Этот материал вышел в № 03 за 2024 год
Пролистать PDF

Сегодня внимание к российской промышленности столь велико, что трудно поверить: еще несколько лет назад на уровне правительства не было понимания необходимости поддержки российского производителя. А уж в отношении легпрома вообще существовала установка: все, что нужно, купим в Китае. Одной из первых интересы производителей начала защищать .Ассоциация текстильщиков России. Наш разговор – с ее бессменным руководителем Шамхалом Ильдаровым. 

Шамхал Адамович, Ассоциации текстильщиков в этом году исполняется 15 лет. Как вы пришли к идее ее создания?

Я учился в Российском государственном университете управления, был одним из руководителей профсоюзной организации. И еще в институте в 1996 году по предложению моего однокурсника начал заниматься поставками домашнего текстиля в Россию. Бизнес шел успешно, мы вышли на приличные обороты и встали перед выбором: развивать дальше торговлю, как многие вокруг, или инвестировать в производство. И выбрали производство. 

В 2003 году мы серьезно вложились в фабрику домашнего текстиля "Люсин" в Ногинском районе Подмосковья, наладили производство по европейским стандартам, закупили современное оборудование, в том числе многоигольные итальянские машины, станки "Ультрастеп". У нас работало более 200 сотрудников. В это время идеи о необходимости возрождения российской промышленности появились и на уровне правительства. Я был рад, что иду в одном русле с государством. Мы поставляли продукцию в торговые сети "Метро", "Ашан", "Перекресток" и так далее. С красивых упаковок желала покупателям добрых снов известная телеведущая Оксана Федорова, которая стала лицом компании. 

И тут в правительстве РФ возникла мысль о необходимости вступления страны в ВТО. В результате Россия смогла бы с минимальными пошлинами продавать за рубеж нефть, газ, металлы и другие ресурсы, а к нам хлынул бы поток изделий легпрома с такой же символической пошлиной. 

До российского производителя дела никому не было. Некоторым чиновникам казалось, что мы сможем жить как в Эмиратах – на нефтяные деньги. Другие, похоже, вообще считали, что все, кроме нефти, газа и алмазов, растет на деревьях. 

Тогда, еще не создав общественную организацию, я отчасти стал выполнять ее функции, пытаясь защитить свое производство и помочь другим промышленникам. 

В студенчестве я общался с яркими, талантливыми людьми, и через годы они оказались в структурах госвласти. Мои личные связи позволяли выходить на депутатов Государственной Думы РФ, озвучивать просьбы предпринимателей, которые не могли достучаться до властных структур. Вокруг меня сложился круг единомышленников. Я знал, что происходит в Хабаровском крае, в Калининграде, в Иванове.

В какой-то момент я понял, что заходить в кабинеты в качестве Шамхала Ильдарова – это одно. Другое дело – представлять общественное объединение, которое ставит целью возрождение промышленности России. И в 2009 году мы зарегистрировали Ассоциацию текстильщиков России. Тогда трудно было даже представить себе, что через несколько лет это будет мощная общественная организация, которая объединит предпринимателей текстильной промышленности в широком смысле этого слова: от производителей нитей, пряжи, тканей до швейников и обувщиков. 

Я считаю себя государственником, но был и остаюсь вне политических партий и движений. Мне по пути с любой партией, которая ставит во главу угла возрождение российской промышленности. И никаких других интересов в политике у меня нет. 

Сколько компаний вступило в Ассоциацию за прошедшие годы?

Сейчас АТР объединяет более 500 участников. Это не только производители, но и представители сфер транспорта, логистики, фэшн-индустрии. Организация растет не по дням, а по часам, прирастая яркими, харизматичными, увлеченными людьми.

Какие основные цели ставит перед собой АТР? 

Основную цель отражает наш девиз: "Возродим российскую промышленность". А задачи всегда ставятся исходя из текущей ситуации. Когда шел активный ввоз изделий из Европы, Китая, Турции, я выступал за то, чтобы максимально легализовать рынок. Думаю, вы помните, как во всех подъездах красовались объявления о распродаже таможенного конфиската по бросовым ценам. Если называть вещи своими именами, российский легпром просто шел "на убой". Получалось так: мы здесь оплатили налоги, взносы. А рядом с нами торгуют схожим товаром без таможенной пошлины, без НДС. И мы должны с ним "честно конкурировать". В 2015 году я подготовил письмо в Администрацию Президента РФ с инициативой уничтожать конфискат. 

В разное время я публично высказывался против вступления России в ВТО, за маркировку продукции. 

Сейчас другое время, другие задачи. Одна из них – это развитие образования, подготовка кадров. В Ассоциацию входит Ивановский политех. Его ректор – Евгений Владимирович Румянцев – вице-президент АТР в направлении науки и образования. Сотрудничаем с РГУ им. Косыгина и его ректором Валерием Савельичем Белгородским, советником по вопросам образования в комитете легкой промышленности делового центра СНГ. У АТР есть очень интересный опыт: на выставках, в которых участвуем, мы организуем так называемую швейную территорию, где вице-президент ассоциации Екатерина Непочатых проводит для всех желающих краткий курс по работе на современном швейном оборудовании с предоставлением сертификата. Мы даже с УФСИН взаимодействуем, пишем благодарственные письма успешно работавшим швеям, чтобы помочь им трудоустроиться. 

Уделяем внимание и такому направлению как технический текстиль. В России есть уникальные предприятия, которых и в мире-то единицы. Это члены АТР – компании "Политекс", "Термопол" и другие. 

У "нетканки" большие перспективы. Россия богата нефтью, и мы должны использовать возможности этого сырья для производства синтетики, нетканых материалов. Думаю, не за горами то время, когда Россия станет мировым лидером в этой сфере, и мы будем с удивлением вспоминать, что когда-то не пользовались этими возможностями. 

Другая тема, которую в АТР курирует один из вице-президентов, – это вторичная переработка. Не нужно быть великим экономистом, чтобы понимать, почему продукция из вторсырья всегда дешевле, идет ли речь о макулатуре, металлоломе или текстиле. Важно смотреть в будущее, мыслить масштабнее. АТР тесно взаимодействует с российским экологическим оператором. Мы проводим дискуссии по законодательному регулированию. И жестко отстаиваем позицию, что перемены обязательно нужны, но они должны происходить постепенно, шаг за шагом. 

Вы много работаете над установлением взаимоотношений со странами СНГ. Расскажите об этом поподробнее.

Это очень важная тема. Генеральный секретарь СНГ Сергей Николаевич Лебедев пригласил меня возглавить комитет по легкой промышленности в деловом центре экономического развития СНГ. И я с огромным удовольствием принял предложение. Взаимодействуем с Беларусью, Киргизией, Узбекистаном и т. д. 

По моему твердому убеждению, именно легпром может объединить страны СНГ - мы все хотим возрождения отрасли. Исходя из этого, АТР сейчас готовит программу развития текстильной и легкой промышленности в масштабах СНГ. Уверен, что эти проекты должны быть наднациональными, вести к интеграции России со странами ЕАЭС, ШОС. Пока обмен между нашими странами не всегда справедливый, интересы российских предпринимателей текстильной и легкой промышленности учитываются не в должной степени. Иногда мы с нашими уважаемыми соседями, как бы это грустно ни звучало, играем в поддавки. Эту ситуацию нужно менять, отношения должны быть сбалансированными. 

Перспективны обмен специалистами, сотрудничество в науке. Такой опыт уже есть. 

Также мы открыли новое направление – промышленный туризм. Любой российский предприниматель с нашей помощью может съездить в Белоруссию, Киргизию, Армению, побывать в Индии, Китае, проехать всю Россию. И не только отдыхать, но и перенимать опыт производства. Люди возвращаются с огромным количеством знаний, ярких эмоций. 

Куда предприниматели могут обратиться, чтобы рассказать вам о своих проблемах?

Мы всегда открыты. Наша общественная приемная расположена в самом центре столицы, буквально через дорогу от Кремля. Если вы когда-нибудь к нам зайдете, вряд ли вам удастся выбрать момент, чтобы здесь никого не было. К нам приезжают не только российские предприниматели, но и руководители ассоциаций текстильной и легкой промышленности, бизнесмены из Узбекистана, Китая, Турции, Бангладеш. Мы аккумулируем у себя колоссальный объем информации. И это помогает готовить инициативы, с которыми мы выходим в различные министерства и ведомства.

Такие же общественные приемные ассоциации имеются по всей России. У нас есть представительства в Узбекистане, Казахстане, Таджикистане, Беларуси, Армении, в Индии, в Бангладеш. 

То есть, если член нашей ассоциации приедет по делам в Норильск или Ереван, его там встретят, посоветуют, поддержат.

Мы сразу реагируем на задачи и чаяния предпринимателей. У меня телефон включен круглые сутки. Также живет и вся команда АТР. Основа нашего успеха – слаженная работа.

АТР является самостоятельной, независимой структурой. Как вы взаимодействуете с органами власти?

Еще недавно мы считали, что нам нужно взаимодействовать только с аппаратом правительства и Минпромторгом. Кстати, хотел бы поблагодарить эти ведомства за то, что они четко реагируют на наши пожелания, находятся с нами на прямой связи. 

Сегодня мы понимаем наши задачи шире. В частности, тесно взаимодействуем с МЧС по теме трудновоспламеняемого текстиля, с Министерством образования РФ по вопросам подготовки специалистов.

Также началось взаимодействие с органами власти по вопросам стандартов, мы включили нашего представителя в общественный совет Росстата, потому что адекватная статистика важна для грамотной поддержки предпринимателей. Представитель ассоциации вошел и в общественный совет Минздрава. Сегодня российские текстильщики производят продукцию с уникальными свойствами, будь то эластичные бинты (компания "Интекс"), или специальная посеребренная ткань (компания "Русский мех"), которая делает человека невидимым для тепловизора. И правительство, профильные ведомства должны знать об этих новинках.

Сотрудничаем и с Торгово-промышленной палатой России. И недавно решением наградной комиссии высшая общественная награда "За значительный вклад в возрождение текстильной и легкой промышленности России" была вручена руководителю ТПП РФ Сергею Николаевичу Катырину.

Вы вышли с предложением сделать 2025-й «годом легпрома». Почему решили предложить эту идею? Кто ее поддержал из бизнес-сообщества, госструктур? 

У меня на столе альбом "Год текстильной и легкой промышленности". Каждый, кто приходит ко мне в офис, пишет обоснование, почему именно ему важна эта инициатива. Альбом весь исписан!

Год текстильной и легкой промышленности коснется миллионов россиян, которые работают в отрасли. Очень важно, чтобы все мы уважали труд этих людей, чтобы у нас было понимание, почему нужно покупать российское. Ведь 70 % стоимости в этом случае пойдет на зарплату, социальную поддержку, медицину. Именно для нас, россиян. Это не уходит куда-то за границу. Как на Руси говорили – все в дом. Ситуация с уходом иностранных марок из России показала: наши производители многое могут сами. 

Недавно прошла выставка "Легпром СНГ+", мы с вами ее анонсировали. АТР была соорганизатором и участником. Какие впечатления, выводы, планы?  

АТР является партнером более 12 выставок в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи и т. д. Возглавив комитет по легкой промышленности в деловом центре экономического развития СНГ, я предложил организовать выставку, которая стала бы площадкой для формирования доверительных отношений предпринимателей стран содружества. Ведь иногда нашим бизнесменам проще поехать в далекую китайскую провинцию, нежели, например, в Витебск. 

Выставка и форум, который прошел в ее рамках, превзошли все ожидания. Мы даже не думали, что будет столько посетителей, что площадка вызовет такой огромный интерес. Было много высоких гостей, прошло множество мероприятий. И, самое главное, заключено большое количество новых контрактов. Уж не говорю о том, как много сложилось дружеских отношений. Правильно кто-то из политиков сказал: то, что мы долгое время жили одним государством – это исторический факт. Очень жаль, что коммуникации между нашими странами были разрушены. Но сейчас самое время их восстановить, мы обязательно продолжим практику проведения таких выставок.

В целом с начала года члены АТР были представлены на 12 выставках. Мы нередко делаем коллективный стенд: не всем по карману выложить полмиллиона рублей за стенд в 20 квадратов. Но, если нужно представить какое-то конкретное изделие, мы даем такую возможность, причем за символическую сумму. Даже если кто-то не участвует лично, администратор стенда предложит интересующимся контакты тех или иных членов АТР. 

В рамках ассоциации функционирует Текстильный клуб. Для чего он создан и как это работает на практике?

Как вы понимаете, мы регулярно проводим официальные совещания, обсуждаем, какие законодательные инициативы необходимы, куда нужно обратиться, что скорректировать. А пять лет назад я как-то пригласил часть своих друзей попить кофе. По понятной причине каждый из них имел отношение к текстильной и легкой промышленности, или науке, образованию. Мы собрались в семь вечера и сидели до глубокой ночи. Говорили об оборудовании, красителях, проблемах логистики, поиска и мотивации сотрудников, и не могли наговориться. Стало понятно, что нам очень нужно такое неформальное общение.

В первый раз нас было порядка 10 человек. Не прошло и трех месяцев, я назначил новую встречу, и нас уже было человек 20. 

На сегодняшний день мы обычно встречаемся в просторных лофтах хороших ресторанов, и на такие встречи собирается более 200 человек. Это капитаны бизнеса, которые, как Синдбады-мореходы, рассказывают о своих плаваниях по морям предпринимательства. Даже расходиться не хочется. 

Формат встреч клубный. И вот эти нити коммуникаций между людьми создают прочную, тонкую и нежную ткань общения. Интересы во многом пересекаются – в поставках, в закупках, в работе с одним и тем же регионом. Но ни один из собравшихся не является конкурентом другому. Ведь легпром имеет ассортимент, которого нет ни в одной другой отрасли. Поэтому у нас такие дружеские, семейные отношения. Мы рады встречам, ждем их. 

Наш текстильный клуб расширяется. Здесь можно встретить таких ярких личностей как ректор РГУ имени Косыгина Валерий Савельич Белгородский, генеральный секретарь СНГ господин Лебедев, владелец компании "Снежная королева" Вугар Исаев, владелец и основатель компании "Эконика" Андрей Илиопуло, телеведущая Оксана Федорова, которая имеет свой бренд, известный дизайнер Аника Керимова, лидер "тяжелой" моды. Все они привносят свой вклад в наш клуб. Наша цель – создать сообщество единомышленников. Все наши руководители – это люди, которые умеют работать руками, разбираются в производстве и экономике, это авторитеты и лидеры мнений. 

Недавно увидела в соцсетях информацию, что вы помогли малым швейным предприятиям решить вопрос с арендой помещений… 

Да, действительно, была такая ситуация: бизнес-центр, в котором работало почти 300 арендаторов-швейников, в одностороннем порядке принял решение поднять стоимость аренды на 35 %. По договору он имел на это право, и, пойдя в суд, мы бы ничего не добились. Мы обратились к арендодателю и договорились о том, чтобы это повышение произошло поэтапно, по 10 % в год. Нас услышали. 

Для меня огромный комплимент, что, когда ассоциация текстильщиков обращается к предпринимателю, к министру, к лидеру соседней страны, нас обязательно слышат и делают все возможное, чтобы помочь. Руководитель не всегда успевает вникнуть в каждый вопрос. И когда ассоциация обращается именно к главному лицу, принимающему решения, нашему обращению уделяется особое внимание. Мы в кратчайший срок выходим на связь и урегулируем все возможные вопросы. Я постучу по дереву три раза, но не было случая, чтобы кто-то проигнорировал нашу просьбу, чтобы не было принято реальных решений.

Иногда у предпринимателей возникает недопонимание с поставщиками, партнерами. Это жизнь, всякое возможно. И мы помогаем урегулировать такие противоречия, найти компромисс под поручительство нашей ассоциации. 

Какие планы у вас на ближайший период? На будущее?

Мы хотим, чтобы тот рост предприятий, который идет сегодня, осуществлялся с минимальным количеством помех. Чтобы развитие легпрома шло уверенно, как течет река Волга. Пусть это будет мощный поток, которому нет преград. Вот в этом направлении мы и будем работать. Чтобы легпром имел мощную поддержку государства. Российская легкая и текстильная промышленность сегодня на подъеме, но пока ей нужно дать окрепнуть. 

Беседовала Марина Москалева 

Подписывайтесь на наши соцсети:

вконтакте: https://vk.com/lp_magazine

телеграм: https://t.me/lpcourier

Также в номере:

Спортивная одежда отечественного производства в современных условиях

Сегодня активный образ жизни и спортивный стиль очень популярны и составляют существенную часть жизни человека. Отвечая на потребительские запросы, отечественные компании и фирмы производят широкий ассортимент спортивной одежды для тренировок и повседневной носки, однако в последнее время российским предприятиям приходится работать в сложных экономических условиях, связанных с введением санкций. Представляет интерес современное состояние динамики производства спортивной одежды в этих условиях.
Читать далее »

Современный ассортимент пряжи отечественного производства

На сегодняшний день российские компании и фирмы выпускают разнообразный ассортимент пряжи натурального (из волокон шерсти животных, растений), искусственного (из древесины) и химического происхождения (синтетическая пряжа). Настоящий обзор позволяет оценить современное состояние и динамику развития производства различных типов пряжи. 
Читать далее »

ISPO Textrends FW 2025/26: цвета продолжают меняться

Взаимодействие с цветом может улучшить настроение владельца, помочь ему принять решение о покупке и даже придать ему последний импульс уверенности, который поможет преодолеть финишную черту. Психологический аспект цвета может поднять или понизить настроение, в зависимости от того, как он используется. 
Читать далее »