Беседовала Ольга Яковенко.
Все люди о чем-нибудь мечтают. Но одно дело – просто мечтать, а до воплощения в жизнь даже самые лучшие идеи доходят далеко не всегда. Поэтому истории о том, как смелые идеи превращаются в реальные дела, всегда вызывают интерес. И сейчас мы беседуем с человеком, который загорелся хорошей и доброй идеей, пошел по выбранному пути, и у него – все получилось.
Марина, что-то мне подсказывает что мы познакомились не случайно. Наш разговор - о вашем благом деле, которым вы занимаетесь, мне запомнился, и появилась идея рассказать о вашем успехе. Ваш опыт, и, конечно, сама концепция - создать одежду для детей, несущую положительные эмоции, и которая сохраняет нашу русскую идентичность… Расскажите, как вы пришли к такой идее и когда?
Спасибо, это очень приятно! К этой идее я пришла около 4 лет назад: будучи врачом-рентгенологом, я обучилась на стилиста и стала помимо работы в больнице заниматься консультированием по стилю. Как-то меня попросили составить образы в стиле фэмили лук, и во время подбора образа для ребенка я обратила внимание на ассортимент одежды, представленный в магазине – если для мам еще можно было найти качественную красивую одежду, то для детей это было значительно сложнее осуществить, кроме того, я сама мама двух детей и отмечала, что после нескольких стирок одежда практически полностью приходила в негодность. Через некоторое время центр поддержки предпринимателей «Мой бизнес» пригласил меня поучаствовать в конкурсе самозанятых, и тогда я решила заняться вопросом создания качественной одежды вплотную: самостоятельно написала свой первый бизнес-план «Производство детской одежды». Вдохновением тогда для меня послужила сохранившаяся у родителей наша с сестрами детская одежда. Несмотря на то что средний ее возраст 40 лет, она сохранила цвет и форму, не закаталась и не порвалась, фурнитура также полностью сохранилась.
Конкурс я не выиграла, но один из членов жюри сказал мне: «У вас прекрасная идея, но она слишком масштабна для самозанятого –соберите команду и откройте свое производство, у вас все получится».
Тогда я решила –почему бы и нет? И решилась поучаствовать еще в одном конкурсе от того же ЦПП и попробовать выиграть грант «Легкий старт» в размере 600 тыс. руб.
В это же время я проходила обучение на имиджмейкера, опытные преподаватели Высшей Школы стилистики и дизайна технологий рассказывали нам, что и цвет, и фактуры, их сочетание и прочие средства выразительности, - все оказывает влияние на человека. Как произведение искусства, человек и одежда – создают единую композицию, которая несет информацию для «зрителя», раскрывает или же наоборот прячет его потребности, мысли, чувства.
Я решила обязательно учесть это влияние при создании своей будущей коллекции для детей. Кроме того, меня очень вдохновили агитационные принты в Ивановском «Музее ситца» - каждый год выпускался новый принт, который отражал происходящие на тот момент события в стране, то есть нес не только декоративную роль, но и был своеобразным средством массовой информации. Ну а поскольку у меня одежда детская, и я очень люблю детские книги и иллюстрации к ним, для знакомства детей с русской культурой и для мотивации к чтению я выбрала для принтов тему народных сказок.
Не без труда нашла художника, который согласился на долгую совместную работу со мной и с психологами по разработке таких принтов. И когда я выиграла грант, мы приступили к работе.
Первый принт, который мы нарисовали, был по мотивам сказки «Серебряное копытце», как альтернатива предлагаемой в магазинах одежды в тематике зарубежного «Мэрри Крисмаса». Также я заметила, что для ее создания используются агрессивные цвета, резкие линии и контрастные сочетания цветов. Да, на короткое время это не плохо, все это привлекает внимание и побуждает к действию – купить. А дальше? Постоянный визуальный раздражитель, надетый на ребенка, неблагоприятно влияет на взаимоотношения «отцов и детей». Также меня поразило, что нет ничего, напоминающего самый теплый семейный русский праздник и нет никакой привязки к нашей культуре и традициям. Обсудив тему сказки с педагогами и психологами, мы решили, что она идеально подходит для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Вот так и появилась первая линейка.
Почему русские сказки? У меня в детстве было несколько сборников русских сказок, и это первые книги, которые мне было интересно самостоятельно читать. Через фольклор можно понять глубину души русского человека, а сказки - это первые знания, которые доступны ребенку, поэтому и нужно сознательно подходить к их выбору. Столько горя и лишений перенес наш народ, но сохранил душевность. Милосердие и доверчивость – проявление слабости, надо быть хитрым и любить себя в первую очередь, – говорят нам современные книги (не все, конечно, но многие), а в наших сказках это основа для будущего счастья, и я с этим согласна.
Убеждаюсь в который раз, что в нашей стране очень много креативных людей, особенно женщин, но загруженность многих из них может помешать воплощению планов. С чего вы начали, чтобы воплотить свой проект, и как это возможно, учитывая, что вы еще и работаете врачом?
Загруженность – безусловно, бич нашего времени, казалось бы, все делается для нашего удобства – стиральные машины, готовая еда, роботы-пылесосы, смартфоны и т. д, но мы все равно устаем… И на хобби, на себя, на детей не всегда остается время. Что делать? Позволять себе успевать не все. Делать по мере возможности. Стараться не ругать себя и не отказываться от помощи родных.
Врачом я работаю ночью, а днем занимаюсь производством, домашними делами и детьми. Мой график далеко не идеален, тайм-менеджмент хоть и наше все, но для мам маленьких детей иногда это пустой звук, поэтому для меня, как для работающей мамы, самый эффективный способ сохранить хоть какую-то структуру дня - это записать с вечера или с раннего утра план всего что мне необходимо сделать, распределив по квадрату Эйзенхауэра все задачи и далее, в течение дня, вычеркивать сделанные или добавлять новые. Очень часто многое остается не выполнено из-за непредвиденных обстоятельств, тогда я сохраняю этот список на следующий день и дополняю его. Еще одно мое недавнее наблюдение – что если задача слишком долго не решается, не доходят руки до нее и т. д., то возможно, это не то, чего вы на самом деле хотите, и вам стоит полностью от нее отказаться или, по крайней мере, поработать над причинами откладывания. Ведь по моему мнению, на любимое дело время всегда найдется.
Если не секрет, сколько понадобилось финансов, чтобы запустить процесс производства?
Моим стартовым капиталом, не считая трат на самообучение, был грант в размере 600 тыс руб, плюс обязательный минимум - 60 тыс. (10 % от гранта) из личного капитала по условиям договора грантообладателя. Аренда помещения у меня льготная, обходится достаточно дешево 250 руб./м2, так как я являюсь резидентом инновационного центра «Технопарк». Заработная плата конструктора, швей, закройщика, дизайнера, бухгалтера – зависит от сложности и объема работы, в целом это средняя по региону. Также траты на фотосессии – у меня уходит на фотосессию около 15-20 тыс. руб. Годовые взносы ИП, налоги на прибыль. Кстати, очень хорошо помог закрыть некоторые статьи расходов ЦПП - это и сертификация продукции, патентование торговой марки, создание сайта, выход на маркетплейсы, участие в выставках-продажах. Теперь, когда я вижу рекламу вроде «построй бизнес с нуля», я улыбаюсь и иду дальше, сфер производства это не касается.
Название бренда «Перо Сойки» запоминается. Почему так назвали? Долго выбирали?
Когда дочери Лизе был год, мы с ней прогуливались по улицам Владикавказа, и я увидела дерево, на котором было множество голубых птиц. Красота невозможная. Это были сойки. «Синяя птица счастья», подумала я тогда А саму птицу называют еще «пересмешник» – за ее способность имитировать пение других птиц и смех детей. После прочитала, что найти перо сойки к счастью. Так и сложилось название «Перо сойки». Хочу, чтобы наша одежда также приносила радость, и чаще звучал детский смех.
Какой ассортимент у вас основной?
Основное - это детская одежда: платья, свитшоты, джоггеры, юбки, сарафаны, рубашки, с недавнего времени мы расширили ассортимент и стали производить одежду для женщин – это также одежда второго слоя: юбки, блузки, сарафаны, платья из натуральных тканых и трикотажных материалов. Есть и комплекты в стиле фэмили лук для мам и детей. Для мальчиков и девочек мы разработали адаптивные рубашки на магнитах для удобного одевания. Благодаря победе в технологическом треке на конкурсе инноваторов в Москве и получении поддержки от компании «Русские сезоны», сейчас мы разработали спортивные костюмы (свитшот и джоггеры) для мам с ассоциативными парными картинками на липучках.
Вы уделяете большое внимание безопасности одежды, значит и материалы покупаете в большей степени натуральные?
Выбираю для одежды только натуральные ткани, так как их приятно носить и они обладают свойствами сохранять тепло и отдавать его если нужно. Вся одежда у нас проверена и сертифицирована.
Дизайны для нанесения на ткани вы сами создаете? И какими технологиями вы его воплощаете на тканях?
Дизайн принтов мы разрабатываем командой – сначала я обсуждаю с психологами и педагогами тему, которую мы возьмем за основу для будущего узора, далее я составляю мудборд, делаю наброски принта и отправляю ТЗ дизайнеру, мы вместе подбираем палитру, художник делает наброски в карандаше, мы обсуждаем их, вносим коррективы, если это необходимо, и далее рисуем в цвете. Далее я выбираю образцы тканей. Иногда после печати приходится полностью перерисовывать принт, так как то, что хорошо смотрится на бумаге, далеко не всегда так же хорошо смотрится на человеке.
На разработку нового принта иногда уходит несколько месяцев. Как у вас?
Дизайн одежды я придумываю в основном после получения образцов ткани с напечатанным принтом. Далее дополняю линейку базовыми вещами, чтобы можно было составить полноценный лук (я все таки стилист). Сложнее всего дается фэмили лук, я долго продумываю, как сделать так, чтобы получился стильный и целостный конечный продукт, как вместе, так и по отдельности. И, по-моему, у меня это получается.
Сколько времени занимает создание коллекции?
Идеальное время для меня - это 6 месяцев. Но бывает по-разному. Очень многое зависит от качества ткани, качества печати, наличия фурнитуры. Мы несколько раз меняли поставщиков, и до сих пор продолжаем поиски. Мы создаем небольшие коллекции и не везде осуществляется печать мелким оптом.
Как вы продвигаете свою продукцию? Через маркетплейсы?
Продвигаем через соцсети, участие в конкурсах и выставках, в показах, недавно вышла на «Вайлдберриз» – осталась довольна, думаю это одна из лучших площадок для онлайн продаж.
А с сетевыми магазинами детских товаров не пробовали работать?
Работали с сетью магазинов Slava, наша одежда была представлена в двух магазинах в Санкт-Петербурге. Сейчас взяли паузу, так как продажи под реализацию не комфортны для начинающего бизнеса с небольшим объемом производства.
Осенью 2023 года «Детский мир» выпустил коллекцию с нашими принтами, а недавно мы выбрали новое направление для развития и начали работу с производителем негорючих штор «Триартекс».
У вас свое производство. Сколько человек на нем работает?
На данный момент задействовано 10 человек. Но поскольку, видя наше качество, ко мне обращаются крупные оптовики, я решила объединить Липецких производителей с таким же небольшим производством но высоким уровнем качества пошива как у меня и распределяю заказы между нами. Естественно, под мою полную ответственность.
Когда пришел настоящий успех? Как быстро окупились затраты и появилась прибыль?
Мой первый настоящий успех – это предзаказы на первую коллекцию и далее - благодарные отзывы от покупателей. По сути, каждый покупатель для меня - это успех, каждая продажа говорит мне об еще одной заботливой маме, с которой у нас общие цели и интересы, и я искренне рада появлению новой подруги. Производство зарегистрировано в ноябре 2021 года, к концу 2022 года мы полностью укомплектовали цех и выпустили первую партию одежды. В 2023 году появилась прибыль, во втором полугодии 2023 года перешагнули за точку безубыточности.
Уверена, что вы не останавливаетесь на достигнутом. Какие у вас дальнейшие планы?
Планы – расширение ассортимента, партнерства с другими производителями: создание принтов как для одежды, так и для штор, обоев, мебели; разработка и пошив одежды для других брендов. Мы можем конструировать лекала, осуществлять пошив образцов, даже проводить фотосессии и делать инфографику для маркетплейсов. Так что точек роста и взаимодействия у нас много.
Кроме того, мне бы хотелось открыть в нашем городе дом творчества, где дети могли бы учится шить, рисовать, конструировать. Мой дочери 9 лет, и она уже помогает мне в создании коллекции, хочу, чтобы и у других детей была такая возможность.
Что вы можете посоветовать людям, которые хотят открыть свой бизнес, воплотить свою идею?
Все очень индивидуально, но сейчас идеальная модель для стартапа - мне кажется, это воспользоваться «чужими руками»: для начала аналитика, затем, если вы, как я, хотите запустить свою коллекцию одежды, можно попробовать сделать образцы на аутсорсинге, оценить спрос на нее, а уже после планировать собственное производство. И конечно советую обращаться в ЦПП «Мой бизнес» своего города, там есть все для начинающих предпринимателей – наставничество, обучающие курсы, материальная поддержка и многое другое.
В области инновационных технологий в швейной промышленности широкое распространение получили планшетные автоматы. Их также называют шаблонные, программируемой строчки, в англоязычной версии Template machine. На Российский рынок они поступили не так давно, но быстро занимают своё место в различных сферах швейного производства.
Читать далее »
Выставка «ИНТЕРТКАНЬ» уже давно приобрела репутацию надежного делового партнера и международный статус. В этом году она пройдет уже 15-й раз, с 11 по 13 марта сразу в трех павильонах «Экспоцентра», и будет сопровождаться насыщенной деловой программой.
Читать далее »
В условиях взрывного роста числа швейных фабрик и объемов производства текстильных изделий, который наблюдается в последнее время у нас в стране, все большее число предприятий отрасли понимает необходимость автоматизации участков раскроя для повышения производительности и улучшения качества кроя. И так как выбор соответствующей западной промышленной техники заметно сузился, а успешный опыт эксплуатации iECHO у коллег налицо, все больше участников рынка проявляют интерес к автоматизированным комплексам для раскроя настила iECHO GLSA и GLSC, о чем свидетельствует увеличение числа инсталляций оборудования iECHO, которые осуществляет компания «Смарт-Т».
Читать далее »