Этот материал вышел в № 03 за 2024 год
Пролистать PDF

Сегодня активный образ жизни и спортивный стиль очень популярны и составляют существенную часть жизни человека. Отвечая на потребительские запросы, отечественные компании и фирмы производят широкий ассортимент спортивной одежды для тренировок и повседневной носки, однако в последнее время российским предприятиям приходится работать в сложных экономических условиях, связанных с введением санкций. Представляет интерес современное состояние динамики производства спортивной одежды в этих условиях.

 

Для производства спортивной одежды наряду с хлопковыми используются и современные высокотехнологичные материалы, которые обеспечивают комфортные ощущения даже при высоких физических нагрузках и хорошие вентиляционные свойства. Практически во всех моделях спортивных мужских и женских костюмов применяются антибактериальные волокна, нейтрализующие запах пота и обеспечивающие сухость на протяжении всего времени носки. 

 

Данные по производству спортивной одежды трикотажной или вязаной отечественными компаниями и фирмами в натуральном выражении в 2023 г. по сравнению с 2022 г., в соответствии с классификатором ОКПД 2, приведены в табл. 1.  

     Из данных табл. 1 следует, что в 2023 г. выпуск костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды трикотажной или вязаной в натуральном выражении составил 8,47 млн шт., или увеличился на 6,9 % (0,55 млн шт.) по сравнению с 2022 г. (7,92 млн шт.). В данном выпуске доля костюмов купальных трикотажных или вязаных составила 4,4 % (373,2 тыс. шт.). 

 

Костюмы спортивные, костюмы лыжные, костюмы купальные и прочая одежда трикотажная или вязаная производятся отечественными компаниями и фирмами в различных федеральных округах. Доли выпуска такой спортивной одежды в натуральном выражении в федеральных округах в 2023 г. представлены на рис. 1.

     В 2023 г. наибольший объём костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды трикотажной или вязаной - 55,5 % (4,7 млн. шт.) произведен в Центральном федеральном округе. Выпуск такой одежды в этом округе увеличился на 11,9 % (0,5 млн шт.) по сравнению с 2022 г. (4,2 млн шт.). Далее следует Северо-Западный федеральный округ, в котором произведено порядка 18 % (17,7 %), или 1,5 млн шт. спортивной одежды трикотажной или вязаной. Выпуск такой одежды в данном округе существенно уменьшился, на 15,3 % (0,27 млн шт.) по отношению к 2022 г. (1,77 млн шт.). В Приволжском федеральном округе произведено 16 % (1,35 млн шт.) спортивной одежды трикотажной или вязаной. Выпуск этой одежды в 2023 г. значительно увеличился - на 29,8 % (0,31 млн шт.) по сравнению с предыдущим годом (1,04 млн шт.). Доля выпуска спортивной одежды трикотажной или вязаной в Южном федеральном округе составила 4 % (349,3 тыс. шт.). Выпуск такой одежды также значительно увеличился - на 40 % (92,6 тыс. шт.) по отношению к 2022 г. (256,7 тыс. шт.). В Сибирском федеральном округе произведено 3 % (250,9 тыс. шт.) костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды трикотажной или вязаной, что на 17 % (51,2 тыс. шт.) меньше, чем в предыдущем году (302,1 тыс. шт.). Доля выпуска спортивной одежды трикотажной или вязаной в Уральском федеральном округе составляет порядка 2,5 % (208,6 тыс. шт.). Выпуск такой спортивной одежды в этом округе увеличился на 3,8 % (7,6 тыс. шт.) по сравнению с 2022 г. (201 тыс. шт.). В Северо-Кавказском федеральном округе произведено порядка 1 % (1,2 %), или 102,2 тыс. шт. спортивной одежды трикотажной или вязаной, что на 1 % (1 тыс. шт.) меньше по сравнению с предыдущим годом (103,2 тыс. шт.). В Дальневосточном округе, несмотря на значительное увеличение в 2023 г. производства спортивной одежды трикотажной или вязаной, на 71,4 % (4,5 тыс. шт.), выпуск такой одежды небольшой, менее 1 % (10,8 тыс. шт.), поэтому данный округ на рис. 1 не приведен. 

 

Костюмы спортивные, костюмы лыжные, костюмы купальные и прочая одежда трикотажная или вязаная производятся в различных областях федеральных округов. В 2023 г. наибольший выпуск такой спортивной одежды, 55,5 % (4,7 млн шт.), осуществлён в Центральном федеральном округе. Более половины объёма выпуска, 63,2 % (2,97 млн шт.) в этом округе произведено в двух субъектах: г. Москве (город федерального значения) и в Ивановской области. Наибольший объём выпуска, 40% (1,88 млн шт.), произведен в г. Москве. В Ивановской области произведено 23,2 % (1,09 млн шт.) спортивной одежды трикотажной или вязаной. Относительно костюмов купальных трикотажных или вязаных, доля которых в рассматриваемом выпуске составляет 4,4 % (373,2 тыс. шт.), наибольший объём их выпуска 41,7 % (155,7 тыс. шт.) зафиксирован в Центральном федеральном округе. В Северо-Западном федеральном округе произведено порядка 21,2 % (79 тыс. шт.) костюмов купальных трикотажных или вязаных. Выпуск такой продукции в Южном федеральном округе составляет 8,9 % (33,4 тыс. шт.), Сибирском – 8,8 % (33 тыс. шт.), в Приволжском – 1,6 % (6 тыс. шт.). 

 

В рассмотренных федеральных округах произведено 82,3 % (307,1 тыс. шт.) костюмов купальных трикотажных или вязаных. Выпуск таких костюмов в прочих федеральных округах составляет 17,7 % (66,1 тыс. шт.). 

 

Кроме спортивной одежды трикотажной или вязаной отечественные компании и фирмы производят спортивную одежду из текстильных материалов. Данные по производству спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, в натуральном выражении в 2023 г. по сравнению с 2022 г., в соответствии с классификатором ОКПД 2, приведены в табл. 2.   

 

Из данных табл. 2 следует, что в 2023 г. выпуск костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных; прочей одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, в натуральном выражении составил 2,26 млн шт. - увеличился на 1,8 % (0,04 млн шт.) по сравнению с 2022 г. (2,22 млн шт.). В данном выпуске доля костюмов купальных из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, составляет 4 % (92 тыс. шт.). Спортивная одежда данного вида производятся отечественными компаниями и фирмами в различных федеральных округах. Доли выпуска такой спортивной одежды в натуральном выражении в федеральных округах в 2023 г. представлены на рис. 2.

     В 2023 г. более половины выпуска, 74 % (1,67 млн шт.) костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных, прочей одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, произведено в двух федеральных округах: Центральном и Приволжском. Наибольший объём выпуска такой спортивной одежды, порядка 42 % (0,94 млн шт.), произведен в Центральном федеральном округе, что на 16 % (0,13 млн шт.).  

 

больше по сравнению с предыдущим годом (0,81 млн шт.). В Приволжском федеральном округе было произведено более 32 % (0,73 млн шт.) спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, что на 4,3 % (0,03 млн шт.) больше по отношению к 2022 г. (0,70 млн шт.). Доля выпуска такой спортивной одежды в Сибирском федеральном округе составляет 11 % (241,2 тыс. шт.), то есть выпуск значительно уменьшился, на 37 % (141,5 тыс. шт.) по сравнению с 2022 г. (382,7 тыс. шт.). В Северо-Западном федеральном округе произведено 7 % (149,7 тыс. шт.) спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, или на 8,9 % (14,6 тыс. шт.) меньше, чем в 2022 г. (164,3 тыс. шт.). Доля выпуска такой спортивной одежды в Уральском федеральном округе составляет порядка 4 % (81,9 тыс. шт.); выпуск существенно увеличился - на 28,1 % (на 18 тыс. шт.) по отношению к предыдущему году (63,9 тыс. шт.). В Северо-Кавказском федеральном округе произведено более 2 % (2,5 %, 57,8 тыс. шт.) спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, что на 9,2 % (4,9 тыс. шт.) больше по сравнению с 2022 г. (52,9 тыс. шт.). В Южном и Дальневосточном федеральных округах выпуск спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, небольшой и составляет по 1,4 % в каждом округе. В Южном федеральном округе произведено 32,6 тыс. шт. такой спортивной одежды, что на 5,8 % (2 тыс. шт.) меньше по отношению к предыдущему году (34,6 тыс. шт.). В Дальневосточном федеральном округе выпуск спортивной одежды из текстильных материалов составил 31,9 тыс. шт., или значительно увеличился, в 3,1 раза (на 209,7 %), или на 21,6 тыс. шт., по сравнению с 2022 г. (10,3 тыс. шт.). Костюмы спортивные, костюмы лыжные, костюмы купальные; прочая одежда из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных производится в различных областях федеральных округов. В 2023 г. наибольший выпуск такой одежды, порядка 42 % (0,94 млн шт.), произведен в Центральном федеральном округе. Более половины выпуска, 55,9 % (526 тыс. шт.) костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных; прочей одежды из текстильных материалов в этом округе произведено в двух субъектах: г. Москве (город федерального значения) и в Ярославской области. Наибольший объём выпуска такой спортивной одежды, 43,6 % (410 тыс. шт.), произведен в г. Москве. В Ярославской области произведено 12,3 % (116 тыс. шт.) спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных. В 2023 г. в выпуске костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, выпуск костюмов купальных из текстильных материалов составляет 4 %, или 92 тыс. шт., что на 33,3 % (23 тыс. шт.) больше по сравнению с 2022 г. (69 тыс. шт.). Практически весь объём выпуска купальных костюмов из текстильных материалов, 89,7 % (82,5 тыс. шт.) произведен в Центральном федеральном округе. Выпуск таких купальных костюмов в этом округе увеличился на 37,7 % (22,6 тыс. шт.) по сравнению с 2022 г. (59,9 тыс. шт.). В Приволжском федеральном округе произведено только 0,951 тыс. шт., или 1 % выпуска купальных костюмов из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных. Выпуск таких костюмов в прочих федеральных округах составляет 9,3 % (8,55 тыс. шт.). 

 

Таким образом, в 2023 г. отечественными компаниями и фирмами произведено 10,73 млн шт. костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды трикотажной или вязаной, а также из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, что на 5,8 % (0,59 млн шт.) больше по сравнению с 2022 г. (10,14 млн шт.). Доля такой спортивной одежды трикотажной или вязаной составляет 78,94 % (8,47 млн шт.), а спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, составляет 21,06 % (2,26 млн шт.). Выпуск спортивной одежды трикотажной или вязаной в натуральном выражении в 3,7 раз, или на 6,21 млн шт. превышает выпуск такой спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных. В 2023 г. выпуск спортивной одежды трикотажной или вязаной увеличился на 6,9 % (0,55 млн шт.), а выпуск спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, увеличился на 1,8 % (0,04 млн шт.) по сравнению с 2022 г. Наибольший выпуск спортивной одежды трикотажной или вязаной, а также спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, произведен в Центральном федеральном округе, и составил 55,5 % (4,7 млн шт.) и 42 % (0,94 млн шт.) соответственно. В этом округе наибольший выпуск спортивной одежды трикотажной или вязаной, а также спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, произведен в г. Москве, и составил 40 % (1,88 млн шт.) и 43,6 % (410 тыс. шт.) соответственно. 

 

Таким образом, можно утверждать, что введение санкций практически не оказало существенного влияния на выпуск отечественными компаниями и фирмами спортивной одежды рассмотренного ассортимента.

 

Людмила Фомченкова, канд. техн. наук

 

Подписывайтесь на наши соцсети:

 

вконтакте: https://vk.com/lp_magazine

телеграм: https://t.me/lpcourier

Также в номере:

Как создать новое швейное предприятие

Практически незаметно на наших глазах произошло одно важное событие, существенно влияющее на порядок создания новых швейных предприятий. Промышленное оборудование появилось на ведущих маркетплейсах. Теперь вроде бы отпала необходимость обращаться в специализированные организации. Можно обойтись и без них. Покупай швейные машины и начинай шить. Так ли это?
Читать далее »

Андрей Чураев: "Растем вместе с российским спортом"

В 2022 году, когда из России ушли многие марки спортивной одежды, эксперты прогнозировали взрывной рост производства в этом сегменте. О том, как в действительности обстоят дела, и за счет чего удается расти и выходить на новые высоты, мы поговорили с руководителем компании РО-СПОРТ, которая производит одежду для профессионального и любительского спорта, Андреем Чураевым.
Читать далее »

НОВИНКИ ЛЕТА 2024: СПОРТИВНЫЕ ТКАНИ И ТРИКОТАЖ ОТ OLDOS

Реальные успехи и достижения в спорте напрямую связаны с тем, насколько правильно подобрана форма для спортсменов. Она должна быть удобной, с хорошо прошитыми швами. Необходимо, чтобы используемая ткань или трикотаж обладали особыми свойствами – не стесняли движений, были прочными и долговечными, хорошо держали форму, быстро сохли, надолго сохраняли цвет при частых стирках. 
Читать далее »