Для отечественных производителей одежды четко обозначилась необходимость выстраивания прямых отношений с покупателем или интернет-площадками, что в любом случае потребует больших технологических и информационных изменений. Изменения, как это часто бывает, означают вызов, а способность принять вызов определит успех компаний, которые к этому готовы.
Интересно проанализировать динамику изменения каналов продаж одежды на нашем рынке.
Так, по итогам I квартала 2020 г. оборот Wildberries увеличился на 95 % - до 75,3 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным компании Wildberries, продажи товаров российского производства на онлайн-площадке выросли на 90 %, а их доля в ассортименте компании составила 40 %. Число покупателей в I квартале 2020 г. возросло более чем в два раза, в апреле - в три раза год к году. На площадке вдвое увеличилось число покупателей в возрасте 55 лет плюс.
Оборот (gross merchandise value) российского онлайн-ритейлера Ozon во II квартале 2020 г. вырос на 188 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 45,8 млрд руб. с НДС, как сообщили в компании. Таким образом, квартальный оборот маркетплейса превысил оборот 2018 г. За первое полугодие оборот вырос на 152 % – до 77,4 млрд руб.
Двойной рост продаж одежды на российском рынке отмечают Аliexpress и Amazon.
Китайская компания Alibaba представила цифровую швейную фабрику Xunxi Digital Factory. Теперь она может производить мелкие партии заказов по разумным ценам и с более короткими сроками доставки для производителей одежды.
Интернет-торговля - это мировой тренд, и мы не можем игнорировать его основные факторы, которые имеют решающее значение для успеха компаний.
Время. Одной из важнейших потребительских ценностей становится время. Поэтому срок доставки интернет-магазины ставят перед ценой продукта, либо сразу после.
Так, одним из главных козырей Amazon в борьбе за покупателей называют программу Prime Now. За $99 в год её участник получает бесплатную доставку за два дня. Логистика всегда была главной статьёй расходов Amazon. Только в прошлом году компания потратила на её развитие $11 млрд. С начала 2016 года она арендовала 20 самолётов Boeing 767, купила 4000 грузовиков, а также построила более 100 логистических хабов. Wildberries начинает строить сеть производственных технопарков рядом со своими логистическими центрами. Практическая реализация такого парка по производству полотен и одежды началась на Ивановской земле.
Следует отметить, что локализация производства одежды и обуви происходит на всех крупных рынках. Это диктуется требованиями по срокам и развитием производственных технологий, позволяющим резко снизить участие человеческого труда в производственных процессах.
Коммуникация с конечным потребителем. Развитие интернет-продаж значительно сокращает дистанцию между потребителем и производством. На процесс обмена информацией между покупателем и производителем начинают активно влиять социальные сети и интеллектуальные помощники. Социальные сети — это инструмент сбора, анализа и использования огромного массива данных о пользователях, их предпочтениях, привычках и финансовых возможностях. Данные инструменты формируют новую сеть каналов сбыта непосредственно конечному потребителю. Сеть начинает формировать запросы производителю. Этим решил воспользоваться интернет-гигант Facebook inc. (социальная сеть Facebook). Имея более 3 млрд зарегистрированных пользователей, 100 миллиардов сообщений ежедневно и 180 млн активных предприятий, компания презентовала приложение Shops.
Shops – способ создавать интернет-магазины для клиентов через Facebook, Whatsapp, Messenger и Instagram. Данные инструменты формируют новую сеть каналов сбыта непосредственно конечному потребителю. Сеть начинает формировать запросы производителю, в большинстве случаев локальному. По сути Instagram и Facebook давно используются как инструмент продажи товара и услуг. Shops делает эти каналы более удобными и массовыми. И самое главное, Shops придает этим продажам новый смысл, избавляя от имиджа неполноценного бизнеса.
Кастомизация. Покупатель хочет иметь возможность выбрать качество материала, цвет, размер и дизайн. Задача производителя максимально быстро произвести изделие, упаковать и доставить покупателю. Это требует от производителя способности обрабатывать в сжатые сроки значительное количество информации, произвести изделие, нанести большое количество декоративных элементов, упаковать и доставить покупателю (на склад интернет-площадки). Очень важным составляющим элементом этой работы является работа с поставщиками. Производитель в течение 48 часов должен получить необходимый комплект сырья и материалов для производства заказа. Тут есть несколько сценариев выстраивания технологии: нанесение декоративных элементов по дизайну заказчика на готовые заготовки (полуфабрикаты), развитие технологий, производящих на станке готовое изделие или изделие с высокой степенью готовности (например, вязаную обувь или бесшовный трикотаж), изготовление изделий с определённым уровнем стандартизации и ограничений (например, бренд Moncler на изготовление летней и зимней коллекции использует всего 10 видов полотна в течение года).
В последние годы в технологической цепочке производства одежды происходят существенные изменения, позволяющие воплощать самые смелые пожелания покупателей. Важным фактором является развитие цифровой печати, как по синтетическим, так и по натуральным тканям. Становятся доступными однослойные раскройные комплексы и лазеры конвейерного типа. В связке с инструментами конструирования изделия покупателем, такая производственная линия позволяет значительно сократить время цикла «заказ - доставка» и повысить эффективность предприятий, исключив много промежуточных звеньев между покупателем и производителем.
Быстрое производство - это еще один тренд производства профессиональной спортивной одежды: 3D сканирование тела спортсмена, индивидуальные лекала, персональное оформление и т. д. При этом спортивные турниры жестко регламентируются правилами федераций и заказ формы очень зависит от результатов турнирной таблицы.
Теперь эти технологии становятся привычным делом и в сегменте продукции повседневного спроса.
В целом можно отметить, что производство одежды становится более сложным и быстрым процессом. Насколько это возможно на действующем предприятии?
Российское швейно-печатное производство РОССПОРТ, которое является ключевым производителем экипировки для игроков национальной сборной страны по хоккею, для клубов континентальной хоккейной лиги и большого количества экипировочных центров, показало отличный пример успеха такого гибкого производства.
Объем запущенных в производство с начала года уникальных заказов составил 4460 шт., или больше 24 уникальных заказа на каждый рабочий день.
Такой уровень сменяемости достигается высоким уровнем дизайнерской и конструкторской работы и большой долей производственных операций, основанных на цифровых технологиях: автоматизированный крой, цифровая печать, вышивка, лазерное оборудование. На предприятии внедрены CRM-система Bitrix24 и модуль «Управление заказами» на базе 1С Управление Производственным Предприятием. В компании есть свой собственный парк автотранспорта и партнерские курьерские и логистические службы. Это позволяет делать крупные партии продукции (например, к чемпионатам мира и открытиям сезонов) и индивидуальные заказы в единичном экземпляре. Такая система работы позволила не только пережить тяжелый 2020 год, но и провести масштабную оптимизацию и строить инвестиционные планы
О компании
Швейно-печатное производство РОССПОРТ работает на рынке с 2004 года.
Рост количества запросов со стороны спортивных команд, клубов и организаций потребовал увеличения производственных мощностей, и сейчас ШПП РОССПОРТ представляет собой развитый производственный комплекс по обслуживанию спортивной индустрии. Договорной портфель ГК «Росспорт» составляет более 1000 контрагентов. Особенностью структуры является высокая доля контрактов в сегменте профессионального спорта. Крупнейшие партнеры компании - ХК СКА, ФХР, ХК «Спартак», ХК «Авангард», ПБК ЦСКА и федерации.
С начала 2020 года ШПП РОССПОРТ находится в стадии технологического и инвестиционного реформирования. Основная цель изменений – построение современного, гибкого производства, способного в течение нескольких часов произвести необходимое изделие, нанести необходимый декоративный элемент и доставить изделие заказчику.
BASK – уникальное явление на рынке. Компания, созданная физтехами, вышедшая на модные подиумы страны; производитель одежды, занимающийся научными изысканиями; фирма, создающая одежду для полярных экспедиций и детей по единым стандартам качества, позволяющим гарантировать точный температурный режим изделия до десятых градуса. Мы не раз на страницах нашего журнала писали об успехах и планах компании . И вот новая встреча ,первая в этом году.
Читать далее »
Выставка Sport Casual Moscow , прошедшая в первых числах августа , была первой в режиме офлайн после послабления карантинных мер . Как в кратчайшие сроки удалось организовать полноценную выставку мы спросили ее организатора Светлану Пономареву .
Читать далее »
ХБК «Шуйские ситцы» - одно из крупнейших в России текстильных предприятий с богатой историей, которое объединяет сегодня традиции и новейшие методы организации производства. Такое сочетание без преувеличения делает комбинат воплощением идеи возрождения текстильной отрасли. В преддверии 200-летия предприятия мы побеседовали с Анной Богаделиной, генеральным директором комбината.
Читать далее »