в номере:

IMA: новая эра только началась

С открытием новой структуры и расширением производственной площадки в 2017 году компания IMA наряду с 40-летним юбилеем отметила важную веху в своем развитии. Сегодня, в начале 2020 года, мы можем с гордостью сказать, что в дополнение к внешнему виду и расширению, которые все партнеры IMA за последние 2 года оценили положительно, компания идет по новому пути с амбициозной целью: совершить качественный скачок. 
Читать далее »

Zünd: гибкий инструмент для бизнеса

Как уже известно многим производителям текстильной продукции, возможности применения режущих систем Zünd практически безграничны: ткани, трикотаж, нетканые материалы, кожа, технический текстиль, пластик, поролон и другие материалы можно разрезать с идеальной точностью. Использование мультифункциональных плоттеров Zünd позволяет кроить все, что нужно для вашего производства, и не только.  
Читать далее »

КОМТЕНС и НПО «Спецматериалов»: опыт взаимодействия

Компания КОМТЕНС c 2006 года поставляет настилочно-раскройное оборудование, которое широко используется в производстве одежды, корсетных изделий, мягкой мебели, одноразовой медицинской одежды, автокресел, применяется во многих других отраслях при раскрое ткани. Интересен опыт применения такого оборудования на предприятии, которое производит продукцию с особыми свойствами.
Читать далее »