Российская экономика находится в очень сложной, и, в то же время, уникальной обстановке - заблокированная со многих сторон, но пока обладающая всем необходимым для выстраивания новых отношений, системы производства и моделей сбыта. В оперативной ситуации ничего сверхкритичного не происходит, можно спокойно пережить отсутствие брендов, креатива, упаковки, маркировки, всего чего угодно, но…
Но невозможно пережить отсутствие целей на будущее, отсутствие стратегии и смысла.На протяжении нескольких лет мы говорили о том, что нельзя выстраивать легкую промышленность, ориентируясь исключительно на госзаказ и постельное бельё (во время пандемии добавились средства защиты). И все же крупные российские отраслевые игроки предпочитали играть в свои местечковые игры и игнорировать реалии. Потребности рынка перекрывались исключительно импортными продуктами. Уровень оснащения производств необходимым, и, более того, соответствующим оборудованием крайне низкий. Отсутствие общеотраслевой стратегии и связности не позволяет сформироваться костяку индустрии, состоящему из разнозадачных среднеуровневых производств (конструирование, цифровая печать, раскрой, пошив и многое другое).
Для нормальной работы нужна трезвая оценка относительно того, какая именно продукция импортировалась в Россию. Статистика* показывает, что российский рынок - крупнейший по потреблению текстильной и трикотажной продукции в европейской части материка, причем существенно крупнейший.
*Данные до февраля 2022 года.
Для полноценных изменений нужно сначала переориентировать производство на выпуск полотна, реально необходимого производителю (печатникам и швейникам) и потребителю, для получения в итоге нормальной одежды, аксессуаров и домашнего текстиля.
Параллельно должны создаваться якорные предприятия с погружёнными в тему управленцами, которые смогут обеспечить построение индустриальных отделочных процессов, закупят под это действительно необходимое оборудование (оборудование для стентирования, промывные линии, газоопальное оборудование, линии шлихтования, мерсеризации и многое другое), с последующим предоставлением своих услуг рынку. После этого появятся и желающие инвестировать в промышленную печать, отделочные производства среднего и малого размеров, появятся раскройные, конструкторские, швейные, дизайнерские структуры вокруг этих «якорей».
Более того, одно или несколько подобных предприятий-якорей изначально должны быть ориентированы на систему образования, иметь тесную кооперацию с профильными вузами страны. Это должен быть полноценный производственно-образовательный комбинат, наподобие кластеров в Узбекистане или Китае, с полным циклом возможного производства, например, трикотажного и/или тканевого полотна из натуральных волокон, с последующей отделкой и подготовкой под крашение и печать, далее - процесс крашения, аналоговой ротационной и цифровой печати, полный цикл отделки и придания дополнительных свойств, раскрой и пошив готовых изделий (возможно, и производство упаковки). С возможностью формирования вокруг этого комбината разнонаправленных микропредприятий, а в будущем - узкопрофильных конструкторских и исследовательских бюро (в т. ч. ориентированных на развитие ОЕМ-производств оборудования). Оборудование, необходимое для построения подобных производств, должно изначально выбираться с повышенными требованиями к качеству производимой продукции, ориентированной на экспортные поставки (как правило оно закупается международными игроками текстильного рынка в Китае, Турции, Индонезии и Италии). Выбор дорогого и более высокотехнологичного оборудования обусловлен минимальными издержками на обслуживание во время эксплуатации, минимумом брака и высоким (экспортным) качеством.
Данные комбинаты должны готовить на своей базе как профессионалов с глубокими фундаментальными знаниями, так и работников с самыми базовыми навыками, например, двух- или четырёхнедельные практические курсы: оператор вязального оборудования, оператор прямой цифровой печати, оператор RIP станции и многие другие. Необходимо формировать базовый контингент инженеров технического обслуживания и механиков.
Формирование профессиональной разносегментной индустриальной среды подтолкнёт к следующим факторам:
- исследовательской работе в НИОКР (новых материалов и технологий);
- появлению не только крупных маркетплейс-платформ, но и развитию полноценных кастомизируемых e-commerce-витрин для малого и среднего бизнеса, тех, кто претендует на ценность собственного продукта и бренда;
- появлению востребованных профессий с базовыми навыками и высококвалифицированного персонала.
Возможно, кто-то задумается над тем, что можно приобретать международные компании-банкроты, отличившиеся производством оборудования, софта или технологий (минимум забирать их техническую документацию) и делать часть оборудования в России.
Только таким образом могут зародиться бизнесы с историей, брендовые и дизайн-агентства, сформируется иной формат ритейла и многое другое. Можно ли это сделать своими силами и без помощи государства? Однозначно - нет. В выстраивании работающей и успешной индустрии должны участвовать все - не только мелкий бизнес, но и крупные отраслевые предприятия, профильные министерства и финансовые структуры.
И немного о цифровой печати в рамках подобных проектов.
Цифровая печать имеет ряд существенных, бросающихся в глаза, преимуществ по сравнению с аналоговыми типами производства:
- небольшие производственные площади;
- минимальный штат квалифицированных сотрудников;
- минимум шума и чистота;
- комфортные условия работы;
- низкое потребление энергоресурсов;
- менее сложные очистные сооружения;
- сокращение отходов;
- однотипные складские запасы материалов;
- минимальные складские остатки;
- минимум инвентаря;
- самостоятельное сервисное обслуживание;
- удалённая диагностика;
- эффективность производства;
- удобство управления процессом печати;
- уменьшение количества технологических процессов;
- равномерность загрузки;
- автоматизация и получение отчётов для последующей аналитики;
- интеграция в e-commerce процесс;
- упрощенное переключение между заказами;
- короткие сроки производства;
- прогнозируемое производство точно в срок;
- печать небольших тиражей по требованию (и оказание услуги);
- персонификация и кастомизация заказов;
- печать сложных дизайнов;
- разнообразие готовой продукции.
Игнорировать печать, декорирование текстиля и придание ему дополнительных свойств, не разумно. Именно эти технологии позволяют создавать креативную среду, разнообразие и продукцию с высокой прибылью. А такие печатающие комплексы, как Nassenger 10e и Nassenger SP-1e, спокойно могут заменить высокопроизводительные аналоговые линии, превосходя их по скоростным показателям и уникальности выпускаемой продукции.
Максим Максимов, руководитель текстильного департамента Konica Minilta Business Solutions Russia
Мостостроение – отрасль, с которой связаны многие крупнейшие российские проекты последнего времени. Работа мостостроителей характеризуется неблагоприятной спецификой трудовых условий, и, несмотря на то, что работники отрасли обеспечиваются спецодеждой и спецобувью согласно установленным отраслевым нормам, они не всегда соответствуют необходимому уровню защиты от холода, осадков и других факторов.
Читать далее »
Накануне, 18 июля, шведский ретейлер Н&M объявил об окончательном уходе из России и распродаже остатков товаров в своих офлайн-магазинах. Потенциально занять его места (как и других уходящих игроков рынка) в петербургских торговых центрах могут не только индийские, турецкие и арабские сети, но и российские бренды одежды.
Читать далее »
Хлопчатобумажная пряжа является основным видом сырья для выработки хлопчатобумажных тканей, которые составляют наибольшую долю в производстве традиционных тканей. Сравнительный анализ данных о производстве, импорте и экспорте хлопчатобумажной пряжи в России за 2019-2021 гг. представлен в данном обзоре.
Читать далее »