- Жанна Витальевна, давайте начнем с банального вопроса: какими оказались для компании «Промтекстиль» итоги прошедшего года? Чем обусловлен этот результат?
- Итоги были не такими оптимистичными, как хотелось бы. Наша специализация – производство и продажа тканей для рабочей одежды, технического текстиля. За последние два года в России в целом произошло резкое снижение потребительского спроса на готовые изделия, а соответственно, и на продажу тканей (в том числе и нашего сегмента). Увеличились остатки готового товара на складах швейных производств. Соответственно, количество заказов для текстильных компаний снизилось. Отсутствие достаточных оборотных средств вкупе с увеличением стоимости на закупаемую продукцию не позволили нам расширить ассортимент и закупить высокотехнологичную продукцию в тех объемах, которые планировались ранее. На уменьшение продаж повлиял и ввоз большого количества готовой швейной продукции из стран ЮВА и Китая.
- Есть ли вообще перспектива у текстильных производств в России? И какими они должны быть, чтобы успешно работать?
- Вопрос очень серьезный и непростой. Начнем с того, что вообще осталось от текстиля в России. Производство хлопковых тканей частично сохранилось в Ивановской области и в Костроме, шерстяных тканей - в Брянске, Павловском Посаде, Купавне, Екатеринбурге, Ульяновской области и Башкирии. Предприятия развиваются минимально, оборудование не обновляется совсем или обновляется частично, что не дает возможности выпускать продукцию, соответствующую современным требованиям. К тому же у предприятий недостаточно оборотных средств.
Следующая глобальная проблема в России - это сырьевая база. Практически все виды волокна завозятся из-за рубежа, так как работа соответствующих сырьевых предприятий в России и странах СНГ частично или полностью прекратилась. Также в текстильной промышленности ощущается недостаток специалистов среднего и высшего звена. Это связано с закрытием ряда профилирующих высших и средних специальных учебных заведений. В большом дефиците инженерно-технические работники и специалисты. Низкий уровень заработной платы не дает возможности привлекать новых людей и молодых специалистов.
Большой урон развитию предприятий наносит финансово-экономическая ситуация - несовершенство налоговой системы, увеличение тарифов на энергоресурсы, отсутствие льготного финансирования от государства, невозможность привлечения инвесторов…
Огромной проблемой является и сложная ситуация с реализацией продукции российского производства на внутреннем рынке. Это происходит из-за того, что товар из азиатских и частично из европейских стран поступает по ценам, которые намного ниже, чем цены на аналогичную продукцию, произведенную в России. Чтобы поднять российскую текстильную и легкую промышленность и дать ей развитие, необходима серьезная помощь государства: это и финансовые вливания, и льготное кредитование, и снижение пошлин на ввозимое текстильное оборудование и сырье, и, конечно же, возобновление подготовки кадров для отрасли. Выпускникам текстильных учебных заведений нужно гарантировать рабочие места с достойной оплатой и перспективой дальнейшего обучения, повышением квалификации за рубежом для специалистов узкого профиля (инженеров-технологов, электронщиков, дизайнеров, колористов, химиков, конструкторов…).Для конкуренции российского товара на внутреннем рынке нужно создавать благоприятную среду.Самим предприятиям отрасли необходимы хороший менеджмент, плановое переоснащение более современным оборудованием и использование нанотехнологий, а также коллективы хорошо обученных дизайнеров, конструкторов, способных создавать новый ассортимент. Очень важны также активная работа компаний по продвижению своего бренда и товара (выставки, реклама в специализированных изданиях), а также сертификация и аттестация, подтверждающие качество продукции при выходе на международный рынок.
- В последние годы наиболее перспективным считался перевод производства в Китай. Как сейчас обстоят с этим дела? Насколько выгодно производить продукцию в Китае, и с какими сложностями приходится сталкиваться?
- Да, на данный момент многие страны вывели свои производства в Китай и Индию. Но здесь есть ряд нюансов. Как правило, часть топ-менеждмента компании, дизайнеры, инженеры выезжают на место, чтобы контролировать производство. Но готовы ли специалисты долго оставаться в другой стране и насколько они будут довольны своим финансовым положением? К тому же языковой барьер может замедлять взаимодействие дизайнеров и инженеров, персонала.Тем не менее, размещение заказов в Китае - дело выгодное. Товар производится быстро (благодаря большим производственным мощностям) и качественно (при условии постоянного контроля стороны-заказчика). Но для каждой партии требуется оценка закупаемого товара: без периодического или постоянного контроля можно получить товар с браком или из плохого сырья. Имея конкурентоспособную цену на фабрике-производителе, вы получаете и конкурентоспособную цену на российском рынке.
- По мнению некоторых аналитиков, производство в Китае становится все дороже. Так что же рациональнее – двигаться вслед за низкой рентабельностью в другие страны ЮВА или развивать производство в России?
- Такого мнения придерживаются не только аналитики, но и компании, которые занимаются поставкой товара из Китая на российский рынок. К росту цен на товар, произведенный в Китае, могут привести кризисные ситуации в этой стране и нюансы социально-экономического развития. Тогда закупать товар в Китае становится невыгодно и необходимо искать другие варианты размещения производства и закупки товара: соответственно, надеяться на российские фабрики или идти в другие страны ЮВА.
Некоторые компании уже перешли на производство и закупку тканей различного назначения и сырьевого состава в Индии, Пакистане, Турции и Корее. И работают достаточно успешно. Для поддержания продаж и конкурентоспособности в России приходится думать о низкой цене и приемлемом качестве. При этом рентабельность не становится ниже, она будет на уровне, установленном компанией или будет увеличиваться, так как низкая цена дает возможность продавать товар с лучшими наценками или увеличивать общий объем продаж.
Чтобы производить ткани в России или закупать ткани российского производства по-стало настоящему выгодно, нужно, чтобы текстильная отрасль пришла в то состояние, когда сможет выпускать большие объемы продукции необходимого качества и обеспечивать спрос. Но строительство или реконструкция предприятий текстильной промышленности займет длительное время (даже при наличии средств). Вряд ли все российские фабрики одномоментно проведут переоснащение и полностью удовлетворят потребительский спрос на внутреннем рынке. К тому же на предприятиях в ближайшее время не будет достаточного научно-технического потенциала для новых разработок. И нам придется приглашать иностранных специалистов для обучения персонала и оказания помощи (что также займет время).
Поэтому очень важно развивать и поддерживать российских производителей. Но так как фабрики не могут пока «выдавать» текстильную продукцию в требуемом объеме самостоятельно, практика ввоза продукции из других стран будет продолжена, чтобы российский рынок не остался без товара.
- Какие еще конкуренты есть у российского легпрома (с точки зрения глобальной экономики)?
- Конкуренцию России составляют страны, которые возобновили или поддержали развитие легкой промышленности, а также вернули производство в свою страну.Например, США активно уходят от размещения заказов в Китае. Сейчас они самостоятельно производят часть шерстяных и синтетических тканей. Также конкуренцию составляет Корея, которая набирает обороты по выпуску синтетических тканей и волокон для их производства.
- Ваш прогноз по развитию легпрома и планы по развитию компании.
- Настоящего развития в отрасли не произойдет до тех пор, пока не будет активного участия государства в жизни текстильной промышленности, не произойдет серьезных вливания со стороны инвесторов (что тоже вряд ли возможно без господдержки отрасли). В настоящее время с рынка уходят по несколько предприятий в год, многие компании сокращают производственные мощности. При этом появляется много компаний малого и среднего бизнеса, но их производственных возможностей для обеспечения огромной России недостаточно. Поэтому возникает потребность в поддержании больших предприятий.Но пока такой массированной поддержки отрасли нет, приходится выживать самостоятельно. Наша компания планирует дальнейшее расширение групп костюмных и пальтовых тканей в гражданском сегменте нашего ассортимента. Следуя современным тенденциям, мы хотим расширить ассортимент, включив в него ткани, произведенные с использованием новых технологий, экологически чистых материалов, которые комфортны в носке, сохраняют форму и внешний вид. Также мы планируем расширение линейки тканей со специальными свойствами за счет применения разнообразных пропиток и присадок.Для нас важен подбор квалифицированных сотрудников, которые будут способны работать как в России, так и за границей. Большое значение мы придаем также участию в российских выставках и посещению иностранных. Серьезную работу наша компания проводит со швейными предприятиями, тем самым, выявляя потребности российского рынка.
САПР КОМТЕНС широко используется в конструировании лекал и проектировании раскладок на предприятиях швейной промышленности. Опыт эксплуатации САПР показывает, что надежность работы системы в наибольшей степени определяется возможностями и техническими характеристиками используемого плоттера.
Читать далее »
Как будет развиваться легкая промышленность России в 2013 году? Этот вопрос обсуждался на встрече президента РФ Владимира Путина и министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, которая прошла сразу же после новогодних праздников. В центре внимания в ходе встречи оказались меры поддержки отечественной легкой промышленности в условиях вступления России в ВТО.
Читать далее »
В ближайшее время экономика нашей страны все больше и больше начнет ощущать последствия вступления во всемирную торговую организацию. Причем, наиболее сильное влияние этого процесса ощущается в легкой промышленности. В настоящей статье мы предлагаем рассмотреть сегмент чулочно-носочных изделий и перспективы российских предприятий в этой отрасли.
Читать далее »