Поддержка легпрома: миф или реальность?

Производители в России делятся на тех, кто верит в господдержку, и тех, кто считает, что это миф (или, во всяком случае, нечто им самим недоступное). Разговор о господдержке шел и на Всероссийском отраслевом форуме "Мануфактура 4.0", где собрались руководители предприятий, представители власти и институтов развития.
Гордость и предубеждение
Так можно было бы назвать не только знаменитый роман, но и отношение многих предпринимателей к господдержке.
Управляющий АО "Ивановоискож" Дмитрий Лукьянченко считает, что чаще всего руководителям предприятий мешают воспользоваться господдержкой три мифа. "Первое, что они говорят: нам никто не помогает. Когда начинаешь рассказывать о мерах, которые есть, отвечают, что не слышали. Казалось бы, о поддержке твердят из каждого утюга, но, видимо, у коллег другие утюги, – говорит Дмитрий Лукьянченко. – Второй миф: я никто, для получения поддержки нужны же, наверное, какие-то личные отношения, возможно, есть какая-то коррупционная составляющая. В общем, мне ничего не дадут. И третий миф: я же не совсем белый… Как только я пойду за господдержкой, меня сразу начнут контролировать жестче. Люди не понимают, что контролирующие органы прекрасно видят, кто как работает, и знают все и так".
Кстати, у АО "Ивановоискож" есть опыт получения господдержки, и вполне успешный. Предприятие производит технический текстиль с полимерным покрытием, который используется для автомобильных тентов, торговых палаток, надувных конструкций и т. д. В 2017 году руководство начало большой инвестиционный проект, за два года выстроили на своей территории новый завод. Сейчас работают и старые мощности, и новые.
Как рассказывает управляющий, этот проект был "собран" с помощью господдержки. Предприятие получило ее из нескольких источников: по программам Минпромторга, Фонда развития промышленности и достаточно сложной в администрировании программе субсидий на НИОКР. Проект реализовывался в партнерстве со Сбером и при поддержке регионального центра "Мой бизнес".
При этом Дмитрий Лукьянченко особо подчеркивает, что поддержка – даже самая эффективная – не заменит собственных идей предпринимателя, на которых и должен строиться бизнес.
"Если нет идеи, то стратегия получения господдержки не сработает. Бизнес в любом случае должен строиться на собственных историях, а государство и финансовые институты помогут и подставят плечо", - говорит Дмитрий Лукьянченко.
На тарелочке с голубой каемочкой
Мер поддержки, которыми могут воспользоваться предприниматели, достаточно много.
О том, что можно получить по линии Минпромторга, рассказала на форуме начальник отдела мер финансовой поддержки Департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Ольга Верховая.
Она отметила, что в 2020 году на поддержку легпрома было направлено 2,6 млрд рублей, применялось 6 видов поддержки, в 2021 году общая сумма составит 2,28 млрд рублей на 4 вида поддержки. В планах на 2022 год – 2 млрд рублей.
Среди наиболее востребованных у производителей мер – субсидирование части затрат на обслуживание кредитов на пополнение оборотных средств. Программу начали применять как антикризисную. В этом году на нее было выделено 500 млн рублей, участники программы по итогам 2022 года должны будут сохранить реализацию продукции на уроне не менее 90 % к текущему году. В 2022 году финансирование программы вырастет до 700 млн рублей, но получатели субсидии должны будут увеличить объемы реализации продукции до 110 %, отметила Верховая.
В конце 2020 года Минпромторг начал применять такую меру поддержки, как субсидия на стимулирование спроса (единая лизинговая субсидия). Сегодня это основной драйвер модернизации производства. Субсидируется до 50 % авансового платежа на закупку оборудования, в сумме до 200 млн руб. "Недавно мы провели квалификационный отбор на получение этой субсидии в 2021 году, – отметила Ольга Верховая. – 14 организаций в проекте реестра получателей субсидии. Им необходимо как можно быстрее заключать с нами договоры".
В 2022 год на эту программу будет выделено 914 млн рублей. Минпромторг также намерен "выбивать" дополнительные средства. Отбор потенциальных получателей запланирован в марте.
Также применяются субсидия на компенсацию затрат при производстве пряжи и смесовой ткани с содержанием льна, компенсация затрат на изготовление школьной формы, корпоративная программа повышения конкурентоспособности (КППК) – льготное кредитование на реализацию экспортно ориентированных проектов в России и за рубежом.
Ольга Верховая напомнила и о том, что серьезную помощь предпринимателям оказывает Фонд развития промышленности. Фонд занимается льготным кредитованием. "Сейчас фонд реализует в России 26 проектов в сфере легкой промышленности общей стоимостью около 9 млрд рублей", – отметила эксперт.
Исполнительный директор Департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Алла Сбитнева рассказала об инвестициях в отрасль. По ее словам, через 5-10 лет оставаться успешным без стратегии и маркетинговых исследований рынка будет невозможно.
"Инвестиции должны быть качественными. Инвестиции должны быть под оцифрованную стратегию, которая поможет в поиске новых ниш и каналов сбыта и позволит уйти от жесткой конкуренции на традиционных рынках продукции и технологий", – отметила она.
Зарубежный опыт
Всегда интересен и зарубежный опыт. Как отметил директор по стратегическому развитию АО "Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности" (ИНПЦ ТЛП) Константин Бандорин, меры господдержки легпрома отличаются от страны к стране и порой могут удивить.
Например, в странах Евросоюза отраслевое субсидирование считается неэффективным и противоречащим принципам рыночного хозяйства. Применяется поддержка малых предприятий, инновационной деятельности, субсидии на создание новых рабочих мест и повышение квалификации сотрудников, господдержка охраны окружающей среды и внешнеэкономической деятельности предприятий. В Германии власти делают ставку на целевое переобучение, поддержку инновационной деятельности, в Италии практикуют льготное кредитование предприятий, во Франции действует косвенная поддержка производства "умного текстиля".
У Китая есть утвержденная стратегия развития до 2050 года, в рамках которой власти освободили малый бизнес от НДС.
В Иране, по словам Константина Бандорина, неожиданный эффект дала пандемия новой коронавирусной инфекции. В 2020 году закрылись рынки, которые были главным источником контрафакта в стране, и производство текстиля, одежды и кожаных изделий удвоились.
В Индии в это время наоборот остались без работы 400 млн работников легпрома, так что действенной мерой господдержки отрасли стала бесплатная раздача продуктов. "Надо сказать, она дала результат, сейчас экономика Индии восстанавливается", – сказал Константин Бандорин.
В Турции пакет антикризисных мер включал отсрочку по налоговым платежам, увеличение гарантий по кредитам, обеспечение финансовой поддержки работающим неполный рабочий день.
Особенный интерес сегодня вызывает опыт ближайших географических соседей России.
Так, в Казахстане принята комплексная программа по восстановлению экономического роста, включающая 164 пункта. Один из инструментов, которые использует правительство – это государственно-частное партнерство. "Правительство приглашает инвестора, дает кредит под 5-7 %, инвестор через 5-7 лет сдает готовый бизнес государству. На этих условиях они активно привлекают, в том числе, иностранные компании", – рассказал Бандорин.
Таджикистан также заинтересован в привлечении инвесторов в страну. Для этого используются налоговые льготы (освобождение от налога на прибыль до пяти лет), создаются свободные экономические зоны с особым налоговым режимом. Развитию легпрома способствует и то, что в Таджикистане школьная форма обязательна для ношения и освобождена от НДС.
В Узбекистане в 2020 году не было спада производства в легпроме, а объем инвестиций даже увеличился. "Негативное влияние пандемии они нивелировали за счет СИЗ и перетока производителей", – подчеркнул Константин Бандорин.
"Меры поддержки легпрома во всем мире многообразны. Главное - здесь и сейчас они должны быть адекватны ситуации", – подытожил он.
Не поддержкой единой
Генеральный директор компании "Кароспорт" Андрей Жаринов уверен, что ключевой рычаг, с помощью которого государство может поддержать производителей, это не кредиты, а выстроенная таможенно-тарифная политика.
"Нужно, чтобы решилась главная проблема, – сказал Жаринов. – Сейчас пошлины на ткань, которую я импортирую для своего производства, выше, чем пошлины на готовую одежду. Не удивительно, что она поставляется в Россию огромными объемами. И конкурировать с иностранными производителями в таких условиях практически невозможно. Именно здесь – огромные возможности для поддержки производителей, а не в кредитах, ради получения которых мы вынуждены закладывать имущество, по стоимости в пять раз превышающее сумму кредита".
В целом, что касается получения господдержки, иногда важно сделать первый шаг. Власти готовы даже помочь предпринимателям в том, чтобы освоить этот инструмент. Ольга Верховая призвала активнее обращаться к специалистам Минпромторга за консультациями и помощью в оформлении документов. На сотрудничество нацелены и региональные центры по поддержке предпринимателей "Мой бизнес".
Марина Москалева
В октябре в Москве в рамках дополнительного плана мероприятий Года науки и технологий состоялся III Международный Косыгинский форум «Современные задачи инженерных наук». На два дня он объединил и маститых ученых и совсем юных. На территории университета проходили пленарные заседания, стратегические и экспертные сессии, дискуссионные площадки, творческие коллаборации, государственно-частные научные и бизнес- диалоги. Все они были посвящены главной теме: подготовка профессиональных кадров для легкой промышленности; развитие инженерных наук.
Читать далее »
Во всем мире бережное отношение к окружающей среде становится трендом. Это значит, что многие производства стремятся стать экологически ответственными, и технологии рециклинга и полирециклинга выходят на первый план. Так, компания Klopman International производит ткани из высококачественной полиэфирной пряжи, полученной из переработанных материалов, таких как пластиковые бутылки.
Читать далее »
В настоящее время, несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19, сектор рабочей специальной одежды продолжает развиваться и является наиболее стабильным на текстильном рынке. Представленный вниманию читателей обзор наглядно показывает динамику развития рынка спецодежды в России в сравнении с «доковидным» периодом.
Читать далее »