Новые смыслы российской моды

Еще несколько лет назад российская индустрия моды словно «не обращала внимания» на ткани отечественного производства: подиумные коллекции в основном создавались из импортных материалов – так было заведено.
Когда в 2006 году великий Слава Зайцев – уроженец и патриот текстильного региона – создал потрясающую коллекцию одежды из интерьерных тканей в огромный горох, произведенных компанией «Шуйские ситцы», удивлены были все, включая, наверняка, компанию-производителя тканей и постельного белья. Коллекция до сих пор актуальна, украшает собой фестивальные показы, но повторить успех мэтра моды долгое время никто даже не пытался.
Последние 2-3 года стенды «Шуйских ситцев» на профильных выставках домашнего текстиля привлекают внимание тем, что на авансцене стенда, занятого основным ассортиментом, красуются манекены, задрапированные тканями или одетые в коллекционные наряды. А в последний день лета 2025 года компания «Шуйские ситцы» представила на Московской неделе моды собственный бренд одежды.
Зачем одному из ведущих в России производителей постельного белья и домашнего текстиля плательно-рубашечный ассортимент тканей и, тем более, – собственный бренд одежды? Каково это – крупному текстильному комбинату осваивать с нуля новое направление? Или не с нуля?
Об этом, и не только, рассказывает директор по развитию компании «Шуйские ситцы» Катерина Матросова.
СМЕЛОСТЬ ТАЛАНТА
Компания, ведущая свою историю с начала XIX века (в этом году мы отметили 205-летие нашего текстильного дела), может и должна смело двигаться вперед, опираясь на наработанный опыт, безупречную репутацию и… талантливых людей.
Смелость таланта – в неожиданных идеях, неординарном подходе к привычным вещам, в творческом переосмыслении того, что хранится в потаенных уголках нашей исторической памяти, и всего, что посылается нам свыше.
«Ну, это же великий Зайцев!» – говорили генеральному директору «Шуйских ситцев» многие дизайнеры в ответ на предложение присмотреться к тканям предприятия, как сделал это в свое время маэстро российской моды. Шли годы, из хлопковых тканей домашние умелицы шили сарафаны и легкие платья халатного предназначения, а также бельевой ассортимент.
Знаковым событием для «Шуйских ситцев» стала Московская неделя моды 2022 года, где Виктория Андреянова пред ставила коллекцию Victoria Andreyanova SS 23 (SS – это «Шуйские ситцы»). Идея коллекции родилась на волне возрастающего интереса российской модной индустрии к натуральным тканям отечественного производства. Как и великий маэстро Зайцев, автор выбрала для создания коллекции одежды ткани из текущего – в основном, не плательного – ассортимента предприятия. В интервью восторженным журналистам Виктория Владимировна говорила о «качественной трансформации двухвекового наследия предприятия на новом витке», о взгляде с нового ракурса на традиционные ткани. Генеральный директор «Шуйских ситцев» Анна Богаделина тогда впервые принимала цветы и аплодисменты на престижном подиуме, отмечая «и эстетическую, и эмоциональную миссию сложившейся коллаборации» с известным дизайнером.
Параллельно «Шуйские ситцы» вышли и в кинопрокат. «Киногеничность» тканей предприятия открыла Надежда Васильева-Балабанова. С легкой руки этого талантливого художника герои киносказок «По щучьему веленью», «Огниво» и «Летучий корабль» оказались одеты в костюмы из наших тканей. Интересно, что творческое вдохновение Надежды Александровны вызвали даже так называемые «чехлы» – продукт черновой, многослойной прокатки рисунка в печатной машине.
А потом была уникальная выставка – «Не только ситец: Андреянова, Богаделина, Васильева», наглядно показавшая, что творческое партнерство с талантливыми в разных сферах людьми – потрясающий по перспективности вектор развития для промышленного предприятия.
Виктория Джанибекян, заведующая кафедрой Института искусств университета им. А. Н. Косыгина:
– «Шуйские ситцы» – это не просто текстиль, это история, вплетённая в судьбы людей. Когда ты берёшь в руки ткань с орнаментом, который печатали сто лет назад, ты понимаешь: ты держишь кусочек памяти страны. Работа с таким наследием – это ответственность и счастье одновременно.
ОТ «ПОСТЕЛЬКИ» НА ПОДИУМЫ
Начинался этот вектор с точечных, экспериментальных достижений, тоже не без участия ярких, талантливых людей. Творческие коллективы – ансамбли и студии моды, профильные кафедры вузов и колледжей – стали нашими первыми проводниками на сцены и подиумы. Обратившись однажды в «Шуйские ситцы» с просьбой предоставить ткань для создания коллекции на конкурс или фестиваль, многие из них становились системными партнерами, амбассадорами бренда. «CJF – детская мода», «Льняная палитра», «Мода 4.0», «Точка. RU», «Русское поле», «Славянский базар» – вот далеко не полный перечень фестивалей, где ткани от «Шуйских ситцев» были неотъемлемой частью успеха коллекций наших партнеров – начинающих модельеров. Только однажды на «Льняной палитре» была представлена наша собственная коллекция «Женский образ в городском костюме XIX века», взяли номинацию «Авторская коллекция» коллективом авторов во главе с Анной Богаделиной.
В ковидные времена, когда публичные мероприятия были невозможны, и мы думали, как в онлайн-формате отметить 200-летие компании, запустили Всероссийский конкурс «Текстильный дизайн – связь времен» для студентов профильных вузов и колледжей. В числе номинаций – «Коллекция плательно-рубашечных тканей». Провели уже 4 ежегодных конкурса, и число участников, выбирающих именно эту номинацию, с каждым годом растет, и какие интересные работы! В прошлом году и в стартовавшем 1 сентября 2025 года V конкурсе – даже две номинации посвящены тканям плательно-рубашечного ассортимента.
Хотя в объемах производства ткани для постельного белья по-прежнему остаются основным ассортиментом компании «Шуйские ситцы», предприятие стало уделять больше внимания работе над дизайнами и структурами тканей для пошива одежды. Летом 2022 года выпустили первую капсульную коллекцию перкалей – ткани разошлись, мы не успели их даже прорекламировать! Было очевидно, что рынок просто требовал от нас новых одежных капсул, ждал чего-то смелого и остро назревшего одновременно…
ТКАНИ СО СМЫСЛОМ
Впервые мы обратились к воссозданию исторических принтов по просьбе шуйской детской студии моды «Театр образа»: ребята сами нашли в интернете старинные текстильные рисунки и мечтали о коллекции, с которой они выиграют все возможные конкурсы (так и получилось по факту).
Осенью 2024 года стартовал уникальный для текстильной отрасли проект «Ткани со смыслом. Наследие мануфактур». 10 исторических принтов XIX века из фондов Музея ивановского ситца были воссозданы в промышленных масштабах – более 100 километров. Начали, конечно же, с наследия Посылиных, с ситценабивной мануфактуры которых мы ведем свою историю. Посылинские кубовые ситцы (на темно-синем фоне) очень органично образовали капсулу со знаменитыми краснофонными ситцами мануфактуры Рабенеков. На следующем этапе реализации проекта вторую жизнь обрели известные всему миру «барановские ситцы», из фондов музея-заповедника Александровская слобода. Прямо сейчас, в момент верстки номера, на станках отделочного производства «Шуйских ситцев» – «Наследие мануфактур.3.0» – рисунки самой знаменитой из ивановских мануфактур – Куваевской, из фондов Музея ситца. Все рисунки мы воссоздаем не в ситце, как оригиналы, а в перкале – эта ткань больше соответствует требованиям современной модной индустрии. Мы смогли воссоздать исторические принты с ювелирной точностью, сохранив мельчайшие детали, тонкость линий ручной набойки, цвета.
Почему рассказ о нашей первой коллекции одежды начинается с рассказа о тканях? Обычно художник-модельер отбирает ткани, которые подходят для реализации его идеи. В случае с нашей коллекцией всё было не совсем так: идеи для творчества дизайнеров дали сами ткани! В рекордные сроки воплотили идеи в коллекцию одежды наши партнеры – Институт искусств РГУ им. А. Н. Косыгина. Коллекция «Наследие» блистала на презентациях проекта, российских и международных форумах и выставках уже в сентябре прошлого года, когда «Ткани со смыслом» только поступали в продажу.
Виктория Джанибекян:
Коллекция «Переосмысление» – это дань глубокому уважению к корням, соединение прошлого и настоящего через фактуру, форму и дух. Мы почерпнули вдохновение в народных традициях русского костюма, не стремясь их копировать, а раскрывая заложенную в них суть – утилитарную красоту, заботу о теле и душе, теплую силу текстиля, сделанного с любовью.
Анна Богаделина, генеральный директор компании «Шуйские ситцы»:
– «Шуйские ситцы» ткут третий век истории, славных традиций. «Шуйские ситцы» – это люди, влюбленные в свое дело. И дело отвечает нам взаимностью. Корни питают нас…
Премьера нашей коллекции одежды на Московской неделе моды – да, в каком-то смысле это – переосмысление прожитого нами и нашими предками. Переосмысление нашего наследия и того будущего, которое мы делаем каждый день. Я благодарю всех причастных к тому, что свершилось. Это новый шаг, виток развития. Пусть и дальше команда вдохновленных людей создает прекрасное и делится этим прекрасным!
НА ВОЛНЕ ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ
Собственную коллекцию одежды с использованием тканей «Наследия мануфактур» компания «Шуйские ситцы» с дизайнером Ксенией Новиковой впервые представила на Международном конкурсе дизайна адаптивной одежды «На крыльях». Вдохновением для коллекции «Шуйская птица» стали традиционные русские мотивы и философия перерождения. Центральным образом капсулы стала стилизованная птица-оберег, символизирующая свободу духа и любовь к жизни вопреки любым обстоятельствам. Основу коллекции составили стеганые куртки, украшенные ручной вышивкой гладью в традициях городецкой росписи. Коллекция заняла в конкурсе второе место в номинации «Повседневный комфорт».
Премьерный показ коллекции «Переосмысление» на Московской неделе моды стал по сути первым заявлением собственного бренда одежды компании «Шуйские ситцы». Центральный элемент коллекции – стёганый хлопок, знакомый по праздничным душегреям и крестьянским телогрейкам – переосмыслен в контексте медленной моды: каждая вещь несёт в себе идею осознанного потребления, уважения к ремеслу и индивидуальности.
В основе силуэтов – архаичная простота: сарафаны и платья, широкие рубахи и юбки-поневы, душегреи и жилеты. Эти формы не скрывают тело, а обрамляют его, подчеркивая природную гармонию.
Не забыли и о мужском гардеробе: просторные рубахи и телогрейки, минималистичные и практичные, отзывающиеся в глубине души чем-то родным и понятным, не напоказ, а на радость.
Подписывайтесь на наши соцсети:
Telegram: t.me/lpcourier
Лёгкая промышленность России сегодня переживает, пожалуй, один из самых непростых этапов своего развития. Всем участникам рынка видно, как нормативная база меняется, как появляются новые термины, вроде маркировки, уведомлений и комплаенса. Всё это создаёт вокруг отрасли атмосферу ожидания, словно мы стоим на пороге чего-то значимого. Что при этом делать, чтобы выжить и сохранить производственный персонал с производственными навыками - не очевидно и зачастую вовсе не ясно.
Читать далее »
На Московской неделе моды, которая состоялась в конце августа, с большим успехом прошел показ коллекции известного российского дизайнера Сергея Сысоева. Это результат приложения таланта, вдохновения и труда самого кутюрье, производителя трикотажных полотен – компании «ДИЛАН-ТЕКСТИЛЬ» и ивановской компании «Lovetex.store», которая выполнила значительную часть работ по пошиву коллекции. Вспомним, как это было.
Читать далее »
В условиях жесткой конкуренции на рынке легкой промышленности, когда вопросы импортозамещения и технологической независимости вышли на первый план, как никогда важно иметь надежного партнера. Партнера, который не только обладает экспертными знаниями в индустрии и предлагает качественную продукцию, но и способен обеспечить стабильность поставок в любой ситуации, предлагая реальные решения, а не создавая новые проблемы. В этих условиях компания PROYARNS становится не просто поставщиком, а техническим партнером, который консультирует на всех этапах производства, предлагая комплексный подход, включающий сбалансированный ассортимент и сервис, ориентированный на индивидуальные задачи каждого клиента.
Читать далее »