Этот материал вышел в № 05 за 2022 год
Пролистать PDF

В последние полгода российские швейные производства оказались в совершенно новых для себя условиях. В чем-то перемены со знаком минус, в чем-то со знаком плюс, но то, что каждый день приходится находить новые нестандартные решения – это точно. При этом жизнь не стоит на месте, компании продолжают работать, развиваться. И – отмечают юбилеи! В этом году 20 лет исполнилось российскому производителю одежды для профессионального спорта – компании РОС-СПОРТ. Наш разговор – с руководителем РО-СПОРТ Андреем Чураевым.

– Андрей Владимирович, РО-СПОРТ имеет серьезную историю. Как образовалось предприятие? Какие основные этапы можно отметить? 

– Компания выросла из маленького печатного цеха. Фактически она развивалась технологически вместе с российским рынком спортивных товаров. Все началось в подмосковном городе Дедовске, где четверо специалистов на 20 квадратных метрах наладили производственный процесс печати на текстиле. Решение оказалось удачным, уже в следующем году открыли швейный и вышивальный цеха. Для удобства приема заказов создали первый офис в Лужниках.

Уже к своему пятилетию у компании было более 700 квадратных метров производственных площадей, добавились цеха сублимационной и сольвентной печати, цех лазерной резки.

– Что из себя представляет РО-СПОРТ сейчас? 

­– Сегодня это 3 производственные площадки и большие планы. Прежде всего, РО-СПОРТ – это гибкая производственная система, позволяющая выпускать персонализированную форму в промышленных масштабах.

– Какие главные достижения компании вы могли бы отметить на пороге юбилея?

– Фабрика – это люди и продажи. Остальное вторично. И первое, и второе – это главные наши достижения и потенциал.

– Что значит шить для спорта? В чем особенности?

– Пошив экипировки для спорта высших достижений имеет ряд особенностей. Во-первых, у каждого изделия есть признаки персонализации: фамилия игрока, номер и рекламные компоненты. Во-вторых, сроки изготовления порой очень сжатые. Списки спортсменов меняются даже во время турнира. Наша задача – поддержать команду или спортсмена и вовремя предоставить комплект формы. Сроки и требования к изделиям регулируются спортивными регламентами.

Плюс высокие игровые нагрузки на изделия диктуют применение особенных материалов, использование специальных нитей, узлов и швов.

В каком-то смысле наше производство – национальная сборная. И самое главное – это очень командная работа. Ну и, конечно, иногда эмоции на производстве кипят горячее чем на хоккейной площадке. Счет при изготовлении формы может идти на минуты!

– Мы уже писали о сильной стороне РО-СПОРТА: это производство по самым передовым технологиям на оборудовании европейских производителей из качественных импортных материалов. Давайте пройдемся по всей технологической цепочке. Например, вам заказали хоккейную форму …

–Хоккейная форма – сложное изделие. Изготовление начинается с разработки дизайна. Есть установленная форма макета, понятная и заказчику, и производству.

У нас работает отдел дизайна с большой базой и знанием брендбуков основных клубов ФХР и КХЛ. При необходимости дизайн разрабатывается в соответствии с регламентами Федерации или Лиги. Так у нас второй год подряд производит форму китайская команда «Куньлунь Ред Стар» (Kunlun Red Star).

Далее идет подбор трикотажных полотен в соответствии с цветовым решением заказчика. Чаще всего ткани заказываются на игровой сезон. Так удобнее и нам, и заказчику. На каждый свитер может идти 5-6 видов материалов с разным цветовым решением. Так что нашему отделу закупок скучно не бывает.

К тому же обычно команды заказывают свитера разных цветов (гостевой и домашний). В хоккее принято в гостях играть в светлых свитерах, а на домашнем льду – в более темной форме. Когда вы смотрите хоккейный матч по ТВ, можно сразу понять, кто из двух команд – гость, а кто – хозяин поля. Команда в темной форме принимает соперника на своем поле, то есть играет дома. Команда в светлой форме играет в гостях.

Свитера в свою очередь делятся на сублимационные (более дешевые) и анатомические (они имеют больше деталей).

Кроме того, при конструировании лекал очень важно учитывать наличие защитной экипировки на игроке. Экипировка игрока и вратаря разная. Форма для вратарей отличается от игровой. Защитная экипировка игрока весит примерно 15 кг, вратаря – 30.

Когда и форма, и конструктив на форму разработаны и согласованы, материал поступает на раскройный участок. Форма кроится исключительно в один слой. Мы используем как ручной крой, так и АРНК.

На детали кроя наносят декоративные элементы: вышивку, аппликации, шевроны и т.д. Далее происходит сборка (пошив) формы. Но и после пошива на форму на термопрессе наносят фамилию и номера игрока. Затем каждая цифра обшивается на специальной швейной машине («зигзаг»).

Заключительные этапы – это влажно-тепловая обработка, контроль качества и упаковка.

– Как удается сохранить столь высокий уровень качества выпускаемой продукции в условиях санкций?  

– Мы начали готовиться импортозамещению задолго до введения санкций. Это совместная работа с нашими партнерами. Мы хорошо знаем и трикотажное производство, и процесс крашения.

В сфере производства спортивной одежды у нас ситуация благополучная. В сегменте парадной формы и в сегменте Casual все много хуже. Очень не хватает качественной фурнитуры и полотен. Запрос же на качественную одежду – огромный.

– Насколько ваша продукция состоит из российских материалов? Что невозможно заменить?

– В сегменте спорта наши изделия состоят из российских материалов на 90%, в сегменте Casual – на 50%. Собственно, ни одна страна мира, включая Китай и Соединенные штаты, не ставит себе целью производить у себя абсолютно все. Так что 90% – это прекрасный результат.

В нашей сфере невозможно заменить некоторое материалы для цифровых печатных машин: чернила, сублимационную бумагу (к сожалению, в России я даже не слышал, чтобы кто-то этим занимался), компоненты для шелкографической печати, клей и дублирующие материалы и т.д. Все это мы продолжаем закупать.

– А что с оборудованием?

– Есть альтернативные каналы по поставки машин для цифровой печати – Турция, Китай. Собственно, любой производитель знает: когда ты покупаешь цифровую машину, уже нужно думать, где ты будешь брать компоненты, где будет происходить обслуживание.

На самом деле большинство европейских компаний, которые занимаются поставками оборудования, с рынка категорически не ушли. Ушли компании, которые имеют американские корни. Сходу могу перечислить несколько. В основном же производители остались на рынке и пытаются найти возможности сотрудничества, а не наоборот.

– Помимо сотрудничества с профессиональными спортивными командами, что еще вы предлагаете рынку?

– Сейчас очень большие запросы в сегменте Casual и Outdoor. Мы активно прорабатываем коллекции для заказчиков.

Из России ушел целый ряд марок этих сегментов. И есть производители, готовые занять освободившиеся ниши. Как пример могу привести финскую фирму по выпуску детской одежды. После ухода бренда из России к нам пришли производители, которые намерены запустить аналогичную марку с похожей матрицей. И таких запросов несколько, мы разрабатываем дизайн, конструктив и всю технологическую документацию.

Я уже не говорю о том, что в первый день санкций к нам пришли несколько спортивных федераций: принесли мешки экипировки известных фирм и сказали: нам нужно такое.

– Читала про ваше хобби – водный туризм. Не собираетесь ли запустить линию одежды для водников?

– Пока мы настолько перегружены, что об этом некогда думать. Сейчас даже спортивный рынок настолько большой по сравнению с нашими размерами и возможностями, что нам еще расти и расти.

– Кстати, как вы думаете, насколько ваша компания сможет вырасти на этой волне растущего спроса?

– Я считаю, что значительно. Мы уже приросли на 100%, если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года. И, скорее всего, еще настолько же мы сможем вырасти. Более высокий рост требует другой организации управления предприятием. И мы над этим работаем.

Думаю, что сейчас у всех, кто что-то умеет делать быстро и хорошо, такая же ситуация. Все перегружены заказами.

– А что может служить ограничителем, стоп-фактором?

– Возможности производства. Что такое фабрика? Это здание, оборудование и люди. Чтобы увеличить объем производства в два раза, нужно либо увеличить производительность в два раза, что технологически не всегда возможно, либо набрать в два раза больше людей. Не везде можно организовать работу в две смены. Значит, нужно увеличивать площади или искать дополнительные площадки, которые тоже имеют свои особенности, учить людей. В общем, по мановению волшебной палочки объем выпуска продукции в разы не увеличишь. Мы поэтапно (модульно) увеличиваем производственные мощности.

– Есть ли у вас стратегия развития на ближайшие года 3? В апреле в интервью нашему журналу вы сказали о том, что планируете создание единого производства вместо трех отдельных площадок. Насколько это близкий план?

– Мы действительно хотели создать единую большую площадку, долго ее искали и нашли в Калуге. Но, учитывая нашу специфику, для нас очень важна близость к Москве.

За день мы зачастую делаем по 10 рейсов в столицу, поскольку отвозим готовую форму буквально к матчу. Условно говоря, если накануне меняется состав игроков (даже частично), к матчу мы должны изготовить форму и доставить ее. Из Костромы, где у нас есть площадка, или из той же Калуги не наездишься.

С другой стороны, у нас много рейсов в Санкт-Петербург, мы часто пользуемся услугами авиатранспорта. Здесь у нас Шереметьево близко, а как обеспечить логистику из другого города? Эти факторы настолько весомы, что сейчас мы пересмотрели свой подход и развиваем площадку в Дедовске, увеличиваем ее мощность. Пока получается. И, видимо, пока мы не упремся в «потолок» на подмосковной площадке, мы никуда не двинемся.

– Что дает участие в профессиональных мероприятиях, например, в форуме «РОССИЯ – СПОРТИВНАЯ ДЕРЖАВА» в Кемерово?

– Кемерово для нас – новый уровень общения со спортивным сообществом и новое позиционирование как российской производственной компании. В диалоге со спортивными федерациями и Олимпийским комитетом России мы почерпнули для себя много нового в плане формирования потребностей спортивного движения. И сделали выводы.

– Как вы оцениваете сегмент производства спортивной одежды в России? Как, на ваш взгляд, он будет развиваться?

– Спортивный сегмент растет на протяжении многих лет во всем мире. В России – опережающими темпами. С одной стороны, внедряются государственные программы развития спорта и сохранения здоровья населения. С другой стороны, уход лидеров выпуска спортивной одежды с российского рынка раскручивают маховик производственных мощностей в нашем отечестве. Так что вместе будем идти к новым рекордам!

Беседовала  Марина Москалева 

 

Также в номере:

Дарья Мациевская: «Прорывные технологии, которые меняют мир, не рождаются сами по себе»

Новые люди, новые идеи – это то, что двигает отрасль вперед. И хорошо, что есть в России такие проекты, которые можно назвать «кузницей кадров» и «банком инноваций». Именно о таком проекте - акселераторе Seasons Tech, который успешно реализует компания «Русские сезоны», мы поговорили с ее основателем Дарьей Мациевской.
Читать далее »

Утеплитель К-К-К: российская синергия международного значения

BASK продолжает исследования в области свойств натурального пуха и создания различных смесей на его основе. Так, недавно был разработан уникальный утеплитель на основе смеси пуха белощекой казарки и шерстяного пуха овцебыка. Зачем нужно это производителю, чья экспертиза в разработке пуховых изделий сегодня не подвергается сомнению? 
Читать далее »

Richpeace автоматическая перфорационная машина для автомобильной промышленности

Компания Richpeace известна своими разработками интеллектуальных решений, которые охватывают практически все потребности швейных фабрик и все производственные процессы. В автомобильном секторе Richpeace представляет высокотехнологичное надежное оборудование - автоматизированную перфорационную машин
Читать далее »