В рамках ПМЭФ состоялась важная сессия «Наследие великих кутюрье - будущее модного рынка России» с участием директора департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга РФ Веры Хмыровой. Модератором мероприятия выступил Георгий Ростовщиков, основатель Fashion Hub и FHub Showroom, председатель Международной ассоциации байеров.
По своей сути это был как бы отчет о работе первого российского шоу-рума за год и одновременно позиционирование ресурсного центра Легпрома в структуре формирующейся модной индустрии России.
Основные спикеры мероприятия—Татьяна Затравина (Free Age), Юлия Матвиенко (JM Studio), Олег Воронин (I AM Studio) и Янис Чамалиди. Именно эти четыре бренды, по словам Георгия Ростовщикова, легли в основу FHub Showroom, открывшегося в апреле прошлого года, и задуманного по аналогу мировых шоу-румов в России.
«Конечно же, у нас нет полноценной индустрии моды, как во всем мире – отметил во вступительном слове основатель Fashion Hub - но у нас есть модный бизнес, легкая промышленность, креативная экономика. У нас есть новые бренды разных категорий от микро- брендов до макро-брендов, которые в принципе и формируют тот самый, правильный пул брендов России.
Сегодня ситуация поменялась, ритейлеры стали смотреть более открыто в сторону российских брендов. Не все так просто, как кажется, но есть огромное желание и потенциал для развития этого сектора экономики. Мода на мой взгляд - ключевая из креативных индустрий, включает все элементы креативной экономики. Потому что можно не слушать музыку, не ходить в театр. но люди всегда будут одеваться».
Участники FHub Showroom об успехах и проблемах своего бизнеса
Татьяна Затравина - основатель одного из крупнейших трикотажных российских брендов Free Age, специалист с большим опытом производственника (работала с производственными площадками Турции, Китая, Италии, Узбекистана). В 2014 году приняла решение развивать в России производство, свой бренд, который станет фаворитом, примером для молодых начинающих дизайнеров. И доказала, что это возможно.
Сегодня у нее в Санкт-Петербурге находится достаточно большое производство— 20 современных японских плосковязальных машин с разными возможностями. Изделия производят из собственного полотна. В качестве сырья используется шелк, кашемир, бленды альпака и мохера. Выпускают продукцию класса люкс, максимум 20 тысяч изделий в год.
Компания работает по международной системе, по предзаказу. В наличии свое производство, коллекция, баланс ассортимента, ценообразование, правильная стратегия позиционирования.
Татьяна Затравина рассказала, что в этом сезоне бренд Free Age запустил пре-коллекцию. Это значит, что первая часть летней коллекции поступит во все магазины партнеров-дистрибьюторов в конце ноября-начале декабря.
«Наши покупатели говорят о том, что им хотелось бы большей комбинаторности предметов, и мы добавили в ассортимент денимную и шелковую группы изделий. Есть запрос на креативную верхнюю одежду. Для нас расширение ассортимента не проблема. Имея собственное вязальное производство, мы можем создавать разнообразные полотна, различной плотности, различного состава – все, что можно связать, начиная из хлопка и заканчивая кашемиром. Наши машины способны вязать даже проволоку. В таких экспериментах родилась идея создавать водонепроницаемые, ветронепродуваемые полотна из шерсти и кашемира, которые благодаря специальной пропитке могут использоваться в качестве слоя для верхней одежды (плащей, пуховиков). Предстоящей зимой на полках магазинов появится новые модели пуховиков. Надеемся, что российские покупатели оценят их по достоинству».
Юлия Матвиенко основатель и креативный директор JM Studio- нишевого бренда премиального сегмента, который около 9 лет назад стал продаваться в ЦУМе, ГУМе, ДЛТ. За последний год успешного сотрудничества с FHub Showroom расширили географию продаж, и теперь представлены в таких городах, как Казань, Тула, Нижний Новгород, Владивосток, Хабаровск, Махачкала. Производство JM Studio расположено в Петербурге. В год выпускают порядка 2 тысяч изделий
«Для нас массовый уход иностранных брендов стал новой точкой роста - резюмировала Юлия Матвиенко. Мы в этот год выросли по нескольким показателям в три раза. Конечно, очень бы хотелось сейчас выстроить инфраструктуру, наладить контакты с поставщиками, открыть оптовые шоурумы тканей. Эти меры помогут реанимировать нашу модную индустрию»
Лайфхак от Юли Матвиенко – «для того, чтобы сделать компанию устойчивой, нужно действовать, исходя из будущих приоритетов. Единственно возможный путь – просто делать свою работу, совершенствовать бизнес-процессы».
Основатель бренда I AM Studio Олег Воронин выпускает изделия категории мидл ап. В своем докладе предложил целую программу по развитию индустрии моды.
«Ситуация, которая возникла сейчас на рынке, открыла новые возможности, но также и создала определенные проблемы, с которыми мы столкнулись. Основная - ввоз тканей, пришлось отказаться от части европейских поставщиков из-за сложностей с логистикой. Хотя мы нашли на российском рынке достаточно хорошую замену, но на сегодняшний день вынуждены покупать впрок, соответственно, это большие вложения, и не все бренды производят в таких количествах. Нужно открывать свой центр».
Одной из мер господдержки назвал создание хаба, связанного с сырьем (производством ткани, фурнитуры, молнии, пуговиц), а также подготовку кадров (дизайнеров, продакт-менеджеров, швей), которых хронически не хватает. Впрочем, как и финансирования для развития бренда.
«Нужны дополнительные средства, чтобы выходить на новый уровень, открывать магазины, изготавливать тиражи. Тех форм привлечения инвесторов, которые есть на сегодняшний день, их недостаточно. Необходимо создать какую-то платформу, на которую мог бы зайти любой бренд для взаимодействия с инвестором или пулом инвесторов. Такую площадку надо создавать ускоренными темпами – подытожил Олег Воронин — потому что время идет, нужно занимать рынок, расширяться, и делать это масштабно».
Вывод известен– если хочешь прийти куда-то первым, нужно бежать вдвое быстрее.
Янис Чамалиди - концептуальный бренд, представитель петербургской школы авангардного дизайна, успешно развивается в сложном дизайнерском сегменте на протяжении 25 лет. Философия бренда прочитывается в словах Яниса.
«Если говорить в целом, дизайнеры все-таки художники, генерирующие определенный мир, в который хочется погрузиться. Это особенные атмосферные бренды, которые создают высокое напряжение в дизайне, это интеллект прежде всего».
Яниса Чамалиди располагает собственным производством в центре Петербурга, что особенно важно для бренда. «Мы контролируем тот самый инновационный, очень сложный дизайнерский сегмент, когда обычное производство отказывается отшивать для дизайнеров одежду».
Бренд выпускает в сезон 15 тысяч изделий класса люкс. Из них 3.5 тысячи изделий изготавливают на собственном производстве, остальной объем размещают на других маленьких предприятиях, которые очень качественно могут отшить изделия, создать дизайнерский сегмент.
«Таким образом мы создаем рабочие места и помогаем многим небольшим петербургским предприятиям сохранить высокое качество пошива – рассказал художник. Мечтаем, чтобы фешнхабы могли создавать свои огромные универмаги, объединяющие под одной крышей дизайнеров. Хотели бы, чтобы государство помогло создать что-то наподобие факторинга, историю предоплаты и депозитов, которые помогли бы производству, дизайнеру и байеру создать экологически ценную ситуацию на рынке».
Янис Чамалиди выразил пожелание наверно всех представителей модной индустрии — «Если государство заинтересовано в рабочих местах, в налогоплательщиках, оно должно создать условия и возможности для развития российских дизайнеров и брендов, как это сделано, например, в Италии».
В продолжение темы сохранения наследия, модератор упомянул о проекте Fashion Hub «Елки России», к которому за 3 года присоединилось 46 регионов, 25 промыслов. «Сейчас подключается все больше ремесел, потому что очень важно иметь одежду со своим культурном кодом».
Екатерина Комбарова, художник, основатель бренда эксклюзивной дизайнерской одежды Maison Kaleidoscope, транслирующая через трикотаж культурный код. Ее выступление звучало как манифест
«Для меня Maison Kaleidoscope – миссия, которая, в большей степени, затрагивает молодежь, молодых девушек. Занимаясь творчеством, в первую очередь я думаю, кто она сегодня, русская современная женщина, какая она. Очень важно дать ДНК страны в современном мире. Наверно в этом есть мое глобальное предназначение – рассказывать о своей стране, ее культуре. В этом я вижу новые смыслы, новое развитие. Людей объединяет культура. Мы сегодня также смотрим на Восток. Наши ценности схожи по эстетике, интеллектуальному коду»
Екатерина Комбарова при создании коллекций вдохновляется культурами разных стран, предметами искусства. Но особое место в ее творчестве занимает русская культура, которую она популяризирует. В последнее время художница работает со сказками и преданиями. Героинями ее коллекций являются мудрые женщины (например, Василиса Прекрасная), посредством одежды передающие ту женственность и мудрость, которыми должна обладать сегодня женщина.
У Екатерины есть свое локальное трикотажное производство. За последние несколько лет показатели компании выросли в три раза. Это дает ей возможность создавать новые технологии, внедрять новые идеи и продвигать на весь мир страну и культуру.
Искать новые оригинальные ходы для саморекламы
Юрате Гураускайте, главный редактор U Magazine поделилась секретами продвижения брендов при отсутствии рекламных бюджетов.
Сейчас фешн-рынок перешел плавно в состояние полной перезагрузки.
Ритейлеры, байеры давно уже не разделяют бренды на российские, турецкие, американские, итальянские. Есть просто бренд, классный продукт, который востребован на рынке, интегрирован в ритейл. Но для дальнейшего развития всем (в т. ч. СМИ) не хватает финансирования. Как сделать так, чтоб потребитель узнал о нас? Выход один - искать новые оригинальные ходы, создавать коллаборации.
Юрате Гураускайте привела пример популяризации брендов на Московском международном кинофестивале (ММКФ), когда они совместно с Fashion Hub открыли студию-примерочную для звезд, у которых были проблемы с луком на красную дорожку. В итоге, бренды смогли абсолютно бесплатно продемонстрировать свои модели, а российские звезды прекрасно смотрелись на церемониях открытия и закрытии ММКФ.
«Это хороший кейс, думаю, что он будет развиваться. В этом направлении работаем с фешхабами в регионах».
Евгения Белоусова, лидер технологического сообщества VK Техпросвет, главред Луис Иванович Вьютон также говорила о кризисе в диджитал моде, и необходимости искать свежие решения.
Лучшее продвижение – торговля
Эту задачу, по мнению Георгия Ростовщикова призван решить первый оптовый российский шоу-рум, создание которого поддержали ритейлеры со всех концов страны: Владивостока, Хабаровска, Казани, Калининграда, Кавказа.
. «Все больше отечественных байеров и ритейлеров обращают внимание на российских дизайнеров. И это случилось не из-за того. что ушли иностранные бренды. Самое главное - ментально наш потребитель расположился к отечественному продукту. Но в России есть одна проблема – у нас очень много дизайнеров, но мало брендов, тех, кто легко интегрировался в ритейл. Модный бизнес, прежде всего, репутационный. И бренды, и ритейлеры в регионах годами выстраивают коммуникацию и являются амбассадорами этого движения в стране».
В сессии приняла участие Ольга Сердюкова, основатель, мультибрендового магазина El Boutique из Хабаровска, который 17 лет присутствует на рынке. Раньше она работала с иностранными брендами, но лет 6 назад начала интегрировать российские бренды премиального класса.
«Конечно, было не просто объяснить, если у нас в магазине всегда продавали импорт, а теперь вдруг российские бренды? Помог многолетний опыт, доверие гостей, которые к нам приходят и понимают, если они здесь покупают бренд, значит он будет качественным.
Для ритейла очень важно получить конечный продукт вовремя, чтоб донести его до покупателя. На примере брендов JM Studio, Free Age, д I AM Studio, Янис Чамалиди, с которыми мы работаем - это своевременные, качественные поставки.
Я также понимаю проблемы небольших брендов. Ритейлеры работают на оборотных средствах, чтобы бренд мог вовремя поставить продукт, мы должны его финансировать, внести предоплату. Конечно, от государства нужны субсидии для российских брендов на стадии производства, чтоб ритейлеры могли вовремя получить продукт и донести до покупателя».
Мода - прежде всего бизнес.
В подведение итогов Георгий Ростовщиков констатировал: «У нас настолько много правильного креативного класса, идей, но этим идеям нужно обрамление. Каждый должен заниматься своей работой. Есть оптовые шоу-румы, есть розничные магазины, есть специальная система для работы.
Как раз цель Fashion Hub – выстраивание полноценной системы модного бизнеса- от идеи до реализации товара, потому что мода, прежде всего бизнес. И во всем мире она является огромной частью индустрии».
Говоря о необходимости создания своего Центра тканей, основатель Fashion Hub ответил, что такая работа ведется. «Созданы рабочие группы, на базе АСИ разрабатывается платформа по привлечению финансирования для предпринимательства в модном бизнесе. Но для привлечения новых инвесторов, новых средств необходимо изменять законы экономики. Fashion Hub также внес предложения в МИНЭК для рассмотрения. Сегодня открываются огромные возможности нашего рынка. Но для его развития нужна господдержка».
Фабрики должны быть прозрачными для инвесторов
Представитель Минпромторга Вера Хмырова отметила активность Георгия Ростовщикова, который собирает на разных площадках представителей индустрии моды.
«Вы создаете бурление. Из этого бурления всегда что-то рождается. В том окне возможностей, которое есть сейчас у легпрома, это крайне важно. Фактически мы стоим у истоков новой модной индустрии, которая зарождается в России».
Говоря об отечественном легпроме, чиновница привела официальную статистику. «Сегодня рынок товаров легкой промышленности составляет 3 трлн.рублей из которых 1.2 трлн. рублей – это импорт. Некоторые эксперты говорят, что если неофициальный импорт умножить на 2-3, мы получим неофициальный импорт. Если хотя бы половину импорта отыграть, какой объем денег можно создавать в этой индустрии?».
По мнению Веры Хмыровой, сейчас отрасль крайне недоинвестирована.
«За прошлый год в легкую промышленность было вложено всего 20 млрд рублей. Для отрасли, которая одевает 150 млн. населения, это крайне мало. Поэтому задача Минпромторга—вовлечь инвесторов в эту индустрию. Безусловно, меры поддержки Минпромторга и Фонда развития промышленности направлены на привлечение инвесторов. Другой вопрос, что сейчас отрасль непонятна для инвесторов, нет прозрачности в работе большинства предприятий».
Вера Хмырова отметила, что на сегодняшний день то сообщество дизайнеров, компаний, которое объединяет Fashion Hub, тот объем рынка, который он показывает – «это уже что-то, с чем можно работать и создавать некие инвестиционные продукты, которые можно представлять инвесторам».
Посыл Минпромторга — надо развивать индустрию, выстраивать структуру модного процесса от ритейлера до сырья, создавать цепочку «дизайнер-байер-трендсеттер-производство» - фактически создавать новые отрасли легкой промышленности. При том, что, по словам Веры Хмыровой, в сегменте модной индустрии не хватает грамотных управленцев, менеджеров и у министерства остается вопрос - как все должно циркулировать в этой создающейся модной индустрии?
«Конечно, без денег, без дополнительных инвестиционных вливаний в эту индустрию не обойтись — подчеркнула чиновница. Как и без строительства швейных фабрик Мы размещаем контрактные производства, крайне важно создавать их для увеличения объема изделий, произведенных на территории РФ».
Говоря о перспективах развития отрасли спикер задала вектор с безапелляционным выводом.
«Безусловно, трансформации, происходящие в отрасли, приведут в нее инвестиции. Тем более, что есть много людей, заинтересованных в развитии модной индустрии, которые хотят вкладывать туда деньги, но для них нужно сделать эту индустрию более понятной. Крайне важно создавать прозрачные фабрики. Создавать культуру производства, охрану труда, тогда и кадровый вопрос будет решаться по-другому. Сейчас очень сложно привлечь молодых девушек работать в цехах с ненормальными условиями труда. Там, где есть охрана труда - скорее исключение из правил, чем норма.
Если создавать современные условия труда, улучшать бизнес-процессы, легпром должен стать ровно на рельсы цивилизованного рынка товарооборота и финансового оборота, поменяется структурно».
В завершение представитель Минпромторга добавила оптимизма.
«Россия очень богата талантливыми людьми и идеями. Крайне важно дать им веру, что государству это надо - развивать модную индустрию - от сегмента люкс до сегмента масс-маркета, выстраивать цепочку от ритейлера до сырья. Раскручивая каждое звено этой цепочки, мы приведем отрасль к тем показателям, которые были у нас в Советском Союзе... Да, у нас была отрасль… И сегодня это возможно. Все в наших руках, главное приложить сюда денежную составляющую, привлечь инвесторов в эту индустрию».
Следует добавить, что в Советском Союзе была не просто отрасль, а отрасль с целым министерством.
Пришел и говорю
В качестве резюме хочется привести слова Георгия Ростовщикова, лидера и вдохновителя российских брендов (Fashion Hub объединяет абсолютно разные многогранные бренды). Несмотря ни на что, он верит в огромное успешное будущее модной индустрии, и у него есть «личная миссия» – одеть весь мир, всю страну в нашу одежду».
Звучит убедительно, хотя кажется фантастикой.
Реально оценивая ситуацию на рынке, Георгий Ростовщиков считает, что только объединение в экосистему модного бизнеса, байеров, промышленности, креативных предприятий и самое главное - прозрачность отрасли – может дать показатели для инвесторов, которые сейчас очень открыты для легкой промышленности, но у них нет понимания, как работает эта сложная модная индустрия.
Людмила Трофимова
Российская трикотажная промышленность сегодня развивается достаточно активно - отечественные компании и фирмы в разных регионах нашей страны производят широкий ассортимент современных трикотажных полотен и изделий. В последнее время предприятиям приходится работать в условиях введения многочисленных санкций, которые действуют с февраля 2022 г. Представляет интерес современное состояние динамики производства трикотажной продукции в этих условиях.
Читать далее »
Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные возможностям искусственного интеллекта применительно к легпрому. В данной статье мы предлагаем ознакомиться с исследованиями главного редактора издания ReHack Девина Партида для Technology Magazine, в которых он на практике описывает то, технологии искусственного интеллекта помогают в производстве одежды и позволяют удовлетворять спрос без превышения доступного предложения.
Читать далее »
В условиях ухода с российского рынка многих иностранных компаний растет спрос на качественное трикотажное полотно отечественного производства. Значительную долю на рынке занимает компания "Унтекс Групп", фабрика которой располагается в Ивановской области, в городе Родники. О том, как удается справляться с возросшим спросом, и какие позиции наиболее востребованы, мы поговорили с коммерческим директором компании Андреем Семеновым.
Читать далее »