Даешь инвестиции
Документ подготовлен Минпромторгом России в рамках подпрограммы “Лёгкая промышленность и народные художественные промыслы” государственной программы РФ “Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности”.
В рамках программы можно компенсировать часть затрат на уплату процентов (начисленных после 1 января 2014 года), по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013-2016 годах и направленным на реализацию инвестиционных проектов. Субсидии предоставляются в размере 0,9 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Конкурсная комиссия проводи экспертизу заявок на соответствие следующим показателям:
А) минимальное значение производительности труда в результате реализации проекта составляет не менее 150% по отношению к среднеотраслевым показателям в 2011 году.
Б) Объем заемных средств составляет не более 70% общего объема расходов на реализацию проекта;
В) Расходы на модернизацию оборудования могут составлять не более 15% общего объема на приобретение основных средств
Г) Ввод производственных мощностей по проекту состоится не ранее 1 января 2014 года.
Д) Расходы инвестиционного характера по проекту составят не менее 150 млн рублей
К расходам инвестиционного характера по проекту относятся:
- Расходы на приобретение, сооружение, изготовление, доставку основных средств (в том числе таможенные пошлины и таможенные сборы), строительно-монтажные и пусконаладочные работы, строительство или реконструкцию производственных помещений, приобретение оборудования;
- На приобретение прав на земельные участки или заключение договора аренды земельных участков для создания новых производственных мощностей;
- На работы, связанные с проектированием, реконструкцией, техническим перевооружением и модернизацией основных средств;
- На приобретение и внедрение систем автоматизации производства и оперативного управления;
- На разработку проектно-сметной документации;
- На обеспечение выполнения норм промышленной и экологической безопасности.
На эти цели в федеральном бюджете в 2014 году предусмотрено 250 млн рублей. По оценке Минпромторга, эта мера позволит на 6,5% повысить рентабельность выпуска продукции в отрасли, создать более 3 тыс. новых рабочих мест, обеспечить 20-процентное импортозамещение сырья и готовых товаров. На 1 рубль вложенных из федерального бюджета средств будет произведено промышленной продукции на 2,68 рубля.
Понятно, что такие расчеты – дело специалистов. Но все же это принципиально новый поворот, ранее наиболее близкой мерой поддержки легпрома было субсидирование части затрат на закупку оборудования, весьма востребованная (хотя и вызывавшая ряд нареканий).
Со стороны кажется, что мера сама по себе хороша, но несколько запоздала: не так уж много сегодня желающих вложить деньги в легпром. Впрочем, планы по созданию новых производств есть у ряда предпринимателей. Тем, кто давно в этом бизнесе, зачастую просто некуда отступать (ведь на них «завязаны» большие коллективы предприятий, социальная стабильность и т.д.). Так что как будет работать программа, покажет время.
Комментарий специалиста:
Гендиректор Союза российских производителей и экспортеров товаров легкой и текстильной промышленности Станислав Зверев:
«Эта мера – часть мероприятий по компенсации потерь отрасли от вступления России в ВТО. Легкая промышленность пострадала больше всех отраслей. Последнее правительственное решение является для отрасли прецедентным - оно впервые имеет целевую направленность на модернизацию производства. Важно, что это коснется и процентных ставок, поскольку сегодня их размер делает нашу отрасль неконкурентной, даже если кредит вообще удается получить. Я согласен с прогнозами минпромторга, что субсидирование процентных ставок позволит повысить на 6,5% рентабельность продукции, поможет создать более 3 тыс. новых рабочих мест, обеспечить 20-процентное импортозамещение сырья и готовых товаров и т. д.».
Дорогу российским дизайнерам
Вторая новость наступившего года состоит в том, что Группа «Медиа Артс» запустила Портал «Имеетзначение.рф», созданный по заказу Минпромторга и на деньги федерального бюджета.
Интернет-ресурс заявлен как постоянно действующая онлайн экспозиция продукции легкой промышленности отечественных марок, «уникальная информационная площадка для представителей российского бизнеса, формирующих современную индустрию страны: производителей, ритейла, закупщиков и инвесторов» (такой анонс события разошелся в сети).
Кампания по поддержке легпрома включает также рекламу портала в рамках премьерного показа фильма «В спорте только девушки» и вирусный ролик, продвигающий российские товары с посылом «имеет значение».
Было обещано, что портал в полной мере заработает в первой декаде февраля. В данный момент наполнение портала, мягко говоря, удивляет: на сайте есть такие дизайнерские имена как ALENA AHMADULLINA, Alexandra Kazakova, Gulyaev, Kira Plastinina. Leonid Alexeev, Mari Axel. То есть 6 имен. В брендах также значатся VASSA&Co, Kira Plastinina, Chateau Fleur, к ним добавляется Калинка-Морозов (единственный бренд из представленных, название которого патриотично пишется кириллицей). За время написания статьи отдельные имена кочевали из раздела в раздел (их относили то к дизайнерам, то к брендам). Чтобы вы поняли: это ВСЕ имеющиеся на сайте имена и бренды. Для сравнения: на одном из отраслевых порталов, который существует уже много лет, только на букву «А» – свыше 90 фирм.
Неудивительно, что эта история не оставила равнодушными как минимум специалистов. Так, исполнительный директор Союзлегпрома Игорь Ульянов в комментарии газете «Известия» отметил, что для сайта были выбраны дизайнеры, фактически не нуждающиеся в рекламе.
А председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов и вовсе полагает, что сайт «имеетзначение.рф» может стать коррупционным каналом, на котором компании смогут купить присутствие.
Свое возмущение высказал ряд российских дизайнеров (как в федеральных СМИ, так и на региональных отраслевых порталах).
«В рамках первого этапа мы ориентировалась на известные российские марки и дизайнеров. В основном это дизайнеры, с которыми министерство работало в рамках Московской недели моды и Mercedes-Benz Fashion Week», - отвечает на это директор департамента гос. регулирования внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Денис Пак.
Интересно, что сумма контракта, заключенного «Группы Медиа Артс» с министерством, составила 274,55 млн рублей. То есть она даже больше той суммы, что выделяется на поддержку инвестпроектов по всей стране.
Утешает только то, что на запуск сайта «имеетзначение.рф» пошла лишь часть этих средств. Тендеры, которые осенью 2013 года выиграли структуры холдинга «Группа Медиа Артс», касались также организации модных показов и конкурсов профессионального мастерства молодых специалистов легкой промышленности, рекламных акций с участием российских товаропроизводителей и коллективных выставочно-ярмарочных стендов.
Комментарии специалистов:
Президент Союза российских производителей и экспортеров товаров легкой и текстильной промышленности Андрей Разбродин:
«Два года тому назад, на этапе вхождения России в ВТО, наше сообщество вместе с нашими коллегами, активно продвигали идею о том, что необходимо дополнительное финансирование рекламной и выставочной деятельности, как систем продвижения товаров российского производства, российских брендов, российских производителей. Эта инициатива Минпромторга говорит о том, что мы были услышаны.
Но у нас в стране подобным продвижением никогда еще в таком аспекте не занимались, хотя аналогичные программы существуют в ряде стран мира, которые активно занимаются производством текстильной продукции или где хорошо развита именно fashion-индустрия. Поэтому было принято в Минпромторге решение двинуться сначала именно таким образом, начать с продвижения дизайнерских марок, с формирования вот этого нового контента. Я в этом не вижу ничего плохого, лишь бы только на этом ситуация не остановилась, не зависла. Это нормально, если воспринимать это решение как первый шаг, который требует дальнейшего развития, требует обсуждения, шлифовки и повышения эффективности» ...
Майя Кузнецова, художник-модельер, член Союза Дизайнеров РФ, доцент кафедры конструирования и технологии швейных изделий СПГУТД, автор и руководитель проектов «Бюро Инновационных Образовательных технологий» и «Школа искусства костюма».
«При подобных инициативах «сверху» с возможностью поддержки, в том числе, финансовой, всегда возникает вопрос: кто выбирает? Каким образом определены те немногочисленные и уже финансово успешные бренды, которые обозначены на сайте «ИмеетЗначение.рф»?
Каким образом в этот «избранный круг» российских дизайнеров попал бренд «Mari Axel», если его основательница приехала из Армении, не училась в РФ по специальности «дизайн костюма» (или что-то отдаленно приближенное к этой области»), только что начала свою деятельность и, судя по некоторым публикациям, явно не особенно связывает себя с Россией. Вопрос не в том, что такого бренда не может быть принципиально в этом списке, вопрос в том, почему он оказался там раньше других проектов – многострадальных и уже несколько лет борющихся за свое место под солнцем России?
Дизайнерам нужна многосторонняя помощь: правовая, организационная, производственная, информационная. Очень часто проблема заключается не в том, что люди не хотят покупать российские дизайнерские товары (поэтому несколько миллионов сейчас потратят и спишут на вирусный ролик!), а в том, что у дизайнеров не хватает средств и возможностей на закупку импортных материалов по завышенным ценам, размещение мелкосерийного заказа. При высокой себестоимости трудно установить адекватную цену.
Для молодых дизайнеров нужны бизнес-инкубаторы, которые смогут централизовать работу разрозненных торговых марок на этапе их становления.
В случае если профессиональная общественность не поднимет вопрос о распределении средств, выделенных на поддержку дизайнеров, если не будет решен вопрос о выдвижении дизайнеров экспертами или путем он-лайн голосования, все произойдет по стандартному сценарию отмывания государственных средств.
Я попробовала сделать первый шаг для выяснения того, как работает проект, оставив на сайте в разделе «Обратная связь» сообщение от молодого дизайнера о желении сотрудничать. Остается ждать ответа.
Татьяна Савосина - член Союза Дизайнеров России, победитель fashion-проектов «Бархатные сезоны» (Сочи), «Краса России» (Москва), «Покупайте Российское» (Москва), «Лен-Фест» (Киев), «Салон Авторской моды» (Москва), «Текстильный салон» (Иваново). Успешно продает свою продукцию в России и за рубежом.
«Больше всего в этой истории меня удивляет то, что существует некая программа поддержки дизайнеров, о которой ни я, ни мои коллеги-дизайнеры ничего не знаем. Я постоянно общаюсь с коллегами, например, в Фейсбуке мы дружим с Егором Зайцевым и многими другими. И никто ни сном, ни духом.
Просто потрясающая ситуация. Тем более, мы все никогда не отказываемся ни от какой поддержки. Например, я активно использую господдержку по компенсации части затрат на выставочные расходы, льготные кредиты, которые предлагает фонд поддержки малого предпринимательства.
На мой взгляд, дизайнерам сегодня больше нужна поддержка не в продвижении товаров, а в производстве. Расходы несопоставимы. Я сейчас сама веду свои дела по продвижению продукции. И в целом справляюсь с этим. А вот на то, чтобы обеспечить производство коллекций, мне постоянно требуются средства. Например, сейчас у меня масса заказов на лето. Но нужно закупать материалы. Такой объем еще не все поставщики могут обеспечить.
Ну и, наконец, дизайнеры, которые сегодня есть на упомянутом сайте, на мой взгляд, в особой поддержке не нуждаются. Да и производства у них, по большей части, находятся за границей. Так что к призывам покупать российское и поддержать отечественного производителя все это имеет мало отношения. Хотя сейчас, видимо, в связи с ростом курса доллара и евро, интерес к российским мощностям по пошиву растет. Мы это ощущаем на себе».
Не секрет, что успешно работать и развивать бизнес – непростая задача в современных российских реалиях. Не только выжить в условиях рынка, но и добиться успеха оказываются способны лишь те компании, которые находят наиболее эффективные схемы работы, позволяющие достигнуть снижения различных производственных или иных затрат, сохраняя при этом высокое качество конечного продукта или услуги.
Читать далее »
Рынок печати по текстилю растет высокими темпами, и по всем прогнозам, рост будет продолжаться. Причем доля «цифры» на этом рынке год от года возрастает. И это вполне объяснимо: так, например, для запечатки 30 000 линейных метров ткани цифровым способом в 2007 году требовалось 40 дней, в 2009 году – 9 дней, а сегодня - только 12 часов…
Читать далее »
В начале XXI века во многих сферах промышленности начался переход от аналоговых способов производства к цифровым. Не стала исключением и текстильная промышленность. В первую очередь изменения коснулись способов окрашивания тканей, благодаря которым появилась великолепная возможность заменить традиционные способы печати на совершенно новые.
Читать далее »