Рынок нетканых материалов в России – от утеплителей для одежды до сложных фильтрационных полотен – сегодня меняется как никогда быстро. Одним из наиболее серьезных игроков и одновременно компанией, обладающей высоким уровнем экспертизы, является Фабрика Нетканых Материалов "Весь Мир". Мы поговорили с коммерческим директором компании Алёной Габерланд о трендах рынка, а также о том, как развивается группа компаний.
– Алёна Георгиевна, наш разговор происходит накануне выставки БИОТ. Какая у компании цель работы на выставке?
– Как правило, на выставке мы разговариваем с партнерами о новых направлениях и новых возможностях. И хотя мы с нашими партнерами общаемся регулярно, выставка – это всегда возможность как закрепить какие-то договоренности, обсудить широким кругом перспективы следующего года, и немного подвести итоги. Поэтому расписание у нас обычно бывает очень напряженным, включающим массу встреч и переговоров. Также мы участвуем и в деловой программе.
– Какие тенденции Вы могли бы отметить в вопросах безопасности и охраны труда? Чего требуют сейчас крупные работодатели от производителей спецодежды и, соответственно, материалов для нее? Что предлагаете в этом сегменте?
– У нас, как и во всем мире, идет развитие технологий и, как следствие, происходит повышение требований к безопасности, потому что окружающая среда на производстве усложняется, идет автоматизация многих процессов, и зачастую эти процессы создают новые проблемы в области безопасности. Кроме того, мы видим, что, хотя количество несчастных случаев на производстве в целом снижается, все еще случаются какие-то катастрофы и происшествия. Причины могут быть самые разные, и далеко не всегда они зависят от аккуратности и осторожности работника.
В целом новые мировые тренды уже влияют на отечественный рынок СИЗ. Мы знаем, что готовятся изменения требований к рециклингу и утилизации, появились новые требования к мультизащите, растет уровень цифроризации. Есть и изменения в материалах, используемых для специальной одежды, например, растет использование лайкры в тканях и ассортимент тканей и трикотажа, в том числе с бактериостатическими свойствами. Увеличиваются требования к функциональности и комфорту одежды и обуви.
Во всем мире и в Европе в частности, увеличивается внимание к вопросам безопасности, а следовательно, серьезно растет использование огнестойких костюмов на разных рынках. Повышаются нормативные требования к ним, качество, уровень защиты. Это тренд рынка.
У нас большой опыт в изготовлении материалов для производства одежды третьего класса огнестойкости: как в разработке и создании материалов, так и в консалтинге и контроле качества, подборе огнестойких теплопакетов. Это касается и огнестойких костюмов, и костюмов, защищающих от рисков электродуги. В этой области мы, компания "Весь мир", развиваемся и растем.
Еще тенденция, которую я бы отметила, – это развитие компетенций в оценке рисков в области защиты от низких температур. Пока уровень экспертного опыта рынка не всегда бывает достаточно высок для того, чтобы двигаться не только в сторону удовлетворения требований по теплозащите, но и сочетания теплозащиты с эргономикой одежды в целом. Наша компания очень плотно сотрудничает в этой области с силовыми структурами. Мы знаем, что Россия сейчас активно развивает свое присутствие и лидерство в Арктике. Там проходит масса испытаний, развитие идет во всех областях средств защиты. Будучи постоянным участником таких испытаний, мы обладаем достаточно серьезным экспертным опытом. В этой сфере как раз аспекты эргономики являются основополагающими, ведь человеку важно не просто не мерзнуть, а быть активным, чувствовать себя комфортно, легко двигаться и не беспокоиться о том, что неудобство или вес костюма будут влиять на степень эффективности человека в работе. Неважно, военная это работа или гражданская. Оценка рисков и правильный подход в этих вопросах – это то, на что сейчас рынок безопасности обращает особенное внимание. В этой области мы активно сотрудничаем с компанией "Баск", лидером в разработке защитной экипировки для экстремальных условий.
Ну и еще один важный момент, который в рынке продолжает обсуждаться уже несколько лет, – это очень низкая сходимость результатов испытаний по свойствам материалов. К сожалению, у нас отсутствует требование по сличению результатов разных лабораторий, которые существуют в Европе. В итоге половина рынка знает, куда пойти за протоколами, чтобы результаты на 30-50% отличались в лучшую сторону. И это, безусловно, вводит заказчика в зону полного непонимания того, что он на самом деле получает в руки, и ведет к печальным результатам при использовании такой продукции.
Работа по формированию единого подхода к сверке оборудования, корректной подаче результатов испытаний – это одна из задач рынка, которые мы видим на сегодняшний день.
– Как сегодня развивается предприятие? Мы с вами говорили о том, что в условиях ухода многих компаний из России, "Весь Мир" обратился к тем сферам, которые развивал, но не считал для себя приоритетными. Какие из новых направлений наиболее успешны?
– Как вы знаете, в нашей компании два года назад был создан Технический департамент, который объединил подразделения НИОКР, технологов, специалистов контроля качества и отдел СМК. То есть это у нас большое подразделение, которое занимается разработкой новых продуктов, ведением новых проектов, совершенствованием нашей продукции и контролем. У нас в разработке более сорока новых продуктов и технологий. Зачастую речь идет не только о составе, но и о новых инжиниринговых решениях, новых областях применения продуктов. Я считаю, что команда по развитию компании "Весь мир" уникальна в рынке по компетенциям и по экспертному опыту, которым она обладает. Я как коммерческий директор получила возможность работать не просто по текущим задачам компании, но и для того, чтобы компания, как и сейчас, имела планы по развитию продуктового портфеля и росту бизнеса на ближайшие минимум пять-десять лет.
Мы совершенно изменили подход к разработке стратегии развития предприятия. Думаю, что сейчас мы не уступаем и многим лидерам европейского рынка в подходе и в компетенциях по отработке целей развития проектов.
Разумеется, мы продолжаем разработку утеплителей с уникальными свойствами. Мы ведем серьезную работу по военным проектам, являемся поставщиками по заказам не только Минобороны, но и других силовых структур. Мы стали постоянными участниками выставки "Армия России", и у нас идут проекты, которые позволяют отрабатывать, в том числе, новые подходы и новые технологии.
Поскольку мы являемся известным игроком на рынке автопрома в своей области, сейчас даже тот самый "Аурус", который у всех на устах, имеет наши детали. Мы поставляем продукцию не только на гражданский рынок, но и на военные машины. Военный автопром – это тоже новая для нас область, и мы смогли предложить заказчикам новые решения, в том числе по защите от огня. Здесь есть, куда развиваться, и куда смотреть.
В сфере строительства у нас также есть уникальные продукты, которые запатентованы. К счастью, сейчас происходит изменение в подходах к строительству, в частности, повышение требований по огнестойкости КТК. Поскольку наши продукты обладают огнестойким характеристиками, мы очень рады этим изменениям и понимаем, что это даст нам простор для развития, поэтому у нас большие планы.
Также мы ведем разработки в области фильтрации, мы продолжаем сотрудничество с зарубежными партнерами в этой отрасли, приобретая новые компетенции. В частности, мы развиваем проект по полотнам для рынка респираторики и сотрудничаем с лидерами этого рынка. Эта область для нас тоже интересна, у нас есть компетенции в ней, и мы пополняем портфель продуктов и расширяем свои возможности по производству полотен для фильтрации. Например, мы работаем с РЖД, являемся поставщиками готовых фильтров. Здесь у нас также происходит интересное развитие, и мы пополняем портфель новыми продуктами, которые можем предложить такому важному клиенту. Также мы предлагаем фильтры для автопрома, например, для покрасочных камер. Могу сказать, что наши продукты по эффективности обходят многие западные аналоги. Здесь компании "Весь мир" тоже есть чем гордиться.
– Можно ли говорить о том, что компания сейчас максимально диверсифицирована?
– Диверсификация для нас никогда не была самоцелью. Мы изначально шли по этому пути, потому что наши производственные возможности позволяли использовать разные технологии. Возникновение диверсифицированного портфеля было для нас очень органично. И мы продолжаем дополнять его, вводя новые или конфигурируя имеющиеся продукты. Мы идем и по пути инжиниринга, и по пути апргейда оборудования. Для нас диверсификация – это органика основного бизнеса. Но это не исключает понимания, что рынок все еще довольно турбулентный, он перестраивается из-за того, что меняются возможности, меняется логистика, стоимость сырья. И диверсификация, безусловно, позволяет компании снижать риски и дает дополнительные возможности развития: при проседании каких-то одних рынков можно развивать другие.
Мы, как компания, всегда ориентированы на рынок и клиентов, разработка новых продуктов у нас происходит как следствие запросов рынка и глубокой проработки этих запросов с нашими потребителями. Поэтому диверсификация для нас, в том числе, является следствием плотной связки между нами и клиентами, а также высокого уровня доверия, когда мы получаем запросы по разработке непосредственно с рынка.
– Как идет работа по импортозамещению? В каких сегментах импортозамещение оказалось наиболее востребованным? С какими задачами сейчас приходят к вам коллеги?
– В прошлом году в России довольно сильно просел рынок автопрома. Уходили западные производители, приходили новые. Страна сделала серьезный рывок в развитии собственного автопрома, государство поставило довольно агрессивные цели в этой области. Рынок еще не стабилизирован, и мы понимаем, что, хотя некоторые производства новых марок автомобилей были перенесены в Россию, уровень локализации пока оставляет желать лучшего. Но мы уверены, что развитие будет происходить шаг за шагом. Государство дает понять производителям, что это важно. И мы, безусловно, здесь постараемся быть в своей области на переднем крае.
Также очень активное импортозамещение идет в фильтрации. В области полотен высоких классов защиты, аспирации раньше на 90% использовалась импортная продукция. Здесь импортозамещение идет не то чтобы туго, но имеются определенные барьеры. В частности, в России недостаточное количество профильных лабораторий. И нам до сих пор приходится испытывать свою продукцию за рубежом.
Огромный рывок во время пандемии коронавируса сделала респираторика. С уходом западных поставщиков многие российские компании, в частности, наш стратегический партнер, "Восток Сервис", резко нарастили свои возможности в области производства респираторов. Здесь есть огромное поле для сотрудничества и желание всех сторон добиться блестящих результатов.
И, конечно, еще одна отрасль инновационного развития и роста – это ВПК. Здесь речь идет не об импортозамещении, но о производстве новых видов продукции на основе отечественных разработок. Это область, которая сейчас притягивает пристальное внимание производителей, и очень открыта новым идеям. ВПК во всем мире является лидером в инновациях, и очень радует, что у нас этот рынок открыт для сотрудничества.
– Вы рассказывали о таком направлении работы компании, как производство материалов для фильтрации. Сейчас применительно к компании "Весь Мир" говорят уже о создании "кластера фильтрации". В чем суть кластера, как строится работа?
– Не секрет, что у нас в группе компаний была фабрика фильтров, произошла интеграция этого бизнеса. В целом идея кластера состоит в том, чтобы производить и материалы, и готовые продукты. Потому что создание новых продуктов требует одновременно развития технологий в материалах. И мы совершенствуем свои компетенции в этой сфере.
Этим направлением занимается новая команда, и мы, одновременно с расширением портфеля, изучаем возможности рынка. Для нас это новая область, но на помощь нам приходят, в том числе и зарубежные партнеры.
Главной проблемой здесь являются кадры. Специалисты с высокими компетенциями в области аспирации – это большая редкость, мы постоянно находимся в поиске таких сотрудников, потому что понимаем, что на этом рынке команда – это ключ к успеху. Пока нужной квалификацией обладают, в основном, те специалисты, которые работали в зарубежных компаниях.
– Как строите работу непосредственно с потребителями вашей продукции (например, нефтяными компаниями).
– Мы стремится быть для наших клиентов комплексным интегрированным поставщиком, удовлетворять индивидуальные требования компаний в различных областях. Нашей стратегией является обучение рынка, партнеров не только в части наших продуктов, но и в части понимания правильного подхода к их выбору. Поэтому регуляторное и продуктовое обучение – это одно из направлений, куда мы инвестируем немало времени и компетенций. Сотрудничаем с партнерами в этом направлении на всех рынках. Для нас это очень важно, и это позволяет получать обратную связь.
– Как откликаетесь на нужды страны в текущей ситуации? Что выпускаете для армии?
– Углубляться в этот вопрос я не могу по многим причинам. Могу сказать, что армия получает очень достойный уровень экипировки, но мы видим, что текущая ситуация предъявляет все более высокие требования в защите жизни и в обеспечении мобильной безопасности армии. Мы работаем для развития новых проектов в этом направлении, и у нас есть партнеры, с которыми мы реализуем новые проекты, и которые готовы испытывать новые продукты и технологии, проявляя к этому большой интерес. Один из них – МЧС – ведет огромную работу по повышению уровня продуктов, используемых для защиты человеческой жизни. У нас эти проекты курируют специалисты в военной области, известные в отрасли. И, как всегда, уровень компетенций специалиста обеспечивает и уровень доверия, и возможности развития компании.
В целом могу сказать, что меня приятно удивляет и радует настроенность российского рынка во всех сферах на то, чтобы работать, добиваться целей и ни от кого не зависеть. Эти позитивные вводные дают твердую надежду на успех.
Беседовала Марина Москалева
Подпишитесь на наши соцсети:
ВК: https://vk.com/lp_magazine
Telegram:
https://t.me/lpcourier
В 2022 году объем мирового рынка защитной обуви составил $9,635 млрд. По прогнозам экспертов, до начала следующего десятилетия он будет расти значительными темпами (предположительно, +4,6% в год). В этом случае к 2028 году размер этого рынка должен составить $12,620 млрд. И у России здесь есть собственный интерес: в силу структуры российской экономики защитная обувь всегда занимала значительную долю в общем объеме производимой и импортируемой кожевенно-обувной продукции, а за последние два года этот сегмент стал едва ли не единственной движущей силой отрасли.
Читать далее »
Компания «ЛРТ» работает на российском рынке уже 30 лет. Придя в легкую промышленность из рекламы, компания накопила за годы работы серьезные компетенции в своей сфере. Сегодня она объединяет несколько направлений, в том числе поставляет в Россию режущее оборудование GCC (Тайвань) и термопрессы Sefa (Франция), которые применяются при производстве одежды. В данной статье мы подробнее остановимся на таком направлении работы «ЛРТ», как термопленки. Наш эксперт – руководитель отдела продаж материалов под печать и термотрансферных плёнок «ЛРТ» – Ольга Тимошенко.
Читать далее »
Компания «БАСК», которая во многом (от высокотехнологичных изделий до кадровой политики) служит примером для других российских производителей, работает над созданием единой системы управления жизненным циклом изделий. Мы решили узнать, в чем состоит стратегическая цель этой работы и что уже сделано для ее выполнения. Наш собеседник – директор по развитию ООО «БАСК» Константин Анненков.
Читать далее »