Этот материал вышел в № 04 за 2022 год
Пролистать PDF

Сложившаяся внешнеполитическая ситуация открыла российский рынок для импортозамещения и заполнения локальными товарами освободившихся ниш, и в целом для «реализации всего нереализованного». Казалось бы - полный простор для любой деловой активности, но не все так просто.

Как и следовало ожидать, предпринимательский дух подтолкнул многих осваивать новые для себя отрасли. За долгие годы отсутствия собственного массового производства товаров народного потребления, у ряда предпринимателей сформировался стиль ведения бизнеса, не подразумевающий стратегического развития и «игры вдолгую». Предприниматели этого типа проецируют свой опыт ведения бизнеса и на реализацию сложных инвестиционных проектов промышленного производства, с девизом: «Всё получится! Нужно только начать!»

Естественное желание - начать с самого лучшего: например, начать выпуск высококачественных тканей для производства одежды, или производить одежду лучшего качества, чем в Турции или Узбекистане, и, почти такую же, как в Италии и Испании, при этом здесь и сейчас, в России.

И вот, здесь и сейчас хотелось бы обратить внимание на ряд очень важных моментов, которые необходимо учитывать в реализации любых подобных проектов.

Итак, первое. Многие, побывав в Италии, Турции, Узбекистане и послушав «идеологов текстиля» в России, настроены создавать большое производство не меньше, чем «кластер полного вертикального цикла», начиная от сырья на основе натуральных волокон до готовой продукции. К сожалению, в России не растёт хлопок нужных характеристик и в достаточном количестве для последующей переработки, а Узбекистан, как основной экспортёр хлопка в РФ, планомерно сокращает объёмы, реализуя собственную национальную программу. У нас растут лён, конопля, крапива, но каждый из этих материалов представляет отдельные отрасли, которые ещё нужно создать. Для создания кластера «от сырья» первое, о чём нужно позаботиться - это найти поставщиков необходимого сырья. Задача не простая, но решаемая с учётом текущей ситуации.

Для лучшего понимания отраслевой специфики необходимо анализировать мировые данные по хлопку (выращивание, производство, экспорт и импорт). Из анализа этих данных становится очевидным, что ни Италия, ни Турция не являются странами, где выращивают достаточно хлопка, однако они являются странами, которые производят большое количество качественного текстиля.

На базе имеющихся в нашей стране ресурсов можно построить несколько кластеров по выпуску продукции из полиэфира, полиамида, производить вискозу и лиоцелл, наладить производство шерстяных полотен (если окунуться в историю - можно узнать и о производстве шёлка в Российской империи).

Второе. Процессы обработки волокна и производства пряжи и нити давно отлажены, и за счёт оборудования лидирующих производителей неплохо автоматизированы, однако необходимо учитывать, что инвестиции в рентабельный проект составят не менее 5 млрд рублей только в базовое оборудование. Также нужно учесть затраты на строительство площадки, если таковая не предоставляется региональными властями, или серьёзную реконструкцию предоставленной - подводку соответствующих коммуникаций и энергоносителей, а на следующих этапах производства - строительство очистных сооружений. Инвестиции в подобный проект, при условии замкнутости цикла, могут достигать 15-20 млрд рублей.

Подобные проекты могут быть реализованы в условиях особых экономических зон, с предоставлением специальных льготных условий финансирования, в рамках межгосударственных проектов, с созданием совместных предприятий или в рамках программ по развитию регионов.

Третье. При переходе к следующему этапу инвестиционного проекта, который может быть независимым производством, необходимо чётко определить профиль предприятия: будет ли это производство трикотажных полотен, либо тканей, либо предприятие комбинированного типа. Необходимо исследовать рынок, на который будет ориентирован выпускаемый продукт. Исходя из этого формируются требования к технологической цепочке, выбору оборудования и настройкам параметров. На этой стадии должно быть чётко понятно, что помимо объёма требуемых инвестиций (от 500 миллионов рублей) необходимо позаботиться об определённой культуре производства, подборе специалистов с наличием опыта и знаний, глубоком стратегическом маркетинге минимум на десятилетие вперёд, с учётом рисков, изменений в демографической и геополитической ситуации.

Четвертое. Финальный этап – полуфабрикат или готовая продукция? На этой стадии формируется продукт как таковой и определяется стратегия продаж. Можно остановиться на выпуске сурового полотна или отбеленного и специально подготовленного для последующего крашения и печати. Можно поставлять гладкокрашеное полотно, отслеживая цветовые тренды и требования заказчиков, или приобретать трендовые дизайны/содержать штат профессиональных дизайнеров, и предлагать рынку полотна с печатью, а можно, например, делать готовое изделие (одежда, аксессуары, домашний текстиль и т. п.), уделяя внимание маркетингу и продажам. Каждый следующий этап инвестиционного проекта требует меньшего количества инвестиций в сравнении с предыдущим и позволяет более гибко управлять добавленной стоимостью.

Развитый текстильный бизнес в таких центрах текстиля, как Китай, Турция или Италия определяется тем, что подобных кластеров много, и все они ориентированы на кооперацию и предоставление своих услуг, ресурсов, площадей для относительно небольших компаний. В большинстве случаев подобные кластеры имеют финансовую поддержку на развитие со стороны государства  - такие как компенсация части расходов на строительство, освобождение от налогов, компенсация части расходов на приобретение оборудования или организацию торговых представительств, освобождение от таможенных пошлин и налогов на ввоз химии, расходных материалов и запчастей, поддержка предприятий-экспортёров.

Многим кажется, что небольшая компания в Италии смогла запросто выстроить свою историю только потому, что у основателя или топ-менеджера была «коммерческая жилка»: вовремя воспользовались освободившимся помещением, вложили удачно деньги в правильное оборудование, сделали полотно со «сверхъестественными» тактильными свойствами, талантливые дизайнеры придумали лучший раппорт, полотно запечатали нелиняющей краской и оно стало ярким (опять же, потому что изначально полотно обладает «волшебными» свойствами и оно просто очень качественное), суперпрофессиональные швеи всё отшили идеально ровным швом на непревзойденных швейных машинках («не на каких-нибудь там китайских или японских, а на итальянских!», как сказала девушка - дизайнер модной российской одежды в одном из популярных ранее видеостримов). И, конечно, в итоге, такой продукт сам себя продаёт!

Реальность выглядит по-другому: помещение выделил муниципалитет на очень льготных условиях, оборудование помогла подобрать отраслевая ассоциация (у местных производителей, с последующей компенсацией тем и другим, или просто по льготной цене), сделку финансировал государственный или региональный банк по очень низкой кредитной ставке. Полотно скорее всего приобрели в Узбекистане, Турции или Египте, в лучшем случае в Китае или США. Предварительно обработали его и стабилизировали, так как уже имеется необходимое оборудование (и в недавнем прошлом это позволял недорого делать российский газ) и понимание того, что каждая дополнительная операция, сделанная самостоятельно, позволяет контролировать качество и получать добавленную стоимость. Нанесли изображение, в зависимости от объёмов и требований, либо аналоговым способом, либо цифровым. Затем начинается мастерство, обусловленное опытом работы в отрасли, обмен знаниями между производителями оборудования, профильными учебными заведениями и специализированными лабораториями, и пониманием глубины процессов: необходимой температуры и свойств пара при зрелении полотна, а в некоторых случаях и конструкции самого зрельника (стимера), процесса поэтапной промывки, релаксации, придания дополнительных свойств (мягкости, жёсткости, ворсистости и т. п.). Всё это называется технологическим процессом.

Самое интересное, что большинство операций эта компания, сделала вне собственного производства, размещая регулярные заказы на нескольких производственных площадках в рамках кластера. Вероятно, и пошив осуществлялся в странах, близких к рынку сбыта, например, некоторые европейские компании до недавнего времени размещали заказы на пошив в Республике Беларусь и Узбекистане. Сама же эта компания сосредоточилась на разработке дизайнов, конструктиве, маркетинге, на изучении потребителя и глубоком погружении в рынок.

Немного акцентируем внимание на финальных стадиях обработки и придании дополнительных свойств для текстильного полотна, как этапе получения максимально высокой прибыли с наименьшими инвестициями в производство. В большинстве случаев крупные игроки международного рынка имеют собственные линии аналоговой печати, участки крашения и промышленные участки цифровой печати (иногда одну или несколько однопроходных «single-pass» печатающих линий). Если производственный процесс сфокусирован на работе с полотнами из натуральных волокон, используются реактивные красители, для полиамидной группы используются кислотные, для полиэфирной – дисперсные. Как правило, небольшие компании, или те самые «компании с историей», размещают свои заказы на подобных фабриках, либо имеют собственные участки цифровой печати.

Если вы дочитали до этого места и идеи о построении кластера остались в прошлом, а появилось понимание того, что можно сосредоточится только на определённом участке, например, на придании белому полотну уникальных особенностей с помощью нанесения рисунка, то важно понять, чем всё-таки компания планирует заниматься, с какими клиентами будет работать и на какой сегмент рынка ориентироваться. Если компания ставит целью выпуск высококачественной одежды и аксессуаров – значит, это работа с разными типами материалов, яркие нелиняющие красители для прямой печати, соответствующие определённым стандартам, оборудование для бесперебойной печати (высокие скорости, качество печати и минимум эксплуатационных издержек), качественный пошив, фурнитура, работа конструкторского и маркетинговых бюро. Размер инвестиций в таком случае составит не менее 65 миллионов рублей.

Если компания планирует заниматься производством промо-продукции и сувенирной полиграфии из текстиля, печатать образцы для дизайнеров, делать небольшие партии оперативно, то нет необходимости вкладываться в масштабный проект, можно остановиться на оборудовании для печати пигментными или сублимационными чернилами для термотрансферной печати. Но и в этом случае необходимо учитывать все особенности технологического процесса и нюансы использования готовой продукции [но это тема для отдельной статьи]. Инвестиции в такое производство могут быть ограниченны суммой в 5-20 миллионов рублей. В случае отсутствия возможности использовать полотно для печати или как дополнение к основному бизнесу промо-продукции имеет смысл использовать DTG и DTF принтеры.

Понимание собственной стратегии, выбор соответствующего оборудования, постоянная работа с клиентом и погружение в рынок, естественным образом способствуют росту специалистов в компании и формированию её истории. Конечно, некоторые именитые модные дома могут себе позволить содержать лаборатории, R&D департаменты, заниматься выращиванием собственных растений в определённых условиях, исследовать свойства волокон и воздействие на них определённых химикатов, но основной рынок функционирует по простым, но понятным правилам: подборка хорошего и соответствующего технологическому процессу оборудования, соответствующие инвестиции, профессиональные и зачастую правильно подобранные компанией специалисты с опытом и любовью к собственному делу, чуткое восприятие изменений на рынке, маркетинг, диктующий тренды и увлекающий за собой потребителя, порой навсегда!

 Желаю удачи всем, кто верит в успех!

Максим Максимов ,руководитель департамента  цифровой ечати по текстилю Konica Minolta

Также в номере:

«Унтекс Родники»: крупнейшая по мощности в стране трикотажная фабрика открыта!

В конце июня в городе Родники Ивановской области запущен круп­нейший комплекс по производству трикотажа в России — предприятие «Унтекс Родники», о строительстве которого мы неоднократно расска­зывали. На открытии побывали директор департамента легкой промыш­ленности и лесопромышленного комплекса Министерства промышлен­ности и торговли РФ Вера Хмырова и губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский. Сейчас производство работает и выпускает продукцию, которую очень ждали российские компании.  
Читать далее »

Юлия Смирнова: «Основное наше достоинство – это не продажа оборудования в коробке, а продажа технологии»

Компания «ПромЭксперт» – один из крупнейших поставщиков швейного оборудования и запчастей в России. Недавно компания открыла филиал в Москве, в IQ-парке на Угрешской. Наш разговор с генеральным директором компании Юлией Смирновой – о том, как удается в нынешних непростых условиях не только держать марку, но и развиваться.
Читать далее »

Яйцо или курица: бизнес-процесс или процесс технологический?

Сегодня российские швейные фабрики, которые работают на территории Российской Федерации, можно разделить на два типа с точки зрения того, как собственники компаний смотрят на бизнес и как решают дилемму, которой на самом деле нет: что первично - бизнес-процесс или технология?
Читать далее »