От Петра до... краха
Любопытно, что настоящим «национальным героем» российский лен стал действительно в незапамятные времена. Еще Петр 1, осознавая значимость ценной культуры для промышленности России, одним из первых госстандартов ввел стандарт на лен. Из полутора миллионов га мировых посевных площадей льна и семи тысяч тонн производства льноволокна Россия владела наибольшими площадями и мощностями..
Герой фольклора и поэзии, настоящий «король» текстиля, российский лен всегда был лучшим и по качеству, а российское льноволокно было - вне конкуренции на Западе. Он ценился буквально на вес золота и для кармана рядового крестьянина, и для государственной казны.
В послереволюционные годы России платили за лен золотом, причем доходы составляли около 10% от общих сумм экспорта. Даже революционеры-реформаторы называли голубой цветок «жемчужиной страны», которой нельзя дать потускнеть.
В тяжелейшие послевоенные годы льняной комплекс старались восстановить одним из первых. Для примера: в 1950 году в Советском Союзе посевы льна с учетом разрушенного войной хозяйства составляли около 800 тыс. га, а в 2010-м — всего 50 тыс. га.
Однако в перестроечные времена глобальная экономическая депрессия дошла и до льняного комплекса. «Добили» льняное хозяйство разрушительные 90-е. Посевные площади неудержимо сокращались, производство льноволокна практически приостановилось, зато бывший «льняной король» - Россия - стала закупать сырье за границей.
Льносеющие регионы пришли в полный упадок из-за тяжелейших экономических условий. Так, по данным статистики, за 1992 год цены на ресурсы, необходимые льняной промышленности, увеличились более чем в 17 раз, а на льноволокно - только в 6 раз. И уже через год посевы льна в стране сократились до 263 тыс. га против 526 тыс. в 80-е годы, то есть почти в два раза. Все вялые попытки обратить хотя бы малейшее внимание на отрасль не оканчивались ничем: не было не материальных, ни финансовых ресурсов, ни политической и экономической воли.
В результате к 1996 году впервые в российской истории производство «национального продукта» стало убыточным. На фоне тотального сокращения посевов льна практически во всех регионах и отсутствия помощи со стороны государства бывшая льняная держава превратилась в импортера льна и льняных изделий. Доходило даже до модного в ту пору бартера: в те же 90-е лен меняли на нефть по ценам, заведомо убыточным для отечественных производителей. Кроме того, за годы экономического безвременья едва ли не под корень была убита сама структура льноводства. Полностью разрушилась также система координации отрасли, то есть системы управления с четкой позицией государства в этом вопросе. Заводы и фабрики приходили в упадок, оборудование шло на металлолом. В итоге в среднем три из каждых четырех льнозаводов прекратили свое существование.
Льняной позитив?
Очнулось российское руководство лишь в 2012-м году. Министерством сельского хозяйства в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации была разработана и внесена на согласование в заинтересованные министерства и ведомства концепция федеральной целевой программы «Развитие льняного комплекса России на период до 2020 года» .
В концепции обозначены приоритеты: развитие отечественной сырьевой базы и увеличение выпуска льняной продукции широкого ассортимента, соответствующей международным стандартам качества.
Так, в частности, проект концепции ФЦП предусматривает рост объемов производства льноволокна с 43,2 тыс. тонн в 2011 году до 161,5 тыс. тонн в 2020 году, или в 3,7 раза. По оценке экспертов, потребность внутреннего рынка в льноволокне для производства нетканых и композиционных материалов превышает 800 тыс. тонн. Однако лен оказался настолько востребован в промышленности, что, по оценке экспертов, при реализации предложенной программы удовлетворить потребность внутреннего рынка в льноволокне к 2020 году можно будет только на 20%.
Между тем первые шаги, хочется надеяться, уже сделаны. Предполагается обратить особое внимание на различные секторы промышленности льняной отрасли. Так, по планам, объемы выпуска льняной и полульняной пряжи должны увеличиться с 6,5 тыс. тонн в 2011 году до 31 тыс. тонн в 2020 году (рост в 4,8 раза), льняных и полульняных тканей с 46,9 до 231,3 млн. кв. м. (в 9 раз), нетканых материалов с 39,7 до 179 млн. кв. м. (в 4,5 раза).
Авторы реформы надеются также реализацией ФЦП повысить конкурентоспособность отечественной льняной продукции, модернизировать отрасль, возродить бывшее национальное достояние.
На лен вновь делаются ставки как на основную замену постоянно дорожающему хлопку, который Россия импортирует. Огромный интерес вызывает льняной комплекс даже в силовых структурах: так, «золотое» сырье может заменить тот же дорогой хлопок, который используется в производстве целлюлозы для изготовления пороха, в изготовлении медицинской ваты.
Регионы: сдержанный оптимизм
Сказать, что российские «льняные» регионы ждали такой реформы — значит, ничего не сказать. Для них это не только вопросы трудоустройства, достойных зарплат, развития инфраструктуры — но и вопросы национальной гордости, если хотите.
Так, Тверская область, входящая в тройку ведущих российских регионов по валовому сбору льноволокна, готова стать плацдармом для создания льняного кластера, работающего по принципу "от поля до прилавка". Предполагается, что в кластер войдут льноводческие хозяйства региона, перерабатывающие комбинаты Псковской и Смоленской областей, которые предлагают сотрудничество по переработке льноволокна и выпуску новых видов продукции.
Получает второе дыхание и Ярославская область: на полях Переяславского, Некрасовского и Мышкинского районов уже цветет голубой цветок. Для ярославской земли программа предусматривает увеличение финансирования льносеющих хозяйств и перерабатывающих заводов из федерального и областного бюджетов за четыре года на сумму около 1 миллиарда рублей, причем из них свыше 90 миллионов рублей будет израсходовано в нынешнем стартовом году.
В прошлом году посевы льна в хозяйствах занимали 3800 гектаров, нынче эта цифра увеличится до 4300. На сегодняшний день засеяно более 80% полей, работы продолжаются в северных районах области: Даниловском, Угличском и Пошехонском. В высокой степени готовности к новому сезону переработки сырья находятся все десять льнозаводов области.
Засматривается на лен и Сибирь. Если раньше производство льноволокна было сориентировано только на нужды текстильных комбинатов, то сегодня найдены другие пути использования сырья. Это выпуск нетканых материалов, комплектующих в автомобилестроении, утеплителей в строительстве, брикетов для сжигания, удобрений, кормовых добавок, композитных материалов. Так, по данным «Российской газеты», в Омской области уже производится медицинская вата, а в Новосибирской получают льняной синтепон. Особое значение имеет льняное сырье для замещения импортного хлопка, используемого в оборонной промышленности. В Омске разработана технология получения льняной целлюлозы для предприятий ОПК. И в условиях потери среднеазиатского хлопка льняная отрасль Сибири может приобрести стратегическое значение для обороноспособности страны.
Большие проблемы маленького цветка
Однако ситуация с возрождением льняного комплекса мало похожа на сказочную историю, когда по мановению волшебной палочки правительства взраз зацветают заброшенные поля и начинают работать разрушенные заводы и фабрики. Проблем у отрасли столько, что действительно «не в сказке сказать»...
Производство льна весьма трудоемко. В современных условиях необходимы качественный семенной материал и современная техника. Без поддержки государства как минимум в области элитного семеноводства не обойтись. Например, в Сибири есть научные учреждения и специализированные хозяйства, но необходимы дополнительные региональные программы поддержки приобретения для них оборудования и машин.
Крайне необходимо техническое перевооружение отрасли, которая в основном «застряла» в депрессивных 90-х. Федеральный бюджет даже в 2011 году так и не выделил субсидии на покупку льноводческой техники, в ряде регионов пришлось вводить местные субсидии. Но они распространяются только на отечественные машины и оборудование, а сегодня в России производство льнотехники практически свернуто. Необходимо провести модернизацию льнозаводов и текстильных предприятий.
Российские регионы и текстильные компании готовы работать на лен, но они надеются, что государство поможет не только возродиться, но и выжить в непростых условиях.
Марина Седова
Мнения профессионалов
Свое мнение о концепции развития льняного комплекса мы попросили озвучить профессионалов этого сегмента рынка.
Олег Николаевич Гатаулин, генеральный директор компании «ТексИнж»:
1. Насколько, по вашему мнению, эффективна концепция и окажется ли она действенной в нынешних российских условиях?
Пока не следует говорить о концепции как уже о свершившемся факте — пока это только именно концепция, которая еще долго будет «гулять» по кабинетам. С учетом смены правительства и руководителей минсельхоза думаю, что она будет сильно секвестирована. Но все-таки все профессионалы рынка надеются, что она будет принята хотя бы в целом. При этом заметно, что в концепции очень много различных деклараций, однако туговато с конкретикой. Надеюсь, что желания разных регионов, институтов, предприятий там отражены, однако ревизии того, что профинансировано, не прописано. А бюджетные вложения надо анализировать, а потом уже вкладывать средства. Если уж я, например, поставляю оборудование, то доведу весь процесс до ума. А от банального «распила» денег будет низкий результат.
2. Как вы видите свое предприятие в новой концепции?
- Без ложной скромности утверждаю, что наше оборудование по глубокой переработке льна впереди планеты всей. Мы — единственные в России реально делаем производственные линии по глубокой переработке льна, и наше волокно лучшее в мире. Мы его возили в Бельгию, во Францию — и они говорят, что такого чистого волокна еще не видели. У него очень широкий спектр применения — от ваты до утеплителей. Мы пытаемся работать со всеми и надеемся, что наше оборудование получит заказы.
3. Как вы считаете, какое направление по переработке льна самое эффективное на сегодняшний день?
ТУТ ГЛАВНОЕ - МНЕНИЕ СПЕЦАЛИСТОВ.
- Только глубокая переработка! Мы на нашем оборудовании провели массу опытов, экспериментов и получили прекрасные результаты по переработке короткого льноволокна, пеньки (волокно конопляное). Из волокна, получаемого на нашей технологической линии, в зависимости от числа ступеней рыхления и очистки (от одного до пяти) можно получить: утепплители, медицинскую вату, целлюлозу, нетканые материалы медицинского назначения, чисто льняную и смесовую пряжу высоких номеров и т.д.
Заместитель директора по развитию Группы "Линум" Мария Решетнова:
1. Идеи разработки концепции возрождения льняного комплекса были инициированы, в том числе, компаниями Вологодчины, и в первую очередь «Вологодским текстилем» как одним из лидеров рынка. Как вы считаете, насколько программа будет эффективно реализована на практике?
ОТВЕТ: Мы считаем решение о разработке такой программы своевременным и очень актуальным, а вопрос о том, насколько заявленные объемы будут востребованы, неразрывно связан с комплексностью реализации федеральной программы. Ведь в ней предусматривается поддержка не только селькохозяйственного сектора льноводства, но и промышленного сектора, т.е. льнокомбинатов, и естественно, что для обеспечения выполнения их производственной программы в рамках ФЦП рост производства льноволокна необходим, причем не просто льноволокна, но, в первую очередь, длинного льноволокна, пригодного для дальнейшей глубокой переработки текстильными предприятиями, как это делается в Вологодской области, где имеется уже сформировавшийся производственно-территориальный льняной кластер.
Мало того, ФЦП предусматривает реализацию целого ряда мероприятий по расширению углубленной переработки и короткого льноволокна, поэтому считаем, что заявленные объемы производства льноволокна действительно оправданны и оно будет востребовано как на внутреннем, так и на внешнем рынках, учитывая общемировой тренд роста потребления натуральных тканей в Европе и мире.
2. Роль вашей компании трудно преувеличить. Тем не менее, как намерено ОАО «Вологодский текстиль» реализовывет положения ФЦП?
Ответ: Мы полагаем, что реализация ФЦП может и должна самым положительным образом сказаться на деятельности нашего предприятия ОАО "Вологодский текстиль". Именно положительный опыт нашей компании в реализации крупного инвестиционного проекта по развитию льнокомплекса области путем частно-государственного-партерства при участии Правительства Вологодской области лег во многом в основу концепции ФЦП. Поэтому реализация ФЦП позволит увеличить поддержку льняной отрасли в России на федеральном уровне, станет основной для разработки соответствующих региональных программ на 13-20 годы, а это, безусловно, положительно скажется в целом на возрождении и развитии льняной отрасли России, у которой большие коммерческие перспективы, т.к. лен- это единственное отечественное натуральное сырье для текстильной отрасли и единственная реальная замена дорожающему хлопку.
3. Что еще необходимо предпринять для возрождения и развития льняной отрасли и какие первоочередные меры необходимы?
Ответ: В принципе, мы надеемся, что все эти меры будут предусмотрены в проекте будущей федеральной программы. И, самое главное, - будут согласованы Минфином и МЭРТом. К этим мерам относится субсидирование части затрат как сельхозпроизводителей , так и текстильных предприятий по выплате процентов по кредитам, направленным на пополнение оборотных средств и инвестиционных кредитов, на закупку оборудования, на строительно-монтажные работы, на производство льна. Очень важным моментом является включение в программу субсидирования для предприятий, реализующих важные приоритетные проекты, как ОАО "Вологодский текстиль", дополнительных мер поддержки, таких как субсидирование части прямых затрат на энергоносители и продвижение продукции, возможность прямого инвестирования государства в уставные капиталы предприятий, ведущих модернизацию производства, т.е. софинансирование капитальных затрат со стороны государства.
4. Каково положение дел в вашей компании на сегодняшний день и каковы перспективы на будущее с учетом реализации ФЦП?
Ответ: За период с 2008 по 2011 годы продажи выросли более, чем в 2,5 раза. Процент экспорта 18%. Основные покупатели это Италия, Англия, Германия, страны Скандинавии.
Доля продаж готовых изделий и ткани составляет 100%. Мы производим и продаем высококачественные готовые льносодержащие ткани, изделия домашнего текстиля, одежду и кружево.
Наше предприятие является лидером по производству костюмно-плательных тканей в РФ, т.е. самой востребованной группы тканей, и единственным предприятием в РФ, которое выпускает ткани коллекционно по графику мировой индустрии моды.
Вся продукция предприятия экологически чистая, ОАО "Вологодский текстиль" - единственный российский производитель, ВСЯ продукция которого имеет международный сертификат качества Экотекс-Стандарт 100.
Музей ивановского ситца – пожалуй, один из самых логичных для текстильного края музеев. Кажется, что он был в городе всегда. Но на самом деле, в июне музей отметил всего лишь 25-летний юбилей. Созданный в свое время к дате – ко Дню работников текстильной и легкой промышленности - он стал органичной частью не только городского и российского, но и мирового музейного пространства. Он был и остается уникальным в своем роде. Сегодня музей – настоящий кладезь информации о текстильном производстве в городе, а его коллекция ивановских тканей с каждым днем становится все более ценной.
Читать далее »
Предлагаем вашему вниманию продолжение цикла статей о тенденциях и перспективах развития производства и потребления нетканых материалов по отдельным ассортиментным группам, который мы начали публиковать в № 2 (февраль 2012 г.). Данная статья посвящена важной ассортиментной группе нетканых утеплителей и наполнителей, используемых в качестве утепляющих прокладок в бытовой, профессиональной, спортивной и рабочей одежде, а также – в одеялах, спальных мешках, мягкой мебели и пухо-перовых изделиях и др.
Читать далее »
В следующем году исполнится 90 лет со дня изобретения Альфонсом Штробелем подшивочной машины цепного однониточного цепного потайного стежка, которая вызвала подлинный переворот в технологии изготовления сложных высококачественных изделий: мужских пиджаков, брюк, плащей и пальто. Модификации небольшой по размеру машины класса 45 STROBEL с минимальными изменениями производились все это время десятками машиностроительных фирм по всему миру.
Читать далее »