Сегодня на рынке в швейной отрасли сложилась очень непростая ситуация: большое количество заказов на производство внутри страны при катастрофической нехватке рабочих рук, а именно профессиональных швей. Проблема усугубилась на фоне пандемии: почти 5 месяцев многие предприятия шили одноразовую одежду и маски. Это привело к потере квалификации у тех, кто еще мог до пандемии шить что-то более сложное, чем костюм «каспер».
Многие мигранты из Киргизии и других дружественных республик, работавшие на швейных российских предприятиях, уехали в этот период на родину и не смогли вернуться обратно в Россию при закрытых границах. Границы, впрочем, едва открывшись, вот-вот грозят закрыться вновь с перспективой второй волны «эпидемии».
Я давно не видела такого всплеска вакансий «швея». На сайте Авито, который, как известно, является основным ресурсом в поиске швей, за последнее время появилось 850 вакансий швей только в Москве и Московской области, в то время как до карантина эта цифра колебалась в пределах 150-200 вакансий в месяц. И это при том, что в разы выросло количество объявлений о продаже оборудования б/у в связи с закрытием производства.
А кандидаты на вакансии «швея» и «портной-лаборант» - люди, которые не работали по специальности от 5 лет и больше.
И сейчас сложилась ситуация, что многие предприятия, которые берут в работу заказы, не могут гарантировать их выполнение в сроки по причине отсутствия достаточного количества швей. Если раньше такие заказы можно было переразмещать на соседние в регионе производства, то сейчас проблема со сроками - это бич производственных компаний и беда заказчиков.
Молодое поколение не идет работать на производства, и средний возраст швей — пенсионеры, которые готовы работать за небольшую заработную плату, в качестве прибавки к пенсии, но не ХОТЯТ официально устраиваться на работу, чтобы не терять часть гарантированного государством дохода в виде пенсии. Эти кандидаты так и заявляют работодателю «нам не нужно трудоустройство». И производство в отсутствие альтернативы вынуждено либо закрыться, либо соглашаться на работу с такими кандидатами, просто потому, что если не эти швеи, то работать просто будет реально некому.
Все это приводит к тому, что собственники не могут управлять: не нанятый официально на работу человек не имеет перед компанией никаких обязательств, он может просто не выйти на работу в любой день, и это факт абсолютной непредсказуемости и уязвимости компаний — не сдать в срок продукцию.
К чему такая ситуация приводит в итоге: к искусственной необоснованно низкой стоимости часа, которая развращает заказчиков, и к абсолютной невозможности управлять процессом производства.
Еще одна угроза сокращения нормально работавших ранее производств, создающих рабочие места с официальным трудоустройством и отчислениями налогов в бюджет – это «подарок» от государства, статус самозанятых. На фоне ужесточения зарегулированности бизнеса, усложнения и увеличения стоимости сертификации и декларирования продукции, увеличивающих стоимость производства и абсолютно свободном, как никогда раньше, доступе к рынку сбыта через маркет-плейсы, при возможностях не предоставлять никакие документы, подтверждающие происхождение товара, самозанятые производители швейной продукции получают массу преимуществ.
В статусе самозанятого можно спокойно шить дома на бытовых машинах, возить на Wildberries небольшое количество «платьев собственного дизайна», купив для его пошива выкройку на сайте за 100 рублей, ничего не декларируя и не сертифицируя, и зарабатывать точно больше, чем средняя швея с зарплатой 35-45 тысяч рублей.
Я недавно заказала себе платье на Wildberries. Полученное повергло меня в недоумение: я очень давно не видела такого отвратительного качества пошива. Притом, что мне, как человеку 10 лет продававшему швейное промышленное оборудование, было понятно, что изделие не фабричного производства и сшито на бытовом оборудовании.
И при работе с клиентами, когда необходимо подобрать тот или иной парк оборудования, с учетом сложных запросов по моделям и тканям, я наблюдаю на рынке продаж промышленного оборудования большую дыру в наличии специализированных швейных машин, позволяющих производить качественные изделия. Нет массовых запросов у производителей одежды на такое, и то, что 5 лет назад было стандартным запросом со стороны производителя по уровню технологии производства, сейчас считается невероятным изыском. Рынок переполнен простыми прямострочными машинами и четырех- и пятиниточными оверлоками. Вся страна шьет худи и «касперы»...
Купить машину для выполнения окантовки срезов с резинкой внутри, чтобы не растягивалась пройма в спортивных изделиях — изыск, заказать то или иное средство малой механизации для упрощения работы швеи и качественного шва - изыск, заказать оверлок с автоматической функцией закрепки в начале шва - почти не решаемая в России задача. Любая не сильно стандартная задача вызывает у поставщиков оборудования разговоры о том, что такое не производят.
Как в такой ситуации конкурировать компаниям, ведущим бизнес в сфере производства одежды, как объяснять конечному покупателю, который сейчас зачастую видит ужасное качество товара на маркет-плейсах, что в России существуют предприятия, производящие одежду достойного уровня? И как обосновать стоимость не низкой цены на изделия российского производителя, если это изделие сшито на фабрике, а не у самозанятого мастера, который не платит никаких налогов, и у которого нет затрат на аренду, потому что оборудование стоит у него в квартире?
Как чему еще приводит рост количества швей-надомников? Сейчас все больше (и эта тенденция усиливается из месяца в месяц) в отрасль приходят начинающие дизайнеры, у которых нет своей производственной площадки, есть небольшая (до миллиона рублей) сумма для того, чтобы начать производство своей коллекции.
И складывается такая коллизия: на рынке очень мало производств, готовых и умеющих работать с небольшими партиями изделий 10-20-30 единиц на модель. Но на рынке существует много предложений от надомников в статусе самозанятых, которые берутся за такие небольшие заказы, предлагая дизайнерам цены ниже себестоимости нормальной полноценной производственной площадки по причине отсутствия у таких надомников затрат, связанных с арендой и выплатой налогов. И начинающие дизайнеры строят экономику своих продаж исходя из себестоимости, которая не отражает реалий. При росте объемов продаж, когда надомники не справляются с увеличением объемов производства, возникает необходимость поиска фабрик, которые могут производить объемы от 100 и больше единиц на модель в короткие сроки. Но полноценная производственная площадка не может дать дизайнерам цену на уровне надомников и выставляет реальный производственный ценник на 30-40-50 % выше, что рушит все экономические расчеты и приводит к росту конечной цены. И это реальный парадокс: казалось бы, чем больше объемы производства, тем ниже должна быть производственная себестоимость, но в реальной ситуации зависимость получается обратная. Начинаешь и стартуешь с низкой цены на работу, а при увеличении объемов упираешься в необходимость платить за работу больше. И многие начинающие дизайнеры в этот момент начинают питать иллюзию, что если они организуют свое производство, то получат ценник ниже, чем у производственной площадки на аутсорсе, и удивляются, когда такого не происходит.
Куда приведет тенденция увеличения количества самозанятых, отшивающих одежду на дому, или начинающих дизайнеров, так же отшивающих свои коллекции у надомников на бытовых машинах и поставляющих все для продажи на различные маркет-плейсы и в Инстаграм?
В сложившейся ситуации мы будем наблюдать в ближайшем будущем рост цен на производство в России в связи с ростом заработной платы швей и падением при этом уровня их квалификации и снижением выработки.
Я не вижу никаких других способов выхода из сложившейся ситуации, кроме как ухода производств в очень узкие специализации. Необходимо собирать по крупицам мастеров производственного обучения, которые еще остались в определенном количестве, организовывать постоянный поток людей для обучения в качестве швей, просеивая этот поток и отбирая только тех, у кого есть способности к развитию мелкой моторики. Поможет и лоббирование на уровне законодательства возмещения части затрат на выплату стипендий по обучению через центры занятости населении тем предприятиям, которые будут на своем производстве организовывать учебные комбинаты по переквалификации и обучению столь дефицитной и нужной на сегодня профессии как швея, уровень оплаты труда которой уже приближается к уровню заработной платы бухгалтера в компании средней руки.
Справка об авторе
Time Trial – крупнейшая петербургская компания-производитель надувных изделий для спорта и активного отдыха. Выпускаемая под брендом TimeTrial продукция заслужила уважение профессионалов, а также высоко ценится любителями за высокое качество и функциональность. Чтобы поддерживать такой уровень, компания постоянно модернизирует производственный процесс, совершенствует технологии производства, внедряя новейшее оборудование.
Читать далее »
BASK – уникальное явление на рынке. Компания, созданная физтехами, вышедшая на модные подиумы страны; производитель одежды, занимающийся научными изысканиями; фирма, создающая одежду для полярных экспедиций и детей по единым стандартам качества, позволяющим гарантировать точный температурный режим изделия до десятых градуса. Мы не раз на страницах нашего журнала писали об успехах и планах компании . И вот новая встреча ,первая в этом году.
Читать далее »
В начале октября фирма КОМТЕНС установила автоматизированный настилочно-раскройный комплекс (АНРК) итальянской компании FKGROUP на одном из ведущих предприятий, самом крупном производителе мягкой мебели на Северо-Западе. Это уже второй комплекс, введенный в эксплуатацию на производственной площадке компании.
Читать далее »