Помимо дефицита кадров рабочих специальностей и кадров сервисных служб, присутствует не менее острая проблема – низкий уровень линейных руководителей.
Сегодня мы поговорим именно об этом кадровом звене в производственной цепочке.
Для начала - о том, кто такие линейные руководители и линейный персонал.
Линейный руководитель – это специалист, который занимается управлением отдельной частью организации, основываясь на своём опыте, знаниях и навыках, отвечает за выполнение основных функций организации, таких как производство. К ним относятся: начальники цехов и складов, технологи, мастера, бригадиры и т. д.
Линейный персонал – это работники, занимающие должности, как правило, не требующие серьёзной профессиональной подготовки. К ним относятся: представители массовых профессий, таких как рабочие, грузчики, швеи, закройщики, кладовщики и т. д.
Часто встречаемся с такой проблемой: технолог делает все что угодно, но только не свою работу, когда спрашиваем, почему не сделал, начинается поиск виноватых. Если собственник работает с технологом/начальником производства с начала создания предприятия, полностью доверяет им и зачастую вообще не вникает в процесс, то у них есть карт-бланш на организацию производственных процессов. Такие руководители подбирают команду под себя, что не всегда на пользу работе, а именно - создавая группу «полезных» для себя людей и снимая с себя всю ответственность за происходящее, а не команду специалистов, отвечающих за конечный результат. И вот здесь начинается не четко выстроенная в соответствии с должностными инструкциями работа линейных специалистов, а «круговая порука» без зоны ответственности. Мастер «курит» с кладовщиком, технолог комплектует фурнитуру, менеджер даёт задание на раскрой оператору раскройного цеха, начальник производства упаковывает готовую продукцию, швея требует к себе технолога для замера затрат времени на операцию, считая, что ей мало платят и т. д. Такие примеры можно приводить бесконечно, а иногда и самому собственнику, закатав рукава, приходится участвовать во всех производственных процессах.
Приведу пример.
Приезжаешь на предприятие с аудитом для выявления причин низкого качества при высокой оплате труда и текучке кадров. Первое, что бросается в глаза на многих предприятиях – весь пол завален «отходами производства». При появлении в цехе нового человека вся работа останавливается и начинаются бурные обсуждения, кто пришёл и зачем, т. е. работа производства не организована на безубыточность.
При этом собственник идёт в ногу со временем, закупает современное оборудование, отвечающее всем требованиям и технологиям, которое, к сожалению, используется неэффективно. Нет перенастройки оборудования при переходе на другой ассортимент, много проблем в организации труда в раскройном цехе и на складе материалов.
Делается анализ текущей работы предприятия, даются четкие рекомендации дальнейших действий собственника и его взаимоотношений со своими специалистами.
Для показательного примера можно посетить аналогичное предприятие в этом же регионе (если таковое имеется, если нет, то в том регионе, в котором есть), которое работает с выстроенной системой безубыточности, то есть, люди на местах работают, а не «курят», каждый занимается своим делом по четко прописанным должностным инструкциям, а не перекладывает свои обязанности на других (нет такой возможности), получают приличную заработную плату, работая в чистоте и обустроенности своих рабочих мест.
После такого показательного примера чаще всего возникает вопрос: что мы делаем не так? Сутками находясь на производстве, работая и снабженцами, и продавцами, руководя производством, закупая новое оборудование и т. д., а у нас все равно не так.
Причины проблем такого типа предприятий знакомы многим, но не все об этом задумываются.
Многие из собственников начинали свой бизнес с небольшого цеха из 10-15 швей (все на виду), сами непосредственно выполняли много работы в цеху, сами закупали необходимые для работы материалы, сами кроили, сами проверяли качество, сами продавали продукцию, сам искали покупателей. Собственник, он же руководитель, вот тут, рядом, можно спросить, задать какой-то вопрос - и он его решит. Бизнес растёт, количество швей и линейных руководителей увеличивается, но принцип работы остаётся прежним: чуть что, бегут к собственнику, игнорируя начальника производства, мастера и т. д. Так вот, с развитием бизнеса возникает необходимость правильно делегировать все обязанности линейным руководителям и выстроить их работу так, чтобы собственнику осталось только получать отчёты, развивать свое производство и считать прибыль.
Есть такое понятие - «эффект Рингельмана». Это тенденция к снижению личной продуктивности отдельных членов производственного процесса по мере роста производства и увеличения численности сотрудников.
Практически каждый человек, участвуя в групповой работе, сталкивается с мыслью: «Пусть это сделает кто-нибудь другой, а не я». Такая мысль может посещать работника, если требуется выполнить что-то трудное, неприятное, зачастую из-за отсутствия знаний и опыта, или нежелания брать на себя ответственность.
Если взять производительность одного человека за 100 %, то для совместной работы двух человек индивидуальная производительность окажется примерно 93 %, для трех человек – 85 %, а группа из восьми человек покажет производительность 50 %. Но при этом тот, кто практически не работал, больше всех считает, что он выкладывается на все 100 и платят ему меньше всех!
Есть основные причины, вызывающие такой эффект:
Но есть и другие причины, которые зачастую являются более реальными проблемами производства. Каждая причина, изложенная ниже, является и решением проблемы, если ее исправить:
Если постараться и исправить эти причины, можно избежать множества проблем и не тратить время впустую на незапланированную текучку.
Вернёмся к нашему примеру.
После вновь выстроенной системы работы поднялась трудовая дисциплина, у линейных руководителей появился интерес к своей работе, повысилось качество продукции, улучшился климат в коллективе, сотрудники стали предлагать свои варианты улучшения работы.
И всему этому можно научиться и внедрить эффективные методы работы. Ключевой момент - нужно не бояться признавать свои ошибки, и, если не удается решить проблемы самостоятельно, привлекать команду профессионалов, совместно с которыми можно выстроить оптимальные производственные и бизнес-процессы, и добиться желаемого результата. Это реально, уверяю вас, главное - захотеть идти в ногу со временем, с уважением к своему бизнесу и к своим специалистам.
Ольга Кауфман
Инженерно-технологический центр,
эксперт
Исполнительный директор b2b «БТК Групп» Светлана Горбачик рассказывает об истории возрождения торговой марки TRUD, о том, какова ситуация на рынке спецодежды, как предприятия отрасли проходят пандемию, и с какими новинками выходит бренд на юбилейную 25-ю выставку БИОТ.
Читать далее »
Всё больше политику стран Евросоюза и всей планеты в целом определяют принципы экологической, экономической и социальной устойчивости. Необходимые изменения так или иначе оказывают влияние в том числе на индустрию одежды. Процессы адаптации производства одежды к потребностям людей в глобальном масштабе сложны и требовательны, поэтому прозрачность и сотрудничество – ключевые инструменты на пути к устойчивому развитию. Все эти процессы, безусловно, касаются и России.
Читать далее »
Имя Gerber всегда будет ассоциироваться с фундаментальным технологическим прогрессом в текстильной и швейной промышленности, а также в других отраслях. Нашему журналу удалось пригласить на интервью Дэвида Дж. Гербера, сына изобретателя и замечательного предпринимателя. Главным поводом для разговора стали предстоящие процессы трансформации в соответствии с потребностями рынка.
Читать далее »