Этот материал вышел в № 03 за 2024 год
Пролистать PDF

В 2022 году, когда из России ушли многие марки спортивной одежды, эксперты прогнозировали взрывной рост производства в этом сегменте. О том, как в действительности обстоят дела, и за счет чего удается расти и выходить на новые высоты, мы поговорили с руководителем компании РО-СПОРТ, которая производит одежду для профессионального и любительского спорта, Андреем Чураевым.

Андрей Владимирович, мы с вами беседовали в 2022 году. Что изменилось за полтора года на рынке спортивной одежды в России? Тогда уходили многие марки из спорта и outdoor. Как это сказывается на вашей работе?

Прежде всего, я бы отметил такую тенденцию: рынок спортивной одежды с точки зрения спроса смещается в сторону более серьезных требований к качеству. Покупатели хотят получить изделие из технологичных материалов и с красивым дизайном, даже если речь идет об эконом-сегменте. При этом, несмотря на все события, рынок спортивной одежды растет.

Что касается ухода иностранных марок. Достаточно долго на рынке присутствовали остатки экипировки производства компаний Nike и Adidas. Российский футбольный союз и Федерация хоккея России (ФХР), другие спортивные федерации и клубы поставляют нам,   много изделий на маркировку, и в 2022-2023 годах среди них было немало продукции этих брендов. Возможно, были складские остатки у маркетплейсов,  крупных магазинов, работал серый импорт и поставки через третьи страны. Сейчас это изделия либо российских производителей, либо это высокого качества продукция, выпускаемая возможно за рубежом, но под российскими брендами.

Для нас это дополнительные возможности и мы рады заместить выбывшие объемы иностранных брендов, которые открыли значительную нишу на рынке Российской Федерации.

По данным Росстата, за 2023 год объемы производства спортивной одежды по сравнению с 2022-м выросли примерно на 1-3 %, хотя ранее эксперты прогнозировали взрывной рост. Конечно, результаты отличаются в зависимости от сегмента. Ваша компания выпускает самый разный ассортимент. Где рост больше всего?

Действительно, спортивный ассортимент и спортивная одежда – это не одно и то же. Хотя, по сведениям BusinesStat, с 2021 по 2023 год продажи спортивной одежды выросли на 29 % или на 31,8 млн штук. Это несколько более оптимистичная оценка, чем у Росстата. Думаю, что истина где-то посредине.

Что касается взрывного роста. Вот есть, например, у нас один завод, который делает качественные лыжные ботинки. Для того чтобы мы удвоили объемы, нам нужно построить такой же завод и нанять специалистов. С учетом проектирования, капитального строительства, приобретения и монтажа оборудования, найма и обучения персонала – это длительный инвестиционный период и значительные средства. При текущем курсе Центробанка инвестиции несколько затруднены, или это будет очень сильно "утяжелять" проект. То есть, если мы к 2020 году имели в промышленности 20 % собственного производства, то чтобы достичь 40 % собственного производства, при такой же эффективности, нам, по сути, нужно построить такое же количество зданий и сооружений и закупить такое же количество оборудования, которое у нас есть. Это время, деньги и ресурсы.

И есть еще один фактор, который на нас очень сильно давит. Это нехватка кадров. Тому есть объективные причины. Сейчас на рынок труда выходит поколение 25+ и оно примерно на 30 % меньше, чем поколение 35+. Естественная убыль населения с 2020 года составила 2,2 млн человек (это официальные данные). У нас примерно 300 тысяч мобилизованных и 490 тысяч контрактников, отрицательный миграционный поток. C другой стороны, в стране идет очень бурный рост обрабатывающей промышленности. Как недавно сказал Сергей Шойгу, "Уралвагонзавод" нарастил поставки танков в 3,6 раза, КАМАЗ увеличил поставки автомобилей в 17,6 раза, Арзамасский машиностроительный завод увеличил поставки БТР в 4 раза, выпуск боеприпасов в 2023 году вырос более чем в 10 раз. То есть мы должны отдавать себе отчет, что смежные отрасли очень жестко конкурируют с легкой промышленностью за компетентный персонал.

Это те факторы, которые не дают в моменте серьезно увеличить объемы производства.

Мы понимаем, что проблемы с демографией и межотраслевая конкуренция за персонал будут только нарастать. Поэтому в своей работе сделали ставку на автоматизацию. Сейчас дорогим является не столько оборудование, сколько труд, так что мы стараемся увеличить долю цифровых обработок. И многие операции, где это возможно, автоматизируем и получаем от этого хороший эффект.

Вы сказали, что покупатели уделяют серьезное внимание качеству спортивной одежды. На мой взгляд, на качество в этом сегменте больше всего влияют используемые материалы. Что меняется с этой точки зрения в спортивной профессиональной или любительской одежде?

В последнее время современные материалы стали доступнее для российских производителей. Я бы сказал, что это тенденция 2022-2024 годов. Появилась качественная фурнитура, технологии. Соответственно, это сказывается на спортивных моделях. Плюс национальная система маркировки и прослеживания продукции "Честный знак" теперь распространяется и на значительно больший перечень изделий легкой промышленности.

Есть и еще один фактор. Все большую значимость приобретает такие каналы сбыта, как маркетплейсы. Соответственно, для производителей и продавцов очень важны отзывы покупателей, они влияют на рейтинг. И это заставляет следить за своей репутацией, быть лояльным к потребителям. То есть, если ты хочешь быть востребованным, ты должен предлагать качественный продукт в оговоренные сроки. Вести себя на рынке порядочно – выгодно.

Если говорить о разнице между профессиональной и любительской спортивной одеждой, с точки зрения материалов они отличаются мало.

Как правило, у серьезных клубов есть жесткие брендбуки и, чаще всего, форму изготавливают из тканей, уже окрашенных в соответствии с брендбуком. Цена на форму, в которой тренируется высшая лига, существенно увеличивается из-за большого количества декоративных элементов, нанесений. Например, только вышитый герб на одном комплекте формы сборной – это два часа машино-времени вышивальной машины. К тому же у команд масса спонсоров, чья символика наносится на форму.

Большинство любителей не могут себе этого позволить, у них форма попроще, с сублимационной печатью, с меньшим количеством декоративных элементов. Как правило, мы берем трикотажное полотно белого цвета и наносим методом сублимации расцветку, символику, номера, фамилии, потом все это собираем.

Качественные материалы действительно доступны? А чьего они производства и не стали ли они дороже в связи с текущей ситуацией?

Основным поставщиком спортивных полотен из синтетических материалов является компания "Фабрикс". Мы очень высоко ценим сотрудничество с этой компанией и развиваем направления сотрудничества. Хлопкосодержащие полотна российские или турецкие. Чернила – японские, корейские и европейские. Сублимационная бумага европейская. Относительно ценообразования - тут у нас есть объективные претензии к поставщикам. Динамика роста цен опережает уровень инфляции, рост курса ведущих валют и рост логистических затрат. Поставщики пытались заработать на временном дефиците и придумывали то "внутренний курс валют" то "компенсацию логистических затрат". Такая стратегия очень вредит отрасли и рынку.

Вы рассказывали о планах объединить производство, которое разбросано по разным площадкам, в Дедовске. Удалось ли это сделать? Насколько выросли объемы?

Площадок у нас было четыре: в Санкт-Петербурге, Костроме, Дедовске и в Шуе Ивановской области. Это было не очень выгодно, потому что дублировалось большое количество персонала и некоторые производственные цепочки разрывались. У нас был проект переместить все на одну большую площадку в Калуге, мы нашли идеальное помещение, сделали там ремонт, но пандемия и другие обстоятельства не дали нам реализовать этот план. В итоге мы закрыли цеха в Шуе и Санкт-Петербурге, остались на Дедовской площадке и в настоящий момент развиваем ее. Она хороша тем, что она приближена к нашим потребителям, то есть к московским спортивным аренам, а в Санкт-Петербург продукцию легко отправить через аэропорты Внуково и Шереметьево или по скоростной автодороге. Также у нас осталась площадка в Костроме. Она у нас в собственности, там работает небольшой (около 30 человек), но очень профессиональный коллектив. Сейчас мы рассматриваем производство в Костроме как возможность нарастить объемы. Там есть все необходимое: оборудование, складские емкости. Это наш потенциал. Пока мы намерены работать именно на этих двух площадках.Объемы производства относительно 2020 года у нас значительно выросли, в том числе и за последний год. Главное, что нас радует: почти на 300 % выросла выработка на одного специалиста. Меры, которые предприняты по автоматизации, дают свой эффект.

 

Что нового в ассортиментной линейке? Появились ли новые технологии, оборудование? Может быть, увеличилось количество профильных специалистов?

Мы стали работать с маркетплейсами, причем начали с продажи собственных стоков. Затем зарегистрировали бренд, потому что маркетплейсы органически поднимают производителей и владельцев бренда. Мы выпускаем коллекции из современных материалов – трикотажа, эластичных тканей, флиса и софтшелла. Это рашгарды, спортивная одежда и изделия casual. Мы достигли определенных объемов продаж на маркетплейсах и планируем выводить на рынок новые коллекции в стиле casual.

Эта работа требует немного другого подхода. Здесь важно, чтобы ты получил заказ, произвел его в течение одной-двух смен и доставил на склад маркетплейса.

В целях расширения работы с маркетплейсами был заменен парк сублимационных машин и установлен лазерный раскройный комплекс с системой сканирования, который работает из рулона и имеет большую производительность. Это позволило нам выпускать изделия за одну смену. Грубо говоря – с утра мы запустили на печатную машинку файл, а в конце смены получили готовые изделия. То есть эта связка маркетплейса как потребителя и нас как производства дала свой эффект.

Что касается специалистов, у нас увеличилось количество дизайнеров, операторов цифровых машин. А вот общее количество сотрудников уменьшилось: перед пандемией у нас работало 270 человек, сейчас – 130. При этом и в натуральном, и в денежном выражении объемы производства сильно выросли.

Я часто говорю о том, что швеи у нас составляют 10 % численности персонала. На нашем производстве много цифровых переделов. Поэтому в компании работают дизайнеры, операторы цифровых машин, лазерных станков, вышивальной машины. Предприятие объединяет цифровые технологии и швейные мощности.

Есть мнение, что торговать на маркетплейсах спортивной одеждой невыгодно. А у вас, судя по всему, опыт удачный. Как думаете, почему?

Все ведущие отраслевые операторы спортивного рынка имеют собственные магазины или интернет-магазины. Уровень маржинальности в них существенно выше, чем на маркетплейсах. Но почти все выводят свои стоки на маркетплейс. Это тоже выгодная стратегия: ничего не вкладывая, компания избавляется от складских остатков и получает оборотные средства, попутно получая еще одни канал продаж и увеличивая рейтинг на маркетплейсе.

Кого сейчас больше среди ваших потребителей – профессионалов и любителей спорта? Давайте попробуем оценить соотношение в процентах.

Хочу привести статистику, которую озвучил недавно председатель Федерации хоккея России Владислав Третьяк. В 2006 году, когда он пришел на пост, в стране было 150 катков, сейчас – более 800. То есть спорт в России действительно развивается. И мы чувствуем это по своей работе. Например, недавно приезжали руководители только что открытой «Тагбан Арены». Сейчас им нужно одевать ребят. На фото с открытия видно, что у них нет единой формы.

Количество спортивных школ и секций постоянно растет не только в хоккее. В Московской области была программа развития спортивных площадок при школах. Это тоже дает мощный импульс к массовым занятиям спортом. Спорт в моде, особенно детский, и финансирование детского спорта, на нашу радость, только нарастает. Это здоровье нации. Дети для нас – это любимые заказчики. Мы с удовольствием одеваем Академию СКА, ребят, проходящих обучение по программе «Красной машины», детские клубы и секции.

Конечно, в количественном выражении любительский спорт – более массовый. Есть регионы, где футбол и хоккей развиваются невероятными темпами. Например, в Рязани заказывают какое-то безумное количество изделий для хоккеистов. Развивается спорт и в Калуге. Как показал "Кубок Гагарина", много клубов, которые на равных конкурируют с ведущими клубами Москвы и Санкт-Петербурга, появилось за Уралом. Конечно, это все разогревает любовь к спорту.

По сути, заказы профессиональных клубов – это сейчас процентов 30 от наших объемов, а все остальное – это детский и любительский спорт

РО-СПОРТ всегда был лидером в производстве формы для хоккейных команд. Повлияла ли на объемы производства изоляция российских команд от европейских и мировых чемпионатов?

Безусловно, повлияла. Если раньше сборная играла в изделиях CM и Adidas, то сейчас она играет в отечественной форме из отечественного полотна. Объемы у нас заметно выросли. Например, в 2022 году был турнир ФХР 3Х3. Мы какое-то безумное количество изделий туда пошили. В этом году СКА открыл новую ледовую арену в Санкт-Петербурге, которая вмещает 21 000 зрителей, и это придало новый импульс заказам. На каждый матч стадион был полон!

Кстати, РО-СПОРТ аккредитован в Международной федерации спорта в Швейцарии. Тогда мы согласовывали каждый узел, каждый материал, каждый дизайн.

Работа с формой для профессионалов требует высокого качества и скорости поставок. Удалось ли еще больше сократить сроки пошива и доставки?

Да, удалось. Действительно иногда нужно доставить комплект формы очень быстро. Но тут есть важный момент. С теми клубами, которые работают с нами давно и имеют высокую компетенцию, все процессы отлажены. Условно говоря, они меняют коллекцию, мы делаем новую модель свитера, привозим ее, они ее меряют, делают какие-то замечания, мы дорабатываем модель. И все это до сезона. В этом случае продублировать комплект с заменой фамилии или номера – не проблема. Но есть клубы, у которых эта работа не поставлена. Им присылаешь образец формы, им все нравится. А потом выясняется, что ребята поменяли защиту и этого никто не учел. Никто не подумал, что мерить форму нужно на экипированного игрока! Или забыли о том, что вратарская форма заметно отличается. Но даже с учетом этих сложностей мы пока не сорвали ни одного соревнования.

Как меняется география поставок? Можно ли сказать, что вашу продукцию носят во всех регионах страны? Есть контракты с зарубежными клиентами?

Да, можно сказать и так. Больше заказов у нас из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Рязани. Но благодаря маркетплейсам мы точно охватываем все регионы. Среди наших зарубежных партнеров – Белоруссия, Казахстан, Китай. Например, китайский хоккейный клуб «Куньлунь Ред Стар», который здесь тренируется, уже несколько сезонов экипируется у нас.

Поддерживаете ли вы детский спорт, например, спортивные мероприятия для детей с особенностями развития?

Напрямую мы не спонсируем такие мероприятия. Но при этом есть несколько детских домов в регионах, которым мы помогаем. Точнее, помогаем ребятам из этих детских домов. И не только спортивной одеждой. Правда, мы никогда не делаем это достоянием общественности. Мне кажется, это неправильно с точки зрения детской психологии, когда кто-то привез одежду, сфотографировался с детьми и уехал. Ребенок должен чувствовать участие и поддержку постоянно.

Что вы ожидаете к концу 2024 года? Какие планы на ближайшие год-два?

Планы у нас амбициозные. Мы намерены увеличить выручку на 50-60 % за счет автоматизации и оптимизации и еще три-четыре года не снижать темп развития. Для этого все есть: здания, оборудование, персонал, клиенты. Остается только работать!

Беседовала Марина Москалева  

Также в номере:

Майя Макаревич: «Выставка TEXPROCESS продемонстрировала тренд автоматизации производства»

Представители компании «Трансметалл» вернулись с ведущей международной выставки обработки текстиля и гибких материалов TEXPROCESS, которая прошла во Франкфурте-на-Майне. Как правило, такие проекты являются своего рода «лакмусовой бумажкой», индикатором, позволяющим судить о ситуации на рынке оборудования в мире и прогнозировать ближайшую перспективу. Мы поговорили о трендах выставки и планах компании с руководителем отдела продаж ООО «Трансметалл» Майей Макаревич.
Читать далее »

«Серебряная нить»: честное соотношение «цена-качество»

Значение фурнитуры сегодня заметно растёт. И хотя её доля в себестоимости изделия составляет примерно 3 %, на решение покупателя она влияет существенно. Некачественная молния, нитки не в цвет, дешёвые пуговицы могут испортить впечатление. И наоборот – красивая фурнитура улучшает не только внешний вид, но и потребительские свойства вещи. Компания «Серебряная нить» из текстильной столицы России – города Иванова – занимается фурнитурой уже четверть века и поставляет её по всей стране.
Читать далее »

Спортивная одежда отечественного производства в современных условиях

Сегодня активный образ жизни и спортивный стиль очень популярны и составляют существенную часть жизни человека. Отвечая на потребительские запросы, отечественные компании и фирмы производят широкий ассортимент спортивной одежды для тренировок и повседневной носки, однако в последнее время российским предприятиям приходится работать в сложных экономических условиях, связанных с введением санкций. Представляет интерес современное состояние динамики производства спортивной одежды в этих условиях.
Читать далее »