Этот материал вышел в № 03 за 2024 год
Пролистать PDF

Практически незаметно на наших глазах произошло одно важное событие, существенно влияющее на порядок создания новых швейных предприятий. Промышленное оборудование появилось на ведущих маркетплейсах. Теперь вроде бы отпала необходимость обращаться в специализированные организации. Можно обойтись и без них. Покупай швейные машины и начинай шить. Так ли это?

Швейное производство – это не просто набор оборудования. Оно должно быть подобрано по применяемой технологии, производительности, правильно расставлено по цеху, соответствовать принятой организации труда. Кратко рассмотрим лишь основные вопросы, которые придется решить начинающему предпринимателю.

Выбор ассортимента. Это наименее формализованный этап, но от него зависит до 80 % дальнейшего успеха. Существуют идеальные варианты выбора: это близость предпринимателя к крупному заказчику, например, потребителю спецодежды, или к поставщику основных материалов. Или предприниматель уже имеет опыт сбыта готовой продукции, завезенной им по импорту или производимой на сторонних предприятиях. Здесь все ясно, но в жизни редко встречаются идеальные варианты. Тогда не остается ничего другого, кроме как изучить сложившийся рынок одежды или заняться маркетингом. Существует парадоксальная формулировка: «Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами».  

Если говорить об одежде, то предприниматель должен следить за модой и за спросом на те или иные изделия. Причем, нужно принимать во внимание не только массовость сбыта продукции, но и степень и способы его удовлетворения. Например, сегодня повышенным спросом пользуются изделия из кроеного трикотажа. Это так, но в этой области работают сотни и даже тысячи сильных предприятий, имеется устойчивый завоз импорта, что резко снижает для начинающего предпринимателя возможность пробиться к успеху. Возможно, ему следует заняться более узкой, практически уникальной продукцией, но с незаполненной областью предложения. Например, в связи с экономическими санкциями полностью прекратился ввоз в страну конской амуниции, а свое собственное производство мы уничтожили еще лет тридцать назад. Посмотрите вокруг себя, найдите оригинальную область производства: например, одежду для полных, карнавальные костюмы, одежду для спортсменов или изделия, имитирующие народные промыслы и т. д. Если это вам удается, то это еще не гарантирует конечный успех, но сильно повышает шансы на его приход. 

Рис.1 Функции автоматизированной швейной машины

В любом случае нужно предупредить начинающего предпринимателя о нежелательной всеядности в области ассортимента. Ему может казаться, что наиболее широкий охват продукции поможет снизить риски неустойчивого сбыта, например, изготавливать легкую и тяжелую группы изделий, летнюю и зимнюю одежду, женское платье и зимнее пальто. Такой предприниматель не принимает во внимание, что ему понадобятся и разные виды оборудования, частые его переналадки, подбор более квалифицированных специалистов и операторов. Все эти проблемы в принципе можно решить, но эффективность подобного производства резко снизится. 

От чего оттолкнуться. Но вот ассортимент выбран. Пришло время огласить какие-либо количественные показатели, которые помогут выбрать масштаб и характер планируемого производства. Прекрасно, если заказчик может сказать, какой объем производства он планирует. Пусть этот объем будет годовым, месячным или сменным, они все однозначно связаны друг с другом. Останутся только уточняющие вопросы, и заказчик получит полное представление о требуемых производственных площадях, количестве персонала, перечнях оборудования, финансовых затратах. Возможна и другая постановка вопроса, исходя из имеющихся у заказчика ресурсов. Например, он уже присмотрел помещение, знает его площадь и спрашивает: «Какое максимальное количество продукции я могу с нее получить?» Или предприниматель знает, сколько он может потратить на производство. Скажем, два миллиона рублей. Что можно приобрести за эти деньги, и какое количество продукции они обеспечат. 

«ШВЕЙМАШ» может вооружить начинающего предпринимателя некоторыми основополагающими знаниями, а уж ему решать, прислушаться к ним или нет. Он должен узнать, что трудоемкость сборочного процесса составляет 85-90 % от всей трудоемкости изделия, что на одно рабочее место требуется предусмотреть не менее 5 квадратных метров площади, какую долю должно составлять оборудование для влажно-тепловой обработки в зависимости от ассортимента и т. д. На каждое швейное изделие существуют нормы времени изготовления, как разработанные еще в Советском Союзе, так и ведущих иностранных фирм. Правда, к ним нужно относиться с пониманием и проводить соответствующую коррекцию. 

Сейчас в стране до предела обострилась проблема с рабочими кадрами, швейное производство не исключение, а одна из наиболее страдающих от этого отраслей народного хозяйства. Возможно, заказчик при формулировке задачи должен ограничить число или квалификацию работников. Тогда в несколько раз возрастет требование к степени автоматизации нового производства.   

Организация производства. Организация промышленного производства – это система закономерностей, правил и мер, направленных на рациональное сочетание средств производства и труда в едином процессе при определенных технических, технологических и социально-экономических условиях. 

Рис.2 Операции, выполняемые на шаблонном полуавтомате

Если говорить о малых производствах, то для них нужно выбрать способ организации каждого рабочего места и способ передач полуфабрикатов между рабочими местами. Выбор этих показателей зависит, прежде всего, от объема проектируемого производства и требований по сбыту. В подавляющем большинстве случаев рабочие места располагаются по двум сторонам междустолья и снабжаются простыми транспортными средствами, бесприводными тележками. Таким образом организуются агрегаты. В более развитых производствах могут применяться и автоматизированные транспортные средства. Запуск полуфабрикатов выполняется запускальщиками пачками со столов запуска, швеи сидят за столами на рабочих стульях.

В отдельных случаях применяется поштучный запуск и работа за рабочими местами стоя. Такой способ позволяет радикально снизить объем незавершенного производства и повысить скорость реакции на заказ торговли. 

Парк машин. За последние полтора-два десятилетия произошли радикальные изменения в технологии изготовления одежды и, соответственно, в парке применяемого оборудования. 

Во-первых, полностью ушли со сцены машины неавтоматического действия. Применяемые с ними электроприводы с фрикционными муфтами не смогли компенсировать присущие им существенные недостатки: повышенное потребление электроэнергии, тепловые потери, трудности автоматизации. Они еще держались на плаву по ценовым соображениям, но стоило появиться сопоставимым с ними по ценам автоматизированным приводам, как они начали исчезать. Автоматизированные приводы позволяют сократить расход электроэнергии, легко управлять скоростными режимами, повышают комфортность работы, закладывают основу дальнейшей широкой автоматизации вспомогательных приемов и программирования строчек (см. рис. 1). 

Во-вторых, радикально расширился парк применяемых машин полуавтоматического действия. Основным недостатком швейных полуавтоматов всегда было сочетание их высокой производительности с узкой областью использования и низкой гибкостью. Из-за этого малые производства не могли их применять эффективным образом, т. к. просто не могли их загрузить из-за малых объемов. Появившиеся шаблонные полуавтоматы и полуавтоматы для шитья по программируемому контуру смогли преодолеть этот недостаток. (см. рис. 2). Программы в них задаются электронным способом, и в связи с легкостью реализации возникает ощущение, что они могут шить по любому контуру, который задумает конструктор. В реальности дело обстоит не совсем так. Из-за гибкости и низкой формоустойчивости обрабатываемых тканей и трикотажных полотен имеется необходимость зажимать полуфабрикаты в кассете, а кассета - это механическое устройство и его нужно сделать. Да, конструкция кассет предельно упрощена. Они делаются из простого в обработке оргстекла или пластика, скрепляются не петлями, а клейкой лентой. Машиностроительные предприятия, обладающие оборудованием для лазерного раскроя, с удовольствием их делают за вполне вменяемые деньги. Такие полуавтоматы в состоянии выполнить широкий круг операций: стежку слоев с утеплителем, обтачивание по контуру, настрачивание накладных деталей, втачивание молний и т. д. А это позволяет при смене программ и кассет использовать их даже в производствах небольшой мощности. При этом повышение производительности труда от применения такого оборудования может вырасти в 5-8 раз, то есть, один полуавтомат заменит до 8 обычных машин. 

В-третьих, стало выгодным применять установки  автоматизированного раскройного комплекса я в процессах средней и даже малой мощности. Этому есть несколько объяснений. Первое – это снижение стоимости такого оборудования без принципиального снижения его качества.  Второе – предприниматели начали реально учитывать все преимущества оборудования, а не только повышение производительности труда, традиционное для замены неавтоматизированных машин автоматами. Это экономия материала за счет снижения концевых выпадов, уплотнения раскладки, уменьшения межлекальных выпадов и т. п. Вместе с применением САПР программный раскрой может обеспечить экономию материалов до 5-7 %. Кроме того, такое оборудование вызывает повышение точности кроя, обеспечивающее эффективное применение полуавтоматических швейных машин и исключение дополнительной подрезки кроя и сборочных единиц. 

Подготовка производства. Современное швейное производство может стать эффективным только при соответствующей подготовке производства. Сюда мы отнесем средства автоматизированного проектирования лекал, раскладок, сборочных процессов, программирования оборудования с системами числового программного управления, планирование производства, сбыта и других процессов. Работа современного оборудования и производственные процессы практически невозможны без применения таких средств. Необходимо понять, что значение грамотной подготовки производства возрастает не кратно, а на порядок или даже на несколько порядков. 

Швейный процесс - это сборочное производство, в котором должны быть оптимизированы как длительность выполнения отдельных операций, так и сборочные маршруты. Процесс должен работать ритмично, без потерь времени на ожидание кроя, восстановление отдельных единиц машин, передачи полуфабрикатов. 

Особую роль в оптимизации результатов играет унификация в самом широком смысле этого слова. Это унификация отдельных деталей, конструкции изделий, поузловой сборки, отделочных решений. Казалось бы, этим можно пренебречь, ведь современное оборудование отработает любую программу. Это так, но вспомним о необходимости создания кассет для закрепления полуфабрикатов. Конечно, можно сделать и увеличенное количество таких кассет, но тогда около полуавтомата с ЧПУ нужно будет строить настоящий склад для хранения таких кассет, увеличивать время на их поиск и смену. 

Отделка изделий. Подлинная революция происходит в области создания новых отделочных эффектов швейных изделий на основе современной вычислительной техники. Это касается самых разных видов печати на тканях и различной вышивки. Еще несколько десятков лет назад рисунки на ткани наносились весьма трудоемкими методами: красящими валами с гравировкой, работающими каждый в своей ванной с краской. Нужно было увеличить число красок – будь добр увеличить число валов, нужно изменить рисунок – изменяй вал и т. д. 

Революция произошла с приходом электронных и программных средств в область нанесения рисунков. Появились принтеры прямой печати на ткани, сублимационные методы переноса рисунка с бумаги на ткань путем нагрева, существенно усовершенствовались методы трафаретной печати. Теперь достаточно взять однотонную ткань, прежде всего, белого цвета и нанести на нее любой фантазийный рисунок. Скорость создания и нанесения рисунков увеличилась в сотни раз с одновременным снижением затрат на их изменение. Этот процесс во многом перешел из отделочного текстильного производства в швейное и трикотажное, многократно расширив возможности создания новых дизайнов, новых изделий, новых моделей.

Одновременно с этим расширились возможности применения вышивальной техники. Помимо упрощения ее программирования произошло совершенствование технологических процессов и отделочных эффектов. В вышивальные полуавтоматы пришли лазерные выкраивающие устройства, приспособления для подачи в рабочие зоны пайеток, шнуров и прочих отделочных элементов. 

Перечисленные технологические достижения коснулись, прежде всего, курточного и пальтового ассортимента из синтетических тканей, женской и детской одежды, трикотажных изделий. 

ООО «Фирма ШВЕЙМАШ» имеет богатый опыт в проектировании швейных производств любой сложности и любого ассортимента и готова им поделиться с начинающими предпринимателями. 

А.А Ганулич, к.т.н., ООО «Фирма ШВЕЙМАШ»

Подписывайтесь на наши соцсети:

вконтакте: https://vk.com/lp_magazine

телеграм: https://t.me/lpcourier

Также в номере:

Выставка «ИНТЕРТКАНЬ» представляет «умные» ткани для спорта и активного образа жизни

Сезон заказов на пошив эксклюзивных костюмов у спортсменов обычно стартует в августе. Например, фигуристы свои программы начинают ставить весной, продолжают летом, а когда впереди контрольные прокаты и первые турниры сезона – пора шить костюм. Над этим работают узкопрофильные специалисты, которые умеют выбрать материалы, показать достоинства фигуры спортсмена и учесть нюансы движений.
Читать далее »

Продвинутая DTF-система Prestige R2 PRO для настоящих PROфессионалов легкой промышленности

На сегодняшний день DTF-печать это одно из самых перспективных направлений в текстильном сегменте рынка легкой промышленности. Мы вместе с компанией «РУССКОМ» решили разобраться подробнее в данном направлении.
Читать далее »

Трикотажные полотна «Дилан Текстиль»: выбор очевиден!

Состоявшаяся в марте 2024 года на территории «Экспоцентра» международная выставка «ИНТЕРТКАНЬ» традиционно объединила производителей и поставщиков тканей, текстильных материалов и трикотажных полотен. Компания ООО «Дилан Текстиль», один из крупнейших и успешных производителей трикотажного полотна в России, приняла  участие  в выставке  и представила  большой ассортимент трикотажных  полотен  на своем  красивом информативном стенде.
Читать далее »