(МИНПРОМТОРГ РОССИИ) ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ МИНИСТРА
Депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
Т.В. Плетневой
Об оказании поддержки легкой промышленности
Уважаемая Тамара Васильевна!
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 18.06.2015 № П9-30504 Минпромторг России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти рассмотрел Ваше обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу оказания поддержки легкой промышленности и сообщает.
По пункту 1 решения круглого стола «Влияние стандартов на импортозамещение в России».
Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года была разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 03.07.2008 № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 № ВП-П9-4244 и утверждена приказом Минпромторга России от 24.09.2009 № 853. Во исполнение пункта 11 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева (по представлению в Правительство Российской Федерации новой редакции Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и плана мероприятий по ее
реализации, разработанной совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом текущей экономической ситуации и планов по импортозамещению) Минпромторг России письмом от 26.06.2015 №НГ-19688/08 направил на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти новую редакцию Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2025 года и План мероприятий по ее реализации.
По подпункту 2.1 пункта 2.
Вопросы, связанные с установлением требований к одежде обучающихся, регламентированы статьей 38 Федерального закона от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе устанавливать требования к одежде обучающихся.
При этом государственные и муниципальные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливают требования к одежде обучающихся в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Федерального закона об образовании).
Таким образом, Федеральным законом об образовании закреплено понятие «одежда обучающихся». При этом данное понятие включает как одежду учащихся общеобразовательных организаций, так и одежду обучающихся иных образовательных организаций.
Требования к качеству одежды для обучающихся установлены Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).
Правовой основой требований, предъявляемых к детской одежде, являются СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека» (далее - СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03). Единые обязательные для применения и исполнения требования к продукции, предназначенной для детей и подростков, обеспечения свободного перемещения продукции, предназначенной для детей и подростков, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза регламентированы техническим регламентом Таможенного союза от 23.09.2011 № ТР ТС 007/2011 «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков».
Роспотребнадзор письмом от 15.11.2012 №01/12880-12-32 направил во все субъекты Российской Федерации рекомендации «О совершенствовании федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за пребыванием детей в образовательных учреждениях», в которых подробно излагаются правовые основы требований, предъявляемых к одежде для детей и подростков, перечисляются качественные показатели безопасности предметов одежды и принадлежностей к одежде, прочих готовых текстильных изделий для детей и подростков с учетом возраста, функционального назначения, площади контакта с кожей, состава используемых материалов, а также определяется целесообразность повышения данных требований к функциональному назначению, качеству и безопасности.
По подпункту 2.2 пункта 2.
1 сентября 2014 года состоялся запуск информационного Интернет-портала ^л^улу.пазЬаГогша.ги, созданного Минпромторгом России.
Портал представляет собой единый общероссийский информационный ресурс, содержащий информацию о российских производителях одежды обучающихся, изображения образцов школьной формы с указанием их качественных характеристик, а также ориентировочной стоимости изделий.
По подпункту 2.3 пункта 2.
Минобрнауки России совместно с Минпромторгом России направило руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, письмо от 08.08.2014 № НТ-866/08 о мерах по введению одежды для обучающихся в общеобразовательных организациях, в котором содержится информация об информационном Интернет-портале отечественных производителей одежды обучающихся.
По пункту 4.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона об образовании создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 8 Федерального закона об образовании организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования решение о создании профессиональной образовательной организации, реализующей образовательные программы подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена для легкой промышленности, может быть принято исключительно органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
По пункту 3.
В целях рассмотрения вопроса о корректировке (снижении) ставок таможенных пошлин на указанные сырье и материалы в рамках подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции заявителю следует представить в Минэкономразвития России экономическое обоснование предлагаемой меры в соответствии с рекомендуемой формой, опубликованной на официальном сайте Минэкономразвития России (Нир:/Луулу.есопоту.§оу.ги, раздел «Внешнеэкономическая деятельность»). В целях корректного принятия решений по вопросу снижения ввозных таможенных пошлин на ткани для швейных предприятий необходимо провести выборку по перечню продукции в соответствии с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, а также оценить объемы их потребления.
Отмечаем, что членство России в ВТО предусматривает дальнейшее снижение импортных пошлин. Предприятия легкой промышленности в значительной степени подвержены негативному влиянию ценовой конкуренции с импортными товарами ввиду ощутимого снижения тарифной защиты. Обнуление ввозных таможенных пошлин на ткани для швейной подотрасли будет способствовать снижению конкурентоспособности отечественных производителей тканей.
При обсуждении столь острого вопроса, как снижение ставок таможенных пошлин на продукцию легкой промышленности, в том числе на ткани и материалы для швейной промышленности, необходимо провести оценку возможных рисков для каждой из заинтересованных подотраслей (текстильной и швейной).
Для минимизации негативных последствий введения мер таможеннотарифного регулирования целесообразно проведение конструктивной работы между текстильными и швейными организациями. С целью выработки единой позиции по вопросам изменения таможенных пошлин на ткани Минпромторг России планирует проведение совещания с участием представителей заинтересованных организаций швейной промышленности, Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности и Российского союза производителей одежды.
По результатам указанного совещания, с учетом проводимой политики по импортозамещению в сфере легкой промышленности, Минпромторгом России будет инициирована подготовка обращения заинтересованными отечественными производителями и направление его в указанную Подкомиссию по установленной форме с приложением обосновывающих материалов и расчетов, позволяющих оценить целесообразность введения указанной меры.
По пункту 5.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на установленные налоговые вычеты. При этом в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму НДС, исчисленную по операциям, облагаемым этим налогом, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) в порядке, установленном Кодексом. Согласно пункту 5 статьи 164 Кодекса при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки, указанные в подпунктах 2 и 3 статьи 164 Кодекса. Следовательно, налогообложение ввезенных тканей при их реализации на территории Российской Федерации также будет производиться с применением пониженной ставки НДС.
В связи с этим, по мнению ФНС России (письмо прилагается), при осуществлении контроля за правильностью обложения НДС ввиду разнообразного ассортимента тканей будут возникать сложности с отнесением конкретных видов тканей к облагаемым по пониженной ставке, приводящие к налоговым спорам.
Указанная мера окажет положительное воздействие на отрасль легкой промышленности лишь в случае использования производителями ввозимых тканей в качестве сырья. Вместе с тем полагаем, что таможенные органы не будут иметь возможности администрировать целевое назначение импортированных тканей (предназначены ли они для дальнейшего использования предприятиями легкой промышленности или для продажи на рынке). При этом увеличение присутствия на рынке иностранных тканей, на наш взгляд, может оказать негативный эффект на отечественных производителей ткани.
Отдельно отмечаем, что в соответствии с Кодексом 10 процентная ставка НДС применяется преимущественно в отношении социально значимых товаров (продукты питания, товары для детей, лекарственные средства и медицинские изделия). Также, в соответствии со статьей 150 Кодекса от обложения НДС освобождены операции по ввозу на территорию Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Кроме того, освобождается от налогообложения НДС реализация на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации. Таким образом, льготный режим налогообложения НДС введен в отношении социально значимых товаров, медицинских товаров или с целью оказания содействия развитию отечественной промышленного производства.
Таким образом, у налогоплательщиков, приобретающих ткани для изготовления своей продукции, суммы НДС, уплаченные при ввозе тканей на территорию Российской Федерации или предъявленные поставщиками при реализации указанных тканей, принимаются к вычету, а в случаях, когда сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по налогооблагаемым операциям, возмещаются из федерального бюджета.
В связи с изложенным введение 10-процентной ставки НДС на ввозимые ткани, непроизводимые на территории Российской Федерации, представляется необоснованным.
По пункту 6.
В части освобождения предприятий, вновь создавших производство легкой или текстильной промышленности от налога на прибыль организаций сроком на три года, отмечаем, что действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставлены налоговые преференции по налогу на прибыль организаций для участников инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов Российской Федерации, а также для резидентов территорий опережающего социально- экономического развития и свободной экономической зоны на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Кодекс содержит механизмы, которые могут быть задействованы для налогового стимулирования новых производств.
Так, статьей 284 Кодекса установлена налоговая ставка 0% по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, для участников региональных инвестиционных проектов, участников свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития.
Согласно пункту 1 статьи 284 Кодекса ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков законами субъектов Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», разработанный Минфином России, который наделяет субъекты Российской Федерации дополнительными полномочиями по понижению ставки налога на прибыль организаций, поступающего в бюджет субъекта Российской Федерации, до 10 процентов, а также обнулению ставки указанного налога, поступающего в федеральный бюджет. Данная норма распространяется на предприятия промышленности, осуществляющие капитальные вложения. Таким образом, считаем целесообразным рассмотрение вопроса о создании дополнительных условий после оценки результатов введения вышеуказанных изменений.
Минпромторгом России предпринимаются меры по поддержке российской легкой промышленности и повышению ее конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2014 г. № 1651-р федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития» (далее - ФГАУ «РФТР») передано из ведения Минобрнауки России в ведение Минпромторга России в целях формирования на базе ФГАУ «РФТР» Фонда развития промышленности.
В рамках Фонда создан институт развития, основной целью которого является финансовое обеспечение проектов, направленных на:
Фонд осуществляет финансовое обеспечение вышеуказанных проектов путем предоставления займов на их реализацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям по ставке 5 % годовых, исходя из необходимости достижения целей и значений целевых показателей (индикаторов) государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности».
Источником ресурсного обеспечения деятельности Фонда по финансированию проектов стали средства федерального бюджета.
Заявка на финансирование инвестиционного проекта из средств Фонда подается предприятием-инициатором проекта самостоятельно напрямую в Фонд.
По инициативе Минпромторга России были внесены изменения условий предоставления займов. Теперь предельная величина выдаваемых фондом льготных займов на осуществление проектов увеличена с 300 млн рублей до 500 млн рублей, требование к целевому объему продаж заменено с фиксированной суммы на пропорциональное - 50% от суммы займа, а предельная доля допустимых расходов на технологическое оборудование в ходе реализации проекта увеличена до 80% займа.
Организовано взаимодействие предприятий и банков. Состоялись встречи ведущих предприятий легкой промышленности, планирующих реализовать инвестиционные проекты, с Россельхозбанком, ВТБ, Газпромбанком и Сбербанком. По итогам встреч со стороны банков была достигнута договоренность рассмотреть заявки предприятий и пересмотреть линейки продуктов в отношении отрасли.
Сформирован перечень системообразующих предприятий, которым предоставляются субсидии процентных ставок в размере до 70% от ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации по кредитам на пополнение оборотных средств, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 214.
В целях стимулирования инвестиционной активности организаций, включая предприятия легкой промышленности, Минпромторгом России разработаны Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014—2016 годах на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 3 января 2014 г. № 3.
Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленному продукции» образована Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
К основным задачам Госкомиссии отнесены: координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с общественными объединениями и организациями; разработка концепций, стратегий и планов в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции; разработка мер, направленных на противодействие незаконному обороту промышленной продукции, в том числе на профилактику этого оборота, а также на повышение эффективности их реализации.
Посредством принятия постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2012 г. № 269 «Об установлении дополнительных требований к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки отдельных видов товаров для нужд федеральных органов исполнительной власти», и в дальнейшем - постановления Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г. № 791 «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд» заработал механизм обязательного соблюдения заказчиками вещевого имущества требований по недопущению приобретения иностранных товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, а также для государственных и муниципальных нужд.
Доля материалов отечественного производства, поставляемых для силовых ведомств страны, увеличилась с 30% в 2011 г. до 85% в 2014 г. Произошла замена азиатских материалов сомнительного качества на качественные отечественные материалы в соответствии с требованиями гособоронзаказа.
Также Министерством ведется работа по продвижению российских производителей легкой и текстильной промышленности на внутреннем и внешних рынках. Разрабатывается комплексная межведомственная программа «Сделано в России», объединяющая под своей эгидой проекты по продвижению российской продукции и услуг. Целью данной программы является стимулирование потребительского патриотизма в отношении российской продукции. В рамках единой программы «Сделано в России» предполагается реализация ряда проектов. Среди них локомотивным является «Знак качества», в рамках которого создана «Российская система качества».
В 2015 году и в последующие годы комплекс мероприятий будет доработан и расширен, в том числе с учетом поступивших рекомендаций от круглого стола «Влияние стандартов на импортозамещение в России».
Г.С. Никитин
Все документы и приложения читайте на сайте Союза : http://garmentspb.ru/news/documents/276/