Этот материал вышел в № 04 за 2025 год
Пролистать PDF

В Беларуси концерном «Беллегпром» реализуется важнейший проект вертикальной интеграции в льняной отрасли  от поля до готовой продукции. Главное действующее лицо в этом проекте – Оршанский льнокомбинат. Чтобы увидеть своими глазами новейшее оборудование, технологии, продукцию, узнать, как идет реализация проекта, я отправилась в Оршу на уникальный комбинат, аналогов которому нет в Европе, а может даже и в мире. Но прежде чем зайти в святая святых, на производство, мы встретились с генеральным директором Олегом Алексеевичем Буяновым, с которым проговорили целый час о производстве, новом бренде, модернизации и персонале.

 

Олег Алексеевич, Оршанскому комбинату – 95 лет, солидная дата. Расскажите, что сейчас происходит на вашем уникальном предприятии, сколько производится продукции?

 

За все время существования нашего предприятия, а ему исполняется 95 лет в этом году, мы соткали более 2 млрд 800 млн погодных метров тканей. Если всю эту ткань сшить в один рулон, то можно обернуть им земной шар 88 раз. Более 88 % от всего произведенного мы поставляем на экспорт. Если взять экспорт за 100 %, то в Россию, получается, отправляем где–то 30 %. Все остальные наши покупатели – это Западная Европа, Соединенные Штаты Америки, Южная Америка, Япония и многие другие. Потому что лен по своим характеристикам уникален и европейцы, да и не только они, охотно его покупают. В основном мы отправляем на экспорт продукцию премиум сегмента. В год мы выпускаем 18,5 млн погонных метров и более 7,5 млн штучных изделий. Наш комбинат является крупнейшим в Европе и одним из крупнейших в мире. 8 % мирового объема текстиля изо льна производится на Оршанском льнокомбинате.

 

Ваш комбинат всегда был примером самых передовых технологий. Расскажите о модернизации и как она идет сейчас.

 

Предприятие с 2011 года активно занималось техническим переоснащением. За это время было затрачено более 200 млн долларов инвестиций, мы модернизировали все шесть фабрик, которые сейчас функционируют. Из них три фабрики – производственные. Фабрика № 1 специализируется на переработке короткого волокна. Это все, что касается технической продукции. Прежде всего выпускается низкономерная пряжа – из нее делают брезент, упаковочный материал, шпагат от двух до восьми ниток сложения, веревки до 12 мм толщины, техническую ткань, упаковочную мешковину, ткань для художественных работ. На этой же фабрике установлены линии, которые перерабатывают все твердые отходы, которые образуются в процессе производства по всему комбинату. Из них делают топочный брикет, и в осенне–зимний период мы полностью обеспечиваем себя тепловой энергией. Также установлены четыре линии по производству котонизированного волокна. Одна линия французского производителя Laroche, другая – австрийская Temafa, австрийско-швейцарская Temafa Rita и китайская. Сейчас фабрика находится в стадии модернизации. Мы планируем в этом году вложить в нее 20 млн долларов. Будет установлено кольцепрядильное оборудование, которое позволит производить высокономерную пряжу из котонизированного волокна с добавлением вискозы. Это поможет нам существенно сократить нехватку длинного высокономерного волокна для фабрики № 3, изготавливающей очень тонкие ткани.

 

Учитывая санкции, чье кольцепрядильное оборудование вы будете закупать?

 

Есть крупные китайские производителя, которые являются сейчас мировыми лидерами в производстве машин для смесовых пряж. Оснащенные таким оборудованием фабрики есть в Индии, в Бангладеш, Индонезии. Мы считаем, что сможем тоже войти уже как производители пряжи, и, если этот проект будет успешен, то будем также изготавливать ткани из своей смесовой пряжи. Но в дальнейшем нам надо будет развивать ткацкие мощности, потому что мы не планировали при модернизации такие объемы ткачества, и придется увеличивать парк ткацких станков.

 

Давайте продолжим разговор о производственных мощностях предприятия.

 

Наша фабрика № 2, построенная еще в 1958 году, специализируется на переработке низкономерного длинного волокна – десятого, одиннадцатого номеров. Из этой пряжи изготавливают более тяжелые ткани, свыше 120 г/м2, в основном для постельно-столовой группы. В 2016 году эта фабрика была полностью модернизирована. Были закуплены ткацкие станки бельгийской марки Picanol. 140 новых станков смогли заменить 660 старых Чебоксарского завода, при этом на 30 % увеличилась производительность. Также были приобретены европейские машины для приготовительного цеха – сновальные Karl Mayer и многие другие.

 

На третьей фабрике, построенной в 1976 году, с 2015 года идет переработка высокономерного длинного волокна.

 

А на четвертой отделочной фабрике – происходит финишная отделка продукции. Это такие процессы как усадка, стирка, отбелка, крашение. Еще у нас установлены две машины, которые занимаются нанесением принтов. Ширина одной машины рассчитана на печать по ткани до трех метров шириной. В основном все оборудование европейское, но мы также довольны российским оборудованием – Вяземскими стиральными и сушильными машинами.

 

Вся печать у нас качественная, устойчивая, соответствующая ГОСТ. Ведь мы выпускаем товары народного потребления, такие как полотенца, постельное белье, салфетки, скатерти и так далее. Пошивом занимаются две швейные фабрики. Одна специализируется на пошиве домашнего текстиля, а на второй производят одежду под нашим брендом. Обе фабрики автоматизированы. Оснащены автоматизированными немецкими линиями по пошиву постельного белья Schmale и надежными японскими швейными машинами JUKI для пошива одежды.

 

При таком разнообразии технологий сколько же у вас видов продукции?

 

Мы четко держим свою марку, потому что сейчас у нас в ассортименте две с половиной тысячи артикулов, которые мы предлагаем в самых различных вариантах. Мы безусловно уникальны в плане самых высоких номеров пряжи. У нас есть технология, которая позволяет получать белорусский батист. И если взять отрез ткани размером метр на метр, он спокойно проходит через обручальное кольцо.

 

Если мы заговорили об ассортименте, то скажите, какие составы пряжи идут у вас в ткачество?

 

В настоящий момент мы делаем смески с хлопком. А если говорить о вискозе, то она по структуре сильно отличается и при отбелке, расcчитанной на лен, разрушается. Это сложная технология, которая в общем-то предусматривает другой технологический процесс отбелки. Нужно подготовить особый отбелочный состав для того, чтобы не разрушить вискозу. Мы много экспериментировали и результаты есть. В перспективе мы обязательно освоим смески с вискозой и именно в пряже, о чем я уже вам рассказал.

 

Часть тканей технического назначения используют для художественных работ, а для упаковки идет так называемая мешковина. Ее покупают сельскохозяйственные предприятия и многие другие. Покупают именно ткани. Что бы мы ни говорили, но комбинат прежде всего текстильный и главное его направление – это метражные ткани. В основном отгружаем отбеленную ткань, подготовленную к дальнейшей обработке – крашение, нанесение принтов. В Европе на небольших предприятиях ее используют для создания своих коллекций.

 

Сколько сейчас сотрудников работает на комбинате?

 

Сейчас у нас на предприятии работают 3580 человек. Раньше было более 7 тысяч, а в советское время – более 12 тысяч человек. Благодаря автоматизации количество персонала существенно сократилось. У нас также работают пенсионеры – 700 человек, и мы их очень их ценим.

 

Наши пенсионеры – это настоящие наставники. Наставничество имеет специальное положение, по которому оно оплачивается. Более того, мы проводим конкурс на лучшего наставника и существенные доплаты делаем в течение года тем, кто признан лучшим наставником. И радует то, что предприятие получается фактически семейное. На комбинате очень много работает семейных династий. Есть династия, Орловские Маликовы, которая идет с начала 40-х годов. То есть предприятию всего лишь 95 лет, а люди этой династии проработали в общей сложности 740 лет. Я считаю, да и многие другие также, что для каждого жителя Орши комбинат является родным предприятием.

 

А если говорить о молодежи, приходят работать на комбинат? И где они получают специальное образование?

 

Начну с обучения. По реформе в нашей стране теперь колледжи готовят по двум видам образования – это среднеспециальное и профессионально-техническое. Мы с ними работаем по специальностям –ремонтников и электриков. И самое главное, учреждение образования находится прямо рядом с комбинатом – это колледж текстильщиков. Он строился одновременно с комбинатом. Здесь мы работаем с ребятами только по профтехобразованию по рабочим специальностям. Ежегодно мы где-то порядка 50–60 выпускников полностью забираем для себя. Это специалисты, которых в республике не готовит больше никто. Мы работаем по принципу двухступенчатого образования. Теорию проходят в стенах учебного заведения, а все практические, лабораторные занятия – в цехах. Более того, по основным рабочим профессиям, по которым у нас идет подготовка, а учатся они два с половиной года и проходят три курса, они уже знают с первого курса, на какой фабрике будут работать и даже на каком виде оборудования.

 

В какой момент учащиеся это понимают?

 

Как только поступили, с первых дней мы их готовим, потому что у нас имеется специфика на всех трех фабриках. Оборудование разнообразное и поэтому основные профессии мы готовим с привязкой к конкретной фабрике. Первый год, например, мы набираем для второй фабрики. Второй год мы набираем для третьей фабрики. Третий год – для первой фабрики. То есть дети, обучаясь, досконально вникают во все тонкости обслуживания конкретного оборудования. Мы платим ученикам дополнительную стипендию, а когда они приходят к нам на практику, мы им оплачиваем по расценкам ниже нормы. То есть мы им платим премиальные при выполнении 60 % от нормы. Кто мотивирован, тот зарабатывает где-то до 500 долларов в месяц. Кроме того, у нас на базе нашего предприятия имеется спортивно-оздоровительный комплекс. Это бассейн, тренажерный зал, сауна, соляная комната и массажный кабинет. Все это для наших ребят, когда они приходят, мы предоставляем бесплатное посещение в течение года.

Вы так интересно и подробно рассказали про подготовку персонала. Этот опыт должен быть полезен и нашим российским предприятиям. А какие меры социальной поддержки предусмотрены для всех работников комбината?

 

На территории комбината помимо бассейна и спортивно–тренажерного зала, о которых я уже рассказал, у нас имеется три медицинских пункта, которые в двухсуточном режиме оказывают помощь нашим работникам. Четыре точки питания, обеспечивающие горячим обедом всех работников. Учитывая то, что обеденные перерывы у нас небольшие, всего 20 минут, в каждом цеху обеденный перерыв проходит в свое время, чтобы работники могли посетить общепит, без очереди получить горячее питание, и потом вернуться на свои рабочие места. Два доктора ведут прием непосредственно на предприятии, каждую среду у нас принимают узкие специалисты. Мы специально содержим для детей наших работников летний оздоровительный лагерь с оплатой 10 % от стоимости путевки. Все остальное покрывает комбинат. Мы стараемся сделать так, чтобы каждый человек, который приходит к нам работать на комбинат, дорожил своим местом. И самое главное, чтобы он хотел заработать. Именно поэтому мы сохранили учебный комбинат. Например, захотел сотрудник больше заработать, отработал на конкретном оборудовании, а потом, если устал, выработался, не получается, может обучиться и перейти на другое рабочее место. Для молодых специалистов, поступивших к нам после окончания ВУЗа, мы выделяем отдельные квартиры на двоих человек, а если человек семейный – то и двухкомнатную на семью из трех человек даем. Мы дорожим нашим персоналом и делаем все возможное, чтобы наши работники чувствовали себя как в родном доме.

 

Как вы продвигаете свою продукцию?

 

С 2023 года мы провели ребрендинг нашего предприятия. Теперь в мире и на внутреннем рынке мы позиционируемся под брендом POLE KVETAK, что означает «Поле цветов». Мы ушли от бренда «Белорусский лен», потому что слишком много аналогов и ассоциаций и подобные названия больше подходит для внутреннего рынка. Мы стараемся придать индивидуальные черты предприятию, поэтому сейчас взяли именно такое белорусское название. Мы создаем бренд–легенду, активно распространяя красивые видеоролики по телевидению, на выставках. Причем не о предприятии, а о бренде. Мы серьезно подошли к этому вопросу, разработка заняла примерно полтора года. Обозначили ценности – это и отсылка к природе, что подразумевает натуральность, спокойные пастельные тона, цвета природы, и наши национальные традиции. Мы славяне и имеем богатую культуру, и чтобы ни говорили, лен – это наша многовековая культура, в отличие от хлопка, который у нас не растет. 2025 у нас не растет. Одна из ценностей касается здоровья. И здесь мы четко говорим о том, что лен – это природная структура, которая защищает от бактерий. Лен гигроскопичен – он очень хорошо впитывает воду и ее отдает. Он не образует статического электричества. И самое главное, что лен (никто пока не может объяснить почему) летом охлаждает на 4 градуса, а зимой на 4 градуса греет. И еще одна наша ценность бренда – это товары изо льна, которые создают в доме уют. Мы хотим сделать так, чтобы наша продукция делала дом уютным, любимым, чтобы вы хотели вернуться к себе домой.

 

Наша торговая сеть в Беларуси – это 66 магазинов, покрывает всю нашу республику. После ухода европейских магазинов домашнего текстиля, которые работали в России, Беларуси, мы создали свою сеть магазинов «До дому». То есть это сеть магазинов, для которой разработан свой ассортимент, и продается он только там.

 

А в России будут такие магазины?

 

Один уже работает в Екатеринбурге, есть торговые дома в Москве, Санкт-Петербурге. Есть планы открыть торговый дом в Чеченской республике, а также развиваться более активно и в других регионах России.

 

Вы ответили почти на все мои вопросы, но вот один вопрос мне очень интересен по проекту вертикальной интеграции от поля до готовой продукции.

 

Этот проект постепенно реализуется. Мы являемся теперь акционерами двух льнозаводов – Лиозненского и Ореховского. На эти два завода была закуплена уборочная техника. В дальнейшем планируется их модернизация. Также мы сеем лен на 5400 га. А лен культура непростая, капризная. Для нее нужно подобрать специальные земли. В Беларуси есть целая карта земель, подходящих для посевов льна. Поэтому есть такой термин «Льнопригодные земельные участки». То есть на простой земле лен расти не будет. Семенной фонд используем как импортный – бельгийский, французский, так и свой, и поэтому у нас нет сырьевой зависимости. А наши аграрии постоянно работают над созданием более качественного семенного фонда. Мы также взаимодействуем со швейными предприятиями, которые выпускают одежду из наших тканей. Задача проекта состоит в выстраивании сбалансированной цепочки от поля до готовой продукции, чтобы предприятия этой цепочки взаимодействовали и выпускали продукцию, зная, что она нужна на следующем предприятии. Это задача непростая, но мы двигаемся в правильном направлении.

 

Благодарю вас за интересную беседу

 

Беседовала Ольга Яковенко

 

Подписывайтесь на наши соцсети:

вконтакте: https://vk.com/lp_magazine

телеграм: https://t.me/lpcourier

Также в номере:

Юрий Ефремов: Цифровая пигментная печать имеет все шансы развиться и занять устойчивую нишу

Ситуация на рынке сублимационной печати складывается непростая. Компаниям-поставщикам необходимо чутко реагировать на запросы клиентов, предлагать новые перспективные решения, чтобы успешно балансировать и достигать успеха. Наш сегодняшний собеседник – Юрий Ефремов, генеральный директор компании «Текстиль и Технологии», которая вышла на российский рынок с серией принтеров турецкого бренда.
Читать далее »

«ДИЛАН-ТЕКСТИЛЬ»: креативный дизайн – это конкурентное преимущество

Конкуренция среди производителей трикотажных полотен постоянно растет. Как и требования производителей одежды. На этом фоне всё более значимую роль в успешных продажах тканей и полотен играет дизайн. Что предпринимают ведущие производители, чтобы радовать своих клиентов и конечных покупателей трендовыми оттенками и рисунками? Об этом мы поговорили с генеральным директором компании «ДИЛАН-ТЕКСТИЛЬ» Ферхатом Денизом и дизайнером предприятия Всеволодом Рачковым.
Читать далее »

Швейные машины ZOJE: эволюция автоматизации в действии

Сегодня китайская корпорация ZOJE хорошо известна покупателям во всем мире тем, что постоянно совершенствует модельный ряд своих машин и предлагает лучшие интеллектуальные решения для шитья. Те, кто выбрал для себя путь дальнейшей автоматизации своего швейного производства, не ошибутся, приобретая оборудование ZOJE: благодаря тому, что у компании имеется собственный научно-исследовательский институт, машины ZOJE сочетают в себе передовые научные и технологические достижения, отличаются превосходным качеством и формируют тренд на интеллектуальное производство.
Читать далее »