Этот материал вышел в № 05 за 2024 год
Пролистать PDF

Сегодня для оформления тканей и нанесения рисунков используется большое количество различных технологий – от набивки тканей традиционными способами до создания фантастических специальных эффектов на готовой одежде. Важное место среди них занимает трансфертная печать. Остановимся на этой технологии подробнее.

Что такое трансферы?

Трансферы – это изображения, напечатанные на промежуточном носителе, роль которого выполняет специальная трансферная бумага или плёнка. Перенос (трансфер) изображения с промежуточного носителя на ткань производится под воздействием температуры и, в большинстве случаев, давления.

Хорошо известны две технологии трансферной печати цифровым способом – сублимационная и DTF печать. Но мы не будем на них останавливаться и расскажем о технологии производства трансферов с использованием трафаретного способа, не требующего дорогостоящего цифрового оборудования и специальных, применимых исключительно для определённой технологии, чернил. 

Почему трансферы, а не прямая печать?

В первую очередь рассмотрим основания, которые следует учесть, выбирая между прямой и трансферной печатью. Логично предположить, что трансферы должны иметь более высокую себестоимость, по сравнению с прямой печатью, в силу использования дополнительных расходных материалов (бумаги/плёнки и клея) и наличия дополнительной технологической операции – переноса трансфера на ткань. Повышение себестоимости должно быть оправдано вескими причинами. Каковы преимущества трансферной печати?

Во-первых, при декорировании готовой одежды не всегда есть возможность прямой печати, поскольку для качественной печати необходимо разместить ткань на печатном столе, что во многих случаях нереализуемо. Примеров можно привести множество: печать на рукаве при отсутствии специальных рукавных печатных столов, нанесение рисунков на одежду с утеплителем или с подкладкой, печать на бейсболках, зонтах, карманах рюкзаков или брюк и т.д. Прямая печать на таких текстильных изделиях возможна только в крое до пошива, для готовых изделий лучшее решение – трансферы.

Во-вторых, очевидный, казалось бы, вывод о более высокой себестоимости трансферов не всегда оказывается верным. В некоторых случаях ситуация обратная – трансферы могут быть более рентабельны, чем прямая печать.

Пример 1. Изображение (логотип) имеет небольшой размер, скажем, 50 х 120 мм. На одном листе трансферной бумаги формата А3 можно разместить 12 таких логотипов. То есть, за один проход можно печатать не один логотип, а сразу 12. Повышение производительности печати в 12 раз не только окупает дополнительные расходы на бумагу, клей и перенос трансфера, но и снижает себестоимость печати.

Пример 2. Необходимо сделать сложный многокрасочный принт на готовой одежде из дорогой ткани (куртке, толстовке, платье). Процесс печати не обходится без определённого количества брака, который возможен на всех этапах производства, начиная от подготовки печатных форм и заканчивая сушкой краски. Следовательно, для прямой печати необходимо определённое количество дорогостоящей готовой одежды сверх заказа, что существенно повысит его стоимость. Но если использовать трансферную технологию, в брак уйдёт только несколько листов бумаги/плёнки, и появится возможность сдать заказчику ровно столько готовых изделий с принтом, сколько было получено от него в работу.

В-третьих, есть ткани, прямая печать на которых затруднена или даже невозможна. Например, трансферы зачастую используют для нанесения логотипов на рабочую одежду. Причина в том, что ткани для рабочей одежды могут быть обработаны различными специальными пропитками (водоотталкивающими, маслоотталкивающими и проч.), которые препятствуют адгезии краски. Трансферные клеи с такими тканями сцепляются лучше. Другой пример – нейлоновые ткани, которые не выдерживают температуру полимеризации красок – 150 – 1600С, сильно садятся или вообще горят, что делает невозможной прямую печать. Но короткое тепловое воздействие длительностью в несколько секунд, необходимое для переноса трансфера, они выдерживают. Этим и обоснован выбор трансферной технологии при декорировании курток, плащей и проч. На фактурных тканях возможна прямая печать только простых изображений без мелких деталей, которые проваливаются в фактуру ткани. К тому же тонкое изображение требует использования тонких сеток, не обеспечивающих достаточной укрывистости красочных слоёв. При необходимости нанесения на фактурную ткань изображения с тонкими деталями применяют трансферную технологию. Хороший пример – рюкзаки и сумки из ткани Оксфорд 600 D. Для нанесения сложных рисунков с тонкими деталями на эту ткань обычно прибегают к печати трансферов.

В-четвёртых, трансферы позволяют переносить изображение на ткань вне печатного производства. Термоперенос не является сложной технологической операцией, не требует дорогостоящего оборудования и специального помещения, т.к. не сопряжён ни с какими вредными воздействиями. Точки продаж молодёжной или спортивной одежды оснащают термопрессами, и продавцы переносят понравившийся покупателю трансфер на выбранную модель одежды нужного размера. Таким образом, у покупателя увеличивается выбор по моделям и принтам, а у продавца снижается риск затоваривания склада одеждой с принтами, спрос на которые оказался снижен, ведь в случае прямой печати продавцу пришлось бы заказывать все принты на все размеры всех моделей с риском не угадать модный тренд нового сезона.

И, наконец, в-пятых, технология трансферного переноса используется для создания некоторых специальных эффектов, получить которые методом прямой печати просто невозможно. Наиболее известный эффект – фольга, которая переносится на ткань методом трансферной печати. По этой технологии наносится и световозвращающая плёнка. Светящиеся в темноте отражённым светом элементы изображения на одежде становятся всё популярнее, т.к. обеспечивают безопасность.

Выбирая между прямой печатью и трансфером необходимо также принимать во внимание и недостатки трансферов, главным из которых является жёсткость и непроницаемость для воздуха, поскольку, помимо красочного слоя, на ткань переносится толстый слой клея. Если одежда с рисунком должна сохранять лёгкость, хорошо драпироваться, «дышать», трансферную печать применить не получится.

Второй недостаток  – повышение себестоимости и снижение производительности для изображений среднего и большого размера (А5, А4 и более). Для картинок малого размера, как отмечалось выше, ситуация может быть обратной.

Недостатком трансферов с клеем-порошком можно также считать ореол вокруг изображения, который появляется после термопереноса трансфера из-за того, что клей выдавливается за пределы изображения. Ореол очень тонкий и прозрачный, почти незаметный, но иногда некоторые заказчики могут указать на него, как на дефект.

Как напечатать трансфер?

Технология трансферной печати включает четыре этапа:

Печать рисунка в зеркальном отображении и с обратным порядком нанесения красок на специальной бумаге или плёнке. При необходимости последними слоями надпечатываются подложки белилами и антимиграционной базой (для предотвращения миграции красителя ткани в слой краски).

Нанесение клеевого слоя.

Сушка трансфера в туннельной печи.

Перенос трансфера на ткань.

Остановимся подробнее на каждом из этапов и рассмотрим материалы, необходимые для производства трансферов трафаретным способом.

Основа трансфера

В качестве подложки для печати используется бумага или ПЭТ плёнка со специальным антиадгезионным покрытием. Разновидностей трансферных подложек довольно много. Чтобы сделать правильный выбор, необходимо разобраться в этом многообразии. В первую очередь, надо решить вопрос – бумага или плёнка? Бумага имеет только одно преимущество перед ПЭТ плёнкой – это цена. Стоимость бумаги ниже, и именно этот факт делает её наиболее популярной на российском рынке. Других преимуществ у бумаги нет, по всем техническим параметрам плёнки превосходят бумагу.

Стабильность размеров. Бумага значительно более чувствительна к нагреванию и склонна к термоусадке, чем плёнка, что негативно отражается на совмещении красок при многокрасочной печати. Чем больше красочных слоёв, каждый из которых должен быть просушен при высокой температуре, тем сильнее «садится» бумага и тем больше проблем с приводкой каждого последующего слоя. Плёнка термоустойчива и более стабильна.

Прозрачность. Прозрачность бумаги ограничена, по сравнению с плёнками. Данное свойство основы трансфера очень важно при его позиционировании. Трансфер на плёнке гораздо проще правильно разместить и позиционировать, что снижает вероятность брака при термопереносе.

Эти два неоспоримых преимущества почти полностью исключили использование бумаги в восточных странах. Так, например, сегодня в Китае очень трудно найти производителя трансферных бумаг, в то время как конкуренция среди производителей плёнок весьма жёсткая, поскольку внутренний китайский рынок производства трансферов полностью перешёл на плёнки. В результате стоимость плёнок существенно снизилась, и разница в цене между бумагой европейского производства и плёнкой китайского производства практически стёрлась. Компания «Ол Принтс Технологии», хорошо известная на рынке трафаретной печати под брендом ATDESIGN, поставляет на российский рынок трансферную бумагу европейского производства и плёнку китайского производства. Разница в цене настолько незначительна, что пренебрегать вышеназванными преимуществами плёнок не имеет смысла.

Краски

Для печати трансферов используют различные виды красок – пластизолевые, водные, сольвентные. В подавляющем большинстве случаев выбор остаётся за пластизолями. С ними проще работать, поскольку они не сохнут в процессе печати на сетках, что, помимо удобства работы и снижения процента брака, обеспечивает возможность использования самых тонких сеток для печати растровых изображений. А поскольку любой трансфер, даже напечатанный водной краской, ложится на ткань жёсткой, непроницаемой для воздуха плёнкой, этот недостаток пластизолей не принимается во внимание. Таким образом, причин для использования красок на водной основе для трансферной печати остаётся совсем немного. Одна из них – требование заказчика использовать только краски на водной основе для обеспечения соответствия европейским экологическим нормам, принятым мировыми брендами одежды. Вторая причина – более высокая устойчивость водных красок к химической чистке. При необходимости подвергать изделия с трансфером сухой чистке, рекомендуется печатать трансфер водными или сольвентными красками. Причём сольвентные наиболее устойчивы также к промышленной стирке при температуре 950С. Поэтому трансферы для рабочей одежды, требующие устойчивости к промышленной стирке, должны быть напечатаны красками на сольвентной основе.

Компания «Ол Принтс Технологии» является поставщиком всех видов красок для трафаретной печати. Краски турецкого производства под брендом ANTEX хорошо известны на российском рынке. Серия пластизолевых красок AN-NF используется как для прямой, так и для трансферной печати. Помимо цветных красок, серия включает ряд специальных продуктов, актуальных для печати трансферов – антимиграционные грунты, эластичные базы, клеи для трансфера фольги и др.

Клеи

Последний слой, наносимый поверх всех красок, – клей. Он необходим для приклеивания трансфера к ткани и обеспечения его механической стойкости и устойчивости к стиркам. В качестве клеев используются термопластичные порошки. При выборе клеевого порошка необходимо определиться с материалом (видом полимера), из которого он изготовлен, а также с размером гранул.

Выбор материала определяет потребительские свойства трансфера, а именно, будет ли он эластичным или жёстким, на каких тканях будет держаться. Полиэфирные порошки рекомендуются для натуральных, смесовых (х/б-полиэстер) тканей и 100 % полиэстера. А также для тканей с пропитками – для рабочей одежды, плащёвых и курточных, «Оксфорд». Этот клей характеризуется максимально высокой адгезией и устойчивостью, но не обладает эластичностью. Для эластичных тканей, таких как трикотаж с эластаном, рекомендуется полиуретановый порошок. Полиамидный порошок используется для нейлона. Нейлоновые ткани характеризуются низкой термостойкостью, поэтому на них нельзя перевести трансфер с полиэфирным порошком, требующим температуры термопереноса 170-180 0С. Полиамидный же порошок легкоплавкий, он позволяет приклеивать трансфер при температуре – 130 – 150 0С и имеет хорошую адгезию к нейлону.

Что касается размера гранул, в подавляющем большинстве случаев используется порошок среднего размера – от 80 до 200 мкм. Он наносится на трансферы методом насыпания: сухой порошок насыпается на последний сырой слой краски и прилипает к ней, лишний, не прилипший к краске порошок, ссыпается обратно в ёмкость. Средний размер гранул наиболее оптимален для этого метода нанесения и создает оптимальную толщину клеевого слоя, необходимую для приклеивания трансферов к большинству видов тканей. Гранулы малого размера используются для замешивания в базы и краски, например, в белила, для того, чтобы последний красочный слой выполнял роль клея. Это позволяет исключить операцию нанесения клея, но адгезия таких клеевых слоёв снижена. Крупные гранулы используются крайне редко для очень фактурных или рыхлых тканей, то есть в тех случаях, когда требуется более толстый слой клея для переноса трансфера.

В ООО «Ол Принтс Технологии» всегда есть в наличии клеевые порошки всех типов – полиэфирный, полиуретановый и полиамидный. Постоянно есть в наличии порошки среднего размера, порошки других размеров могут быть поставлены под заказ.

Сушка трансфера

Сушка трансфера в туннельной печи – ответственная операция, требующая отработки и строгого соблюдения параметров. От того, как будет высушен трансфер, зависит качество его переноса и устойчивость к механическим воздействиям и стирке. Если трансфер не досушить, клей не сработает корректно, его адгезия будет снижена, а недосушенная краска не приобретёт необходимую эластичность и устойчивость к стиркам. Если пересушить, красочная плёнка будет хрупкой и ломкой и очень быстро растрескается на ткани. Температура и время сушки трансферов меньше, чем требуется для прямой печати, поэтому для них можно использовать короткие туннельные печи. Рекомендуемые параметры сушки: 110 – 1400С в течение 30-60 секунд. Но подбирать параметры следует на каждом производстве индивидуально. Индикатором правильной сушки может служить поверхность клеевого слоя, если используется сухой порошок. После выхода из туннельной печи его поверхность должна быть прозрачной, глянцевой и бугристой. Проверить, насколько качественно изготовлен и высушен трансфер, можно методом, показанным на рисунке 4. Отделите красочный слой от бумаги или плёнки. Он должен отделяться легко и не рваться. Сомните трансферную плёнку в руке и затем раскройте ладонь. Трансфер не должен склеиться или раскрошиться, он должен остаться невредимым после такого воздействия. Если у вас получился результат, как на фото, значит всё сделано правильно. Если трансфер склеился, – это признак того, что сушка прошла не полностью, если раскрошился, порвался, значит, стал хрупким и ломким вследствие избыточной температуры при сушке.

Термоперенос

Для переноса трансфера на ткань используются трансферные прессы. Они могут быть разной конструкции – от простейших ручных до автоматических. Пресс позволяет создать необходимую для переноса температуру и давление. Температура зависит от ткани и используемого клея. Самая высокая температура устанавливается для полиэфирного клея – 170 – 1900С. Давление подбирается опытным путём – его должно хватить для прочного приклеивания к ткани, но оно не должно быть слишком высоким, чтобы красочная плёнка не вдавилась в фактуру ткани. Важным параметром термопереноса также является время. Оно варьируется между 5-7 и 12-15 секундами и его тоже необходимо подбирать опытным путём.

Многообразие технологий и материалов для производства трансферов требует от печатника знаний и навыков. Правильный выбор материалов и соблюдение технологических рекомендаций гарантируют получение качественного результата. Рассказать обо всех технологических нюансах в рамках журнальной статьи невозможно, поэтому мы коснулись только основных моментов технологии производства трансферов трафаретным способом печати. А для получения более детальной информации добро пожаловать в компанию «Ол Принтс Технологии» (ATDESIGN). Опытные технологи и менеджеры помогут разобраться во всех деталях процесса.

Подписывайтесь на наши соцсети:

вконтакте: https://vk.com/lp_magazine

телеграм: https://t.me/lpcourier

Также в номере:

Промышленное коноплеводство в Каракалпакстане: проект на стыке экономики и экологии

19 августа 2024 года во время официального визита Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Каракалпакстан генеральный директор компании CalCityIP Nukus Степан Чурчу представил текущий проект по развитию промышленного коноплеводства. Этот амбициозный проект, реализуемый в сотрудничестве с Правительством Каракалпакстана, направлен на революцию в сельском хозяйстве и устойчивое развитие региона через внедрение индустриального выращивания конопли.
Читать далее »

Йигит Дюрак: «Мы хотим сделать мир лучше, проще и понятнее с помощью наших технических нитей.

В недавно прошедшей выставке Technotextil приняли участие компании из самых разных стран, таких как Россия, Китай, Индия, Турция. Была представлена готовая продукция, оборудование, а также различные материалы для производства технического текстиля и специальной одежды. Многие участвовали в выставке не первый раз. И это, конечно, связано с ростом сегмента технического текстиля в России и большим интересом иностранных компаний к российскому рынку. Среди таких компаний - турецкая DURAK TEXTIL, которая стала экспонентом Technotextil уже второй раз. Мы поговорили с директором по маркетингу Йигитом Дюраком об ассортименте, представленном на стенде, о новых разработках и планах. 
Читать далее »

Виталий Кадун: «Мы уверены в наших партнерах, а они уверены в нас»

Компания «ЭЛФОРТ» начала свою деятельность на российском рынке швейной техники и товаров для рукоделия 33 года назад, то есть, можно сказать, росла вместе современным российским легпромом. Своим направлением учредители фирмы выбрали поставки швейного оборудования, и по сей день остаются верны выбранному пути. Сейчас клиенты компании - большие и малые производства всех направлений легкой промышленности, от небольших ателье до крупных ткацких фабрик. О том, как удалось завоевать репутацию надежного поставщика и партнера, и как предприятие развивается в сегодняшних непростых условиях рассказал нашим читателям генеральный директор Виталий Кадун.
Читать далее »