24 ноября завершил свою работу в 2015 году VI международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.», стартовавший в Санкт-Петербурге 15 ноября. Более 8 000 зрителей стали гостями событий Фестиваля. И это еще не окончательная цифра – три выставки, открытые в рамках программы, еще продолжаются.
15 ноября в Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова после минуты молчания в память о жертвах террористических актов в Париже и авиакатастрофы в Египте программу Фестиваля открыла премьера из Лондона – спектакль «Торобака» – результат культурного диалога ведущего хореографа фламенко Исраэля Гальвана и мастера индийского танца катхак Акрам Ханом.
В этот же вечер по завершении спектакля «Торобака» в зрительном зале БДТ имени Г.А. Товстоногова состоялась открытая пресс-конференция, на которой была представлена программа 2015 года. В пресс-конференции приняли участие не только организаторы, участники и партнеры Фестиваля, а именно художественный руководитель Фестиваля Наталья Метелица, Первый заместитель председателя Комитета по культуре Александр Воронко, хореографы Акрам Хан, Исраэль Гальван, Анжелен Прельжокаж, но также и зрители, оставшиеся после спектакля.
Научную основу фестивалю придала международная научная конференция «В круге Дягилевом. Покровители». В ее академической части ученые и театральные критики из Сербии, Таджикистана, Калуги, Ярославля, Москвы и культурной столицы России уделили пристальное внимание личностям, так или иначе поддержавшим авантюристские предприятия Дягилева. На практической части современные благотворители и меценаты (Михаил и Инна Баженовы, Ольга Башкирова, Виктория Шамликашвили и другие) обсуждали опыт фандрайзинга Дягилева применительно к сегодняшнему дню.
Мастер-классы хореографа Акрама Хана и хореографа труппы Марты Грэм дали возможность участникам из ног в ноги и первых уст проникнуть в философию ведущих мастеров современного танца. «Есть хореографы, которых интересуют исключительно пространство вокруг танцора, а есть те, кто сосредотачивается на его внутреннем мире. И последние для меня – гении». АКРАМ ХАН
16 ноября «Дягилев. P. S.» совместно с Анжеленом Прельжокажем, Новой сценой Александринского театра и Французским институтом представил документальный фильм "Эльдорадо" французского режиссера Оливье Ассайаса о работе хореографа над пьесой Карлхайнца Штокхаузена.
17 ноября на сцене Александринского театра в честь выдающегося хореографа Анжелена Прельжокажа и 30-летия труппы Балет Прельжокажа «Дягилев. P.S.» предоставил шанс зрителям увидеть дайджест из лучших балетов Прельжокажа в исполнении артистов его труппы и солистов балета Парижской оперы, Загреба, Берлинской оперы.
Перед Гала-балетом состоялась ежегодная церемония вручения приза «Удиви меня!», которой удостоился герой вечера - Анжелен Прельжокаж. В торжественной церемонии приняли участие председатель Комитета по культуре Санкт-Петербурга Константин Сухенко и художественный руководитель Фестиваля Наталья Метелица.
18 ноября в сотрудничестве с Государственным Эрмитажем, Государственным музеем-заповедником Петергоф и постоянным партнером фестиваля – Музеем театрального и музыкального искусства «Diaghilev. P. S.» представил зрителям уникальную в своем роде выставку «Серебро и золото Пиковой дамы», приуроченную к 175-летию П. И. Чайковского. Экспозиция рассказывает о судьбе княгини Натальи Петровны Голицыной (1744-1837), ставшей прообразом роковой Графини из повести А.С. Пушкина «Пиковая дама», и сценических трактовках этого произведения на оперной и балетной сценах. Выставка продлится до 14 февраля 2016.
В рамках фестиваля «Дягилев. P.S.» 18 ноября на Новой сцене Александринского театра в цикле встреч «Повестка дня» выступил Теодор Курентзис. Дирижер представил авторский обзор ключевых процессов, проблем, идей, определяющих сегодняшнее состояние области театра и музыки. 19 ноября Пермский театр оперы и балета, как и в прошлом сезоне Фестиваля, вновь собрал в Петербурге аншлаг, представив на суд зрителей концертную вариацию премьерной оперы Моцарта «Дон Жуан» в исполнении хора и оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Главные роли исполнили ставшие уже мировыми оперные голоса Мирто Папатанасиу (Донна Анна), Кристина Ганш (Церлина), Вито Прианте (Лепорелло), Димитрис Тилякос (Дон Жуан), Кеннета Тарвера (Оттавио).
Концертную программу Фестиваля продолжил дуэт пианистов из Испании Moreno Gistain Piano Duo. На сцене Академической капеллы Хуан Фернандо и Хосе Энрике Морено Хистаин приятно удивили зрителей малознакомыми произведениями композиторов Русских сезонов. В программе концерта «Ballets Russes. Испанские мотивы» на двух роялях в четыре руки прозвучали произведения Глинки, Римского-Корсакова, Глазунова, Габриэля Форе и Мануэля де Фальи.
21 ноября в Галерейном флигеле Шереметевского дворца состоялось открытие выставки фотографий «Образы Баядерки» парижанки Евгении Грандшамп де Ро. Сюжет выставки — впечатления от постановки «Баядерки» (1992) — последнего хореографического опуса Рудольфа Нуреева на сцене Парижской оперы. Красота движений танцоров, утонченная хореография, элегантная стройность балета, ощущение магического хода времени - все это запечатлено на снимках Евгении. «Я желала запечатлеть сущность танца, движения, увековеченные в разгар его творения». Евгения Грандшамп де Ро
К 230-летию Эрмитажного театра на его сцене был дан концерт «Хиты» императорской сцены». В программе концерта звучали популярные произведения из репертуара театра, начиная со времен его основательницы Екатерины Великой в исполнении артистов драмы и оперы, оркестра Капеллы «Таврическая» и ансамбля «Солисты Екатерины Великой».
23 ноября в петербургской KGallery в рамках Фестиваля открылась персональная выставка Сергея Судейкина, первая за последние 100 лет. «Всего на выставке более 50 произведений живописи и графики — как из частных коллекций, в том числе приобретенные K Gallery, так и вещи из крупных петербургских музеев: своими экспонатами поделились Русский музей, Музей театрального и музыкального искусства, Дворец конгрессов в Константиновском дворце. Это пока что редкий и оттого важный опыт совместной работы государственных и частных собраний ради общей цели — изучения и пропаганды творческого наследия незаурядного художника XX века и русского искусства в целом». The Art Newspaper Russia
Громким завершением Фестиваля стало выступление труппы Марты Грэм из США. Впервые за 90 лет яркого существования компании, внимаю российских зрителей наконец предстали балеты, созданные самой основоположницей американского танца модерн — Мартой Грэм («Хроники» и «Развлечения ангелов») и ее современными последователями («Оплакивание. Вариации» — Булариянг Пагарлава, Ричард Мув, Ларри Кигвин, «Эхо» - Андонис Фониадакис). «Я думаю, мы во многом полагаемся на те образы, которые нашла Марта Грэм как художник. Ее креативность, исследования, ее невероятно высокая планка искусства — все это до сих пор важно для нас. Марты с нами нет, и мы работаем с другими хореографами, они очень интересные. И мы создаем и новые балеты» Дженет Эйлбер художественный директор балета.
Мероприятие проходило при поддержке Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Санкт-Петербурга под эгидой IV Санкт-Петербургского международного культурного форума
Подробно - www.diaghilev-ps.ru