Этот материал вышел в № 05 за 2012 год

Чем же они заслужили такое внимание? «Болезнь цивилизации», «сшибающая с ног», «сначала бьющая по ногам, а потом стреляющая в сердце» - все эти нелестные характеристики посвящены варикозу. Заболевание, которое сопровождает человечество на протяжении тысячелетий, не только остается, несмотря на значительные успехи медицины, одним из самых распространенных на планете, но и постепенно набирает обороты. Флебология, занимающаяся изучением, диагностикой, профилактикой и лечением патологических состояний вен, фиксирует среди прочих тревожную тенденцию, согласно которой симптомы болезни наблюдаются уже у 10-15% подростков в возрасте 12-13 лет. Хотя разные источники приводят несколько отличающиеся данные об общей частоте заболеваемости варикозом (от 15 до 30%), статистика в любом случае выглядит  не утешительно. Особенно если принять во внимание замечание многих практикующих флебологов о том, что официальные показатели существенно занижены.Как известно, здоровье не купишь… Существует масса методов профилактики  и лечения  варикоза, но они требуют средств, а главное -  времени, которое в наше время (извините за тавтологию) самое дорогое… Однако причем тут Смоленск, скажете вы?

 Дело в том, что именно в Смоленске находятся два предприятия, которые на сегодняшний день единственные в Россиивыпускают  уникальную продукцию для профилактики   и лечения болезней сосудов.  А именно - компрессионные изделия:  чулки, бандажи и повязки. В Смоленске традиционно, еще с советских времен было достаточно много предприятий,  специализировавшихся на выпуске чулочно-носочных изделий и трикотажа, но бытового, а  не медицинского назначения. Не все из них «пережили» сложное время и сумели приспособиться к новым реалиям рынка.

 Немного истории  Предприятие  «ЛПП ФАРМ» было создано в лихие 90-е вопреки всеобщей разрухе и несмотря на сложную экономическую ситуацию .

 Возглавила предприятие Антонина Павловна Гусарова -  специалист-трикотажник с большой буквы.   В условиях потерянных связей с другими предприятиями  и отсутствия стабильных поставщиков сырья,  на «бэушном» оборудовании  была выпущена первая продукция – эластичные сетчатые бинты. А спустя 2 года - первые компрессионные изделия. На тот момент в аптеках российских городов можно было найти только импортную продукцию по недосягаемым ценам, поэтому продукция  «ЛПП ФАРМ»  оказалась очень своевременной и стала просто спасением для покупателей.

Наука и практика

 Выпуску первых компрессионных изделий предшествовала кропотливая и трудоемкая подготовка . На предприятие пригласили специалиста кафедры трикотажа Московского института текстильной промышленности Наталью Викторовну  Воронцову. Именно она предлагала  смелые решения технологических задач, на первый  взгляд казавшихся невыполнимыми и слишком наукообразными. При этом коллектив специалистов от помощников мастеров до генерального директора всегда шел навстречу – поддерживал самые смелые идеи. Огромный вклад на этом поприще был сделан и главным технологом Антониной Ивановной Филиппенковой..  Как рассказала мне в личной беседе генеральный директор Антонина Павловна, -  « Мы всем коллективом  пропахали эту тему от и до…»

 Первое, что было сделано на предприятии – это модернизация и наладка оборудования с ориентацией на выпуск компрессионных изделий. Основной  технологической задачей являлось  достижение правильного  распределения компрессии (давления)  по ноге. Максимальная компрессия медицинского трикотажа  сосредоточена на лодыжке (100%), затем плавно распределяется по ноге, уменьшаясь к бедру (до 40%) - сложность заключалась в достижении этого баланса. При этом  ассортимент самих изделий расширялся  - предприятие выпускало чулки ,бандажи, повязки разного назначения. Каждую позицию ассортимента, прежде чем запускать в производство, приходилось отрабатывать,  проходя  всю технологическую цепочку оборудования. Необходимо было создать и свой российский размерный ряд  с учетом антропологических параметров фигуры российских людей  и, в первую очередь,  наших женщин.  «Для проведения замеров были задействованы все женщины  нашего   предприятия,  а также их знакомые и знакомые знакомых, всего более семисот женщин», -поделилась Наталья Викторовна.

В основе любого компрессионного изделия использовалось и до сих пор используется  натуральное сырье – хлопок (48%), а также полиамид (31%)  и латекс (21% ) – для чулков и бандажей, а для компрессионных бинтов средней компрессии -  хлопок 52%, латекс 20% и полиамид - 28%.  

В 90-е   годы, когда большинство предприятий испытывало массу трудностей,  пряжу приходилось закупать у разных поставщиков, и зачастую их     сырье  по    качеству существенно различалось.  На выходе же  требовалось получить продукт абсолютно однородный  и соответствующий всем техническим характеристикам . Это усложняло технологический процесс - нужно было сначала произвести  пробные образцы (а это значит - пройти все переходы оборудования от перемотки пряжи, сновки , вязки полотна до изготовления конечного продукта),  и лишь после этого запускать образец в  массовое производство . При  росте объемов и ассортимента  качество смоленских  изделий было стабильным и импортным аналогам не уступало, при этом цены были значительно ниже, что делало и по сей день делает продукцию «ЛППФАРМ»  доступной и истинно «народной». Однако требования к компрессионным изделиям постоянно растут . Прежде всего это касается эстетики и комфорта  - для более взыскательной категории покупателей . Так встал вопрос о  создании нового производства, оснащенного самыми передовыми технологиями.

 Рождение нового предприятия

Три года исполняется фирме «Центр-Компресс». Ее созданию предшествовала огромная работа коллектива как «ЛПП ФАРМ», так и команды нового предприятия, возглавляемого генеральным директором Ольгой Ивановной Лабановской. Было закуплено современное оборудование итальянской фирмы LONATI, благодаря которому удалось уйти от трудоемких переходов , оптимизировать  затраты и выйти на новый уровень качества и ассортимента. А сказать точнее,  за счет изменения сырьевого состава изделия, добавления Лайкры (в среднем 5%) компрессионный чулок стал значительно тоньше, распределение давления – более точным, цветовая гамма увеличилась до  трех цветов – телесного, черного и серого.  Введение трехсменного режима работы  (в каждую смену работает 30 человек) оптимизировало производственные затраты. За соблюдение технологий и контроль качества отвечает   главный технолог  -  Светлана Николаевна Гончарова.  Она и показала мне новейшее контрольное оборудование швейцарской фирмыZalmach, формовочное  испанской фирмы Tupeza,  и поведала о ближайших задачах: «В наших планах разработка изделий с использованием таких видов сырья, как вискоза, модал, тенцел,а из натуральных - бамбук, что позволит получить изделия с улучшенными технологическими показателями, Например  бамбуковая пряжа  гипоаллергенна -,это особенно важно для людей страдающими аллергией.  Продукция фирмы «Центр-Компресс» на сегодняшний день ни в чем не уступает импортной,  а  по цене – превосходит ее по доступности. Несмотря на  сырьевую зависимость  (стоимость сырья резко выросла за последние 2 года - прежде всего, речь идет о хлопке),  цены на изделия практически не изменились. Руководство предприятия делает всё  возможное для сдерживания роста  цен.

Послесловие с благодарностью

Никаких дотаций и льгот  ни «ЛПП ФАРМ»,  ни «Центр-Компресс» не имеют, и со всеми проблемами извне справляются самостоятельно. Мало того, ежегодно часть продукции отправляется в больницы совершенно бесплатно .Кадровый вопрос на предприятиях также успешно  решен благодаря достойным условиям труда и его оплаты, практике наставничества и,  что очень важно, -  хорошей атмосфере  в коллективе.  Пришли на смену и преемники по линии науки. Выпускница Московского Университета текстильной и легкой промышленности Мария Глушкова, молодая хрупкая девушка,  несет на своих плечах огромный груз ответственности наравне с технологами-«практиками» - занимается подбором сырья и оборудования.   На осень запланирована   закупка автоматов компании LONATIи специальных швейных машин для притачивания кружева к компрессионным чулкам ,что сделает их еще и изысканными. Продукцию предприятий   успешно реализует Торговый Дом   в Москве, поставляя ее в самые отдаленные регионы страны, а также в страны ближнего зарубежья. В настоящее время   база клиентов-оптовиков насчитывает более трех тысяч. Рассматриваются и возможности  поставок продукции   в  Европу, тем более что вступление в ВТО в данном случае «играет на руку»  

На прощание я получила в подарок продукцию обоих предприятий  - как сказали,  «для тестирования».  В результате,  честно говоря,  встала перед трудным выбором,  что предпочесть:  продукция  и «ЛПП ФАРМ»,  и  фирмы «Центр- Компресс»   очень комфорта  и эффективна. . Именно такая продукция нужна нашим людям И можно смело сказать, что предприятия ЛПП ФАРМ и ЦЕНТР-КОМПРЕСС являются не только      достоянием Смоленска ,но и всей страны . Такие производства, выпускающие качественную и очень необходимую продукцию нужно создавать и поддерживать .

Также в номере:

ПОДШИВОЧНЫЕ МАШИНЫ ФИРМЫ «GEMSY»

В следующем году исполнится 90 лет со дня изобретения Альфонсом Штробелем подшивочной машины цепного однониточного цепного потайного стежка, которая вызвала подлинный переворот в технологии изготовления сложных высококачественных изделий: мужских пиджаков, брюк, плащей и пальто. Модификации небольшой по размеру машины класса 45 STROBEL с минимальными изменениями производились все это время десятками машиностроительных фирм по всему миру.
Читать далее »

Заповедник ситцевого края

Музей ивановского ситца – пожалуй, один из самых логичных для текстильного края музеев. Кажется, что он был в городе всегда. Но на самом деле, в июне музей отметил всего лишь 25-летний юбилей. Созданный в свое время к дате – ко Дню работников текстильной и легкой промышленности - он стал органичной частью не только городского и российского, но и мирового музейного пространства. Он был и остается уникальным в своем роде. Сегодня музей – настоящий кладезь информации о текстильном производстве в городе, а его коллекция ивановских тканей с каждым днем становится все более ценной.
Читать далее »

Если вашему бизнесу тесно

Выход в другой регион – обычная деловая практика. И не только для крупных федеральных сетей, но и для небольших компаний. Если бы люди не принимали таких решений, эпоха феодальной раздробленности длилась бы до сих пор. Но, планируя выход в другой регион, следует учесть ряд нюансов. Чтобы не наступить на грабли, уже «найденные» кем-то до вас.
Читать далее »