Этот материал вышел в № 04 за 2021 год
Пролистать PDF

Для рынка цифровой печати на текстиле ситуация, связанная с распространением COVID-19, оказалась испытанием, какого ещё не бывало ранее. Некоторые сегменты текстильного рынка находились в бездействии большую часть 2020 года- такие как рекламный бизнес, фэшн индустрия. По данным ряда отраслевых ресурсов, в 2020 году глобальный рынок цифровой печати функционировал на 70 % от своей полной мощности.

Несмотря на то, что объём рынка цифровой печати не соответствовал своей ёмкости, тем не менее, он относительно хорошо чувствовал себя по сравнению с другими секторами текстильной печати, а именно - с аналоговой трафаретной печатью. Отсутствие аналоговых процессов и возможность автоматизации сделали цифровую печать доступной, организованной и более оперативной во время пандемии. В то время, когда мировой текстильный рынок застопорился, предприятия с цифровой печатью смогли продолжить работу благодаря лёгкой интегрируемости в сторонние бизнес-процессы, в том числе с помощью новых платформ электронной коммерции. Эта универсальность показала, что на отрасль не так сильно повлияли сбои в цепочках поставок или закрытие розничных площадок.

Некоторые отраслевые эксперты даже утверждают, что пандемия COVID-19 принесла пользу рынку цифровой текстильной печати, поскольку компании теперь более открыты для использования цифровых технологий. Одним из ключевых активов цифровой печати является ее способность адаптироваться к новым рыночным тенденциям. Это уникальное качество оказалось бесценным за последние 18 месяцев. Во время глобальных ограничений, краха рынков и сокращения товарооборота компании цифровой печати продолжали вводить новшества и разрабатывать новые решения по всему миру.

Но всё не так однозначно в отношении российских производителей. Доля цифровой печати в России и странах СНГ до сих пор ничтожно мала. Небольшое количество компаний действительно смогло воспользоваться моментом, управляющие этих компаний скорректировали свою стратегию и приняли верные решения. Однако большая часть компаний совершила серьёзные, а для некоторых и фатальные ошибки. Главная ошибка: поход в сегмент дешёвой продукции и по сути конкуренция с аналоговой ротационной печатью, т. е. рынку предложили print-on-demand, в коротком тираже, в качестве более высоком, чем аналоговая печать, но по цене аналоговой печати. Абсолютно во всех этих компаниях коммерческий блок показал свою несостоятельность в отношении продажи продуктов с добавленной стоимостью. Мнение и рекомендации коммерческих специалистов данных компаний напрямую влияли на принятие решений о покупке оборудования топ-менеджментом. Критерии выбора: дешёвое (как позже выясняется, ресурсоёмкое) оборудование с низкой стоимостью чернил (и часто с непредсказуемым результатом печати).
 

Бессмысленно конкурировать с аналоговыми производствами в их игровом поле. Крупные фабрики (часто имеющие государственную финансовую и протекционистскую поддержку), выпускающие однотипную продукцию десятками миллионов метров ежемесячно, никуда не денутся в ближайшие годы. Также нужно понимать, что для этих предприятий не составляет большого труда в любой момент приобрести цифровое печатное оборудование высокого класса (вплоть до приобретения однопроходных линий), перераспределив имеющиеся заказы между своими подразделениями.

В 1986 году маркетологи Эл Райс и Джек Траут написали книгу «Маркетинговые войны», положив в её основу теорию ведения войны Клаузевица. В этой книге выделяются четыре стратегии, которые на сегодняшний день могли бы быть корректно применены к текстильному рынку.

  1. Оборонительная стратегия: только сильный игрок может позволить себе эту стратегию, сделав всё, чтобы атака конкурента захлебнулась. *
    * На сегодняшний день крупные аналоговые фабрики вполне успешно реализуют эту стратегию против конкурентов с цифровой печатью.
  2. Наступательная стратегия: для её реализации необходимо обладать опытом и талантом стратегического менеджера, уметь обнаруживать слабые места противника и концентрированно атаковать их. **
    ** Эта стратегия используется пока только иностранными, в основном турецкими компаниями.
  3. Фланговая стратегия: стратегия фланговых ударов может быть реализована только в том сегменте рынка, где у противника слабые позиции и залог успеха определяется внезапностью нападения. ***
  4. Партизанская стратегия: у реализующего эту стратегию должно быть чёткое понимание сегментирования рынка. «Кусок пирога» должен быть ровно таким, какой можно унести, удержать, защитить и, съев, не умереть от обжорства. ***
    *** Последние две стратегии (и в меньшей степени пока первая и вторая) оптимально подходят для малых и средних предприятий цифровой печати по текстилю.

В 2013 году Джек Траут с лекцией посетил Москву. Его оценка уровня российского маркетинга на тот момент - «1+» (по пятибалльной шкале). Он не смог привести примера российской компании, успешно реализующей какую-либо стратегию, компании не имели чёткого позиционирования и могли использовать только ценовую конкуренцию. С тех пор в некоторых отраслях произошли существенные изменения, но в текстильной отрасли пока все осталось по-прежнему.

Для изменения и форматирования рынка текстильной печати необходимо прямое участие руководителей и владельцев компаний в этом процессе, необходим особенный подход и глубокий анализ отрасли, продуктов, потребностей клиентов, чуткое реагирование на изменение и колебание рынка. 

При формировании добавленной стоимости, не имеет никакого смысла печатать уникальные дизайны на самом бросовом материале. Продукт должен быть интересным, у покупателя должен быть выбор и желание покупать.

В связи с ограничением поставок хлопка к 2024 году некоторые компании уже начали использовать заменители, которые понравились потребителям. Например, лиоцелла (текстильного волокна, получаемого химическим путём из целлюлозы) для производства постельного белья и fashion.

Или популяризация и использование новых материалов из льна и конопли (Uniqlo, H&M, Zara, Massimo Dutti, Bershka, Springfield, Gucci, M&S и многие другие). Благодаря развитию технологий при их обработке научились бережно относится к окружающей среде, получая после переработки не отходы, а остаточные продукты, включая целлюлозу, хлопья, семена, льняное масло и т. д. 

Лён – натуральный терморегулятор, гипоаллергенный, антибактериальный, к тому же, благодаря новым типам отделки и производства, хорошо окрашивается и запечатывается реактивными красителями. со временем сохраняет свои качества, не деформируется, не пушится.

Помимо одежды, из льна производят пляжные и банные полотенца, салфетки, постельное белье, чехлы на стулья, скатерти, сумки, фартуки, а также элементы оформления и декора помещений (различные панно).

В этом месяце компанией Konica Minolta начата инсталляция печатного комплекса на базе принтера Nassenger 8 в компании Rost Textile. Решение о покупке Nassenger 8 во многом связано с увеличившимся количеством заказов печати на полотнах из льна и конопли, а также возросшими требованиями к качеству печати и экологической чистоты продукции со стороны заказчиков. Запуск такого типа оборудования – пример стратегически выверенной диверсификации и долгосрочного планирования (подробнее в нашем следующем номере журнала, прим.ред.).

Максим Максимов, директор текстильного департамента Konica Minolta

Также в номере:

«Балтекс»: таких тканей еще не было!

На протяжении последних 10 лет процесс модернизации текстильного комбината «Балтекс» идет непрерывно, производство постоянно оснащается высокотехнологичным оборудованием самых разных видов. В 2021 году был приобретен трехмашинный шлихтовальный комплекс итальянской марки Ramallumin. Это позволило сделать большой шаг вперед, появилась возможность создавать принципиально новый ассортимент легких и прочных полиамидных тканей с различными видами отделок. 
Читать далее »

Автоматизируем раскрой технических тканей с IECHO от ИНТЕРМИКРО

Технические ткани - это широкий спектр текстильных материалов, предназначенных для решения специальных задач, от простых изделий до космической отрасли. Компания ИНТЕРМИКРО готова поделиться практическим опытом применения автоматизированных раскройных  комплексов  для кроя технических тканей.
Читать далее »

ЛИГО: экологичное производство, всерьез и надолго!

Чем отличается рекламно-производственная компания от швейного производства? Казалось бы, общего не так много, но, при ознакомлении с производственно-рекламным бизнесом, в очередной раз появляется убеждение, что эта сфера ближе к нашей швейной промышленности, чем мы представляем. Так получилось и в этот раз на встрече с руководителем и основателем одной из самых крупных и известных производственно-рекламных компаний в России – ЛИГО - Русланом Закировым. Повод для интервью был неординарный и событийный.    
Читать далее »