О том, что нового в BASK и на рынке outdoor произошло за последний год, мы побеседовали с основателем и генеральным директором компании Владимиром Богдановым.
Позвольте поздравить BASK и вас лично с получением премии «Золотое веретено». На церемонии награждения прошел модный показ BASK, который потом обсуждали многие, и оценки были самыми лестными. Значит ли это, что компания подалась в fashion сегмент? Какие ставки вы делаете сегодня на городской ассортимент?
Спасибо! Премия – очень престижная, и мы горды признанием fashion сообщества. Знаете, я всегда думал, что «Золотое веретено» – не наш формат. Outdoor, все-таки, не про моду, формы, красоту образа. Здесь важны функциональность и надежность. Представить такую одежду на подиуме сложно. И, тем не менее, BASK признан лучшим производителем в номинации «Товары для дома и отдыха».
Важно, что outdoor одежда становится все более популярной в городском сегменте. Люди ценят в ней удобные карманы, анатомический крой. Здесь каждая деталь продумана до мелочей и сделана основательно. В outdoor – высокие технологии и свои правила: безопасность и свобода движений. Это – качество, позволяющее носить вещи долго, а значит – существенная экономия, что немаловажно в условиях снижения доходов. Другие страны поняли это давно. Последний такой «прорыв в город» был в Корее, где в 2010-2012 годах направление стало резко развиваться. Теперь тренд пришел в Россию, и я считаю это знаковым изменением в outdoor сегменте.
Нужно отметить, что показы BASK это – прет-а-порте, то есть то, что можно купить сразу, и выглядеть брутально, стильно, ярко – и на подиуме и на улице. Думаю, в том числе, поэтому нас столь благосклонно воспринимает и fashion сообщество и потребитель.
Как вы оцениваете долю города в ассортиментной линейке BASK? Планируете ли наращивать ее в структуре производства?
Коллекция BASK sity выделена в отдельный ассортиментный ряд пять лет назад. При этом более 30 лет мы делаем одежду для экспедиций, которую покупают и в городе. Такой стала линейка «За Полярным кругом», которая пользуется бешеной популярностью в Якутии, например. Поэтому можно сказать, что 60-70 % BASK - это продукция, которая сделана уже для использования в городе.
С момента нашей прошлой беседы изменилось многое. Outdoor, легкая промышленность, – весь мир с трудом выходит из пандемии, и есть мнение, что он уже не будет прежним. Какие выводы из этих изменений сделал для себя лично Владимир Богданов?
Вся история BASK – история экстрима. Мы 30 лет делаем вещи для сложных погодных условий в экстремальной российской среде. Вызовы, как правило, нас не пугают, а становятся точками роста. Впервые мы это почувствовали в 1998 году, когда не испугались высокого курса доллара, продолжили выпускать продукцию и смогли заменить многие иностранные бренды outdoor на российском рынке.
И сейчас мы быстро поняли, как себя вести. Знаю, что многие зарубежные производители, опасаясь кризиса, привезли мало зимнего ассортимента или не привезли вообще. А BASK, наоборот, нарастил производство и выпустил продукции больше, чем в прошлом году. И я уверен, что мы ее продадим. Сегодня BASK занимает в России 3-4 % рынка outdoor. Для нас создавшаяся ситуация прежде всего – возможность укрепить свои позиции и нарастить присутствие.
Кстати, когда в «тучных» 2006-2007 годах российский рынок открылся для иностранных гигантов, работающих по 50-70 лет и располагающих значительно большими возможностями, чем отечественные производители, мы были в менее выгодном положении, чем сейчас. Поэтому для нас «чем хуже, тем лучше».
Как изменился рынок? Каким вы видите спрос на outdoor продукцию в новой реальности?
Мы очень внимательно следим за международным рынком. Многие крупные компании сильно провалились – до 30 % в первом-втором кварталах 2020 года. Сейчас рынок постепенно поднимается, хотя до полного восстановления еще далеко.
Карантин изменил психологию потребления. Люди долго еще будут бояться ходить в магазины и оставаться в виртуальном торговом пространстве. Интернет-торговля будет расти, и нужно наращивать присутствие там.
Сильно провалился туризм, и сегодня растет спрос на удобную одежду для города. Новый тип покупателя начинает экономить. Это – всемирный тренд: время импульсивных покупок прошло, и потребитель очень пристрастен в оценке функциональных характеристик одежды, ее надежности и долговечности. Люди стали покупать нужную продукцию – практичную и полезную. И в этот спрос отлично «ложится» аутдорная одежда.
В период карантина BASK занялся производством СИЗ. Чем было вызвано это решение?
Всемирная пандемия сама по себе – экстремальная ситуация, такая же, как ураган, цунами или сильный мороз. В тот момент опасности подверглось все население, нужно было его защищать, и мы не могли оставаться в стороне.
Моя дочь работает врачом в московской Инфекционной клинической больнице № 2. Она и ее коллеги приняли на себя первый удар. В марте все было жестко: много больных, дефицит защитных средства. А скорость распространения вируса не давала времени на раскачку – никто ведь не ожидал, что зараза из Китая так стремительно разойдется по всему миру. И мы занялись производством многоразовых защитных костюмов. Очень быстро получили обратную связь из ИКБ № 2, развернули производство, испытания на устойчивость к дезинфекции проводили прямо в переговорной, – благо, офисные работники к этому времени были переведены на дистанционную работу.
Далее все модели передавали в больницу, тестировали, дорабатывали по отзывам. В итоге разработали три варианта костюмов, защитный фартук, бахилы, маски, – довольно большой ассортимент. В общем, отработали хорошо и очень быстро.
Каким будет дальнейший спрос на эти изделия, как думаете? Что думаете делать с этим направлением?
Знаете, те врачи, которые носили наши комбинезоны, не хотят их выбрасывать. Говорят, что в них – «хоть на лыжах, хоть в горы, хоть за грибами». У нас есть знакомые, которые разводят пчел и считают, что это – идеальный костюм для пасеки. Наши СИЗ обладают отличными характеристиками защиты от пыли и влаги, в общем, их во многих местах можно использовать. Тем более, что мы смогли сделать их привлекательными по цене: мембранный комбинезон стоит обычно больше 10 000 руб., а наш GUARD – чуть больше тысячи, причем с очень хорошими характеристиками.
Сейчас мы готовим документы на получение разрешительного удостоверения для применения СИЗ в медицинских целях. Так что, на случай второй волны у нас есть уже готовые изделия, материалы и технологии для быстрого производства.
С 1 января 2021 г. будет запрещен оборот немаркированных товаров, а до 1 февраля компании обязуют промаркировать все нереализованные остатки. Как Вы оцениваете эту инициативу и готовность рынка к ее реализации?
К этой процедуре мы были готовы уже год назад: изучили требования, подготовили необходимое оборудование. Для BASK новое требование не станет проблемой, поскольку мы сами производим и сами оформляем наши изделия.
На рынке в целом новые требования, конечно, отразятся. В первую очередь это скажется на движении товара, особенно нелегального, который завезен в обход таможенных пошлин и реализуется по упрощенным схемам за наличный расчет. По разным оценкам, его объем в России сегодня достигает 60%. Понятно, что есть много людей, которые заинтересованы в его дальнейшем хождении, кто получает от этого прибыль и лоббирует свои интересы на разных уровнях.
Государству будет очень сложно бороться с таким положением дел. Если оно найдет в себе силы использовать ситуацию против незаконного товарооборота, добросовестные производители получат существенные преимущества. По прогнозам Минпромторга, в этом случае освободится дополнительная ниша для легального товара в полтора триллиона рублей, а нелегальный поднимется в цене. В противном случае ситуация будет складываться не столь благоприятно. Законопослушные компании получат дополнительные расходы и увеличение стоимости для покупателя, а серый товар все равно будет ходить. Это вряд ли устроит и рынок и потребителя и регулятора.
Сейчас мы можем наблюдать схожий сюжет на примере обувного рынка, – там маркировка началась 1 июля 2020 года. Посмотрим, как это пройдет у нас, но перетряска будет очень сильной. А без жесткого контроля со стороны государства, увы, – бессмысленной.
BASK - это неизменное качество материалов. Сложно ли сегодня держать эту марку? Как вы оцениваете емкость отечественного сырьевого рынка и качество тканей с маркировкой «Сделано в России»? Какие зарубежные альтернативы рассматриваете, и что, считаете, нужно сделать для того, чтобы шили преимущественно из отечественных материалов?
BASK – экстремальная тема, и наша одежда должна соответствовать определенным требованиям. Если мы откажемся от хорошей мембраны, наш покупатель этого не простит никогда. Мы просто обязаны использовать самые хорошие материалы, или искать их, если видим, что качество снизилось. А поскольку мы трансформируем технологии на город, то и здесь не хотим идти на компромисс. Если поставить менее функциональную ткань, тогда что останется от аутдора в этой одежде?
А легко ли найти сегодня качественную функциональную ткань?
В мире – да. Сегодня довольно много компаний занимаются outdoor – в Америке, Европе. Это большие обороты и серьезная индустрия. Сегодня многие аутдорные бренды идут «в город», и что-то удешевляют, оптимизируя стоимость такой одежды. И тут мы не в тренде: для нас очень важно, какие ткани, комплектующие используются. Мы не готовы к компромиссу, иначе просто потеряем свою аутентичность. И это – значительно хуже, чем снижение цен.
Поэтому приходится мириться с повышением стоимости хороших тканей. Основная доля сырья для нас приходит из-за рубежа – Корея, Япония. Используем импортные нитки. Вот от молний YKK никак отказаться не можем – они считаются самыми надежными в мире.
То есть, российские ткани BASK совсем не использует в производстве?
Нет, почему же. Наши СИЗ уже наполовину выполнены из российских материалов. Сырье пока импортное, а мембранное нанесение сделано уже в России. Есть государственные контракты, в которых российские ткани – обязательное условие, и мы его выполняем.
Мы изучаем рынок, консультируем многие производства в России, даем им образцы тканей, которые хотим получить. Как только это будет возможным при наших требованиях к продукции, перейдем на российские материалы.
Поговорим про утеплители. Сейчас много обсуждают вашу инновационную технологию DSD®. Расскажите о ней, пожалуйста.
DRY SIBERIAN DOWN® – серия композитных наполнителей на основе российского гусиного пуха высшего качества. Технология разработана и запатентована BASK для защиты от экстремально сильных морозов. Она основана на смешивании пуха с родственными по структуре материалами, способными придать утеплителю уникальные свойства, которых нет у обычного гусиного пуха. В DSD™ Wl используется пух (85/15) 80 % и шерсть 20 %. В DSD™ Pl – 80 % пуха 85/15 и 20 % полиэстера.
В нашем распоряжении – современная лаборатория и сложное оборудование, которое позволяет делать любые смеси и тестировать готовые изделия. В результате НИОКР мы исследовали много видов смесей. Шерсть дает увеличение тепловых свойств изделия, синтетика – дополнительную влагостойкость. Таким образом, мы получили возможность предлагать потребителю точные тепловые качества изделия, а не просто характеристики упругих свойств пуха.
Изделия с новым наполнителем уже протестированы гидами на Эльбрусе, Казбеке, и получили очень хорошие отзывы, поэтому, уверен, у новых технологий – большие перспективы.
Как в автомобилестроении, где технические характеристики высчитываются до миллисекунд, вносят в паспорт, и, если что не так, отзываются целые партии?
BASK в принципе очень серьезно подходит к вопросу контроля качества. Только в 2019 году на сертификацию продукции мы потратили почти два миллиона рублей. Это делается не только для того, чтобы формально получить требуемые документы, – мы проверяем все комплектующие, чтобы обеспечить качество готовой продукции.
Год назад на базе BASK был создан Центр инновационных технологий в легкой промышленности для российских производителей. Что сегодня происходит в этом направлении? Что изменилось, чего удалось достигнуть за год?
Действительно, год назад мы собрали здесь много профессионалов рынка – производителей, представителей Минпромторга, московского правительства. На встрече мы инициировали процесс поддержки государством модернизации российских предприятий. И вот, 5 июня 2020 года Президент РФ поручил обеспечить субсидирование скидок в размере 50 % от стоимости оборудования, которое передается в лизинг предприятиям легкой промышленности.
Это станет существенной поддержкой, которую конкретные производители получат от государства, в том числе с нашей подачи. Поэтому, считаю, год прошел продуктивно.
Инновационный центр объединил предприятия, работающие и развивающиеся в направлении Индустрии 4.0. И мы, как организация, которая уже внедрила у себя эти технологии, считаем, что за ними – будущее. Нужно стимулировать именно такую трансформацию. И, как только все немножко «очухаются» от карантина, опять будем собираться и лоббировать эту идею.
Как чувствует себя розница сегодня, как пошла предзаказная сессия? Чего ждете от результатов сессии зимней? Изменилась ли стратегия работы с дистрибуторами BASK сегодня, и что нового компания предлагает партнерам?
У BASK – порядка двухсот контрагентов, большинство – в регионах. И никто не закрылся в период карантина. У большинства есть свои интернет-магазины, и в период всеобщей изоляции они тоже выживали за счет онлайн-торговли.
В новых реалиях многие стали отказываться от иностранного товара, который существенно вырос в цене, и увеличивать присутствие нашей марки в магазинах. Мы не подвержены курсу доллара, благодаря чему подняли цены совсем незначительно на фоне импортного сегмента. В общем, как я и говорил, для нас – чем хуже, тем лучше.
Наши партнеры не отказываются от предзаказов, которые были сделаны еще в декабре. Мы продолжаем отгружать продукцию, открыли регистрацию на ежегодный дилерский семинар, который пройдет 8 декабря, и, кстати, сразу получили отличный отклик. Дилеры едут, дела идут, и, значит, все будет нормально.
Расскажите о планах BASK на экспортном направлении.
В экспорте мы традиционно держим планку 3-4 %, и с пандемией она не изменилась. За рубежом у нас, в основном, корпоративные клиенты. Выполняем также заказы военных структур – они знают наше качество и с удовольствием работают с BASK.
Для иностранных компаний мы стали еще привлекательнее в долларовом эквиваленте. Сейчас ведем переговоры с рядом потенциальных партнеров в Гренландии, Швеции. С дистрибьюторами в Чили нас давно связывают партнерские отношения, и сейчас появился еще один контрагент.
Нужно отметить, что государство оказывает нам большую поддержку на этом направлении. Московские власти, Мирпромторг финансируют продвижение российских брендов на зарубежные рынки, и BASK участвует в этих программах. Поэтому, уверен, перспективы хорошие.
Вы часто говорите, что BASK не боится конкуренции, которая в аутдор сегменте традиционно высокая. Назовите пять преимуществ, которые позволяют компании оставаться вне конкуренции.
Стабильное качество, реализованный опыт, большой ассортимент, доступность, оптимальное соотношение цены и качества.
Основатели-физтехи - тоже уникальное преимущество. В легкой промышленности обычно мало науки, и мы ею занимаемся очень серьезно. Таких возможностей, – исследовательских, производственных, – которые находились бы в одном месте, нет больше ни у одного outdoor-производителя. И важно ведь не только само оборудование, а опыт его использования. Недостаточно купить лабораторию, нужно понимать, что с ней делать. Мы исследуем, тестируем все комплектующие, готовую продукцию, ведем статистику по пуху, тканям. Вот что важно и ценно в нашей экспертной роли на рынке.
И самое главное, мы – в России. Нельзя в Швейцарии делать теплые изделия для всего мира. А наша продукция разработана специально для холодной России, – здесь она востребована, мы получаем обратную связь, используем ее в наших разработках. Поэтому мы имеем лояльного, преданного потребителя и лучших партнеров, с которыми, уверен, BASK станет самым крутым производителем теплой одежды.
Беседовала Ольга Яковенко
Простое на первый взгляд взаимодействие представителя швейного производства, которого в дальнейшем мы будем называть «Заказчик», и менеджера фирмы-поставщика оборудования на практике сталкивается с несколькими проблемами, существенно снижающими реальный эффект от применения закупаемого технологического оборудования, приспособлений, игл. Почему это может происходить? Можно назвать несколько основных причин, кроющихся в диалоге «Заказчик - Поставщик оборудования».
Читать далее »
Сегодня на рынке в швейной отрасли сложилась очень непростая ситуация: большое количество заказов на производство внутри страны при катастрофической нехватке рабочих рук, а именно профессиональных швей. Проблема усугубилась на фоне пандемии: почти 5 месяцев многие предприятия шили одноразовую одежду и маски. Это привело к потере квалификации у тех, кто еще мог до пандемии шить что-то более сложное, чем костюм «каспер».
Читать далее »
Выставка Sport Casual Moscow , прошедшая в первых числах августа , была первой в режиме офлайн после послабления карантинных мер . Как в кратчайшие сроки удалось организовать полноценную выставку мы спросили ее организатора Светлану Пономареву .
Читать далее »