Этот материал вышел в № 03 за 2024 год
Пролистать PDF

Сегодня активный образ жизни и спортивный стиль очень популярны и составляют существенную часть жизни человека. Отвечая на потребительские запросы, отечественные компании и фирмы производят широкий ассортимент спортивной одежды для тренировок и повседневной носки, однако в последнее время российским предприятиям приходится работать в сложных экономических условиях, связанных с введением санкций. Представляет интерес современное состояние динамики производства спортивной одежды в этих условиях.

 

Для производства спортивной одежды наряду с хлопковыми используются и современные высокотехнологичные материалы, которые обеспечивают комфортные ощущения даже при высоких физических нагрузках и хорошие вентиляционные свойства. Практически во всех моделях спортивных мужских и женских костюмов применяются антибактериальные волокна, нейтрализующие запах пота и обеспечивающие сухость на протяжении всего времени носки. 

 

Данные по производству спортивной одежды трикотажной или вязаной отечественными компаниями и фирмами в натуральном выражении в 2023 г. по сравнению с 2022 г., в соответствии с классификатором ОКПД 2, приведены в табл. 1.  

     Из данных табл. 1 следует, что в 2023 г. выпуск костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды трикотажной или вязаной в натуральном выражении составил 8,47 млн шт., или увеличился на 6,9 % (0,55 млн шт.) по сравнению с 2022 г. (7,92 млн шт.). В данном выпуске доля костюмов купальных трикотажных или вязаных составила 4,4 % (373,2 тыс. шт.). 

 

Костюмы спортивные, костюмы лыжные, костюмы купальные и прочая одежда трикотажная или вязаная производятся отечественными компаниями и фирмами в различных федеральных округах. Доли выпуска такой спортивной одежды в натуральном выражении в федеральных округах в 2023 г. представлены на рис. 1.

     В 2023 г. наибольший объём костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды трикотажной или вязаной - 55,5 % (4,7 млн. шт.) произведен в Центральном федеральном округе. Выпуск такой одежды в этом округе увеличился на 11,9 % (0,5 млн шт.) по сравнению с 2022 г. (4,2 млн шт.). Далее следует Северо-Западный федеральный округ, в котором произведено порядка 18 % (17,7 %), или 1,5 млн шт. спортивной одежды трикотажной или вязаной. Выпуск такой одежды в данном округе существенно уменьшился, на 15,3 % (0,27 млн шт.) по отношению к 2022 г. (1,77 млн шт.). В Приволжском федеральном округе произведено 16 % (1,35 млн шт.) спортивной одежды трикотажной или вязаной. Выпуск этой одежды в 2023 г. значительно увеличился - на 29,8 % (0,31 млн шт.) по сравнению с предыдущим годом (1,04 млн шт.). Доля выпуска спортивной одежды трикотажной или вязаной в Южном федеральном округе составила 4 % (349,3 тыс. шт.). Выпуск такой одежды также значительно увеличился - на 40 % (92,6 тыс. шт.) по отношению к 2022 г. (256,7 тыс. шт.). В Сибирском федеральном округе произведено 3 % (250,9 тыс. шт.) костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды трикотажной или вязаной, что на 17 % (51,2 тыс. шт.) меньше, чем в предыдущем году (302,1 тыс. шт.). Доля выпуска спортивной одежды трикотажной или вязаной в Уральском федеральном округе составляет порядка 2,5 % (208,6 тыс. шт.). Выпуск такой спортивной одежды в этом округе увеличился на 3,8 % (7,6 тыс. шт.) по сравнению с 2022 г. (201 тыс. шт.). В Северо-Кавказском федеральном округе произведено порядка 1 % (1,2 %), или 102,2 тыс. шт. спортивной одежды трикотажной или вязаной, что на 1 % (1 тыс. шт.) меньше по сравнению с предыдущим годом (103,2 тыс. шт.). В Дальневосточном округе, несмотря на значительное увеличение в 2023 г. производства спортивной одежды трикотажной или вязаной, на 71,4 % (4,5 тыс. шт.), выпуск такой одежды небольшой, менее 1 % (10,8 тыс. шт.), поэтому данный округ на рис. 1 не приведен. 

 

Костюмы спортивные, костюмы лыжные, костюмы купальные и прочая одежда трикотажная или вязаная производятся в различных областях федеральных округов. В 2023 г. наибольший выпуск такой спортивной одежды, 55,5 % (4,7 млн шт.), осуществлён в Центральном федеральном округе. Более половины объёма выпуска, 63,2 % (2,97 млн шт.) в этом округе произведено в двух субъектах: г. Москве (город федерального значения) и в Ивановской области. Наибольший объём выпуска, 40% (1,88 млн шт.), произведен в г. Москве. В Ивановской области произведено 23,2 % (1,09 млн шт.) спортивной одежды трикотажной или вязаной. Относительно костюмов купальных трикотажных или вязаных, доля которых в рассматриваемом выпуске составляет 4,4 % (373,2 тыс. шт.), наибольший объём их выпуска 41,7 % (155,7 тыс. шт.) зафиксирован в Центральном федеральном округе. В Северо-Западном федеральном округе произведено порядка 21,2 % (79 тыс. шт.) костюмов купальных трикотажных или вязаных. Выпуск такой продукции в Южном федеральном округе составляет 8,9 % (33,4 тыс. шт.), Сибирском – 8,8 % (33 тыс. шт.), в Приволжском – 1,6 % (6 тыс. шт.). 

 

В рассмотренных федеральных округах произведено 82,3 % (307,1 тыс. шт.) костюмов купальных трикотажных или вязаных. Выпуск таких костюмов в прочих федеральных округах составляет 17,7 % (66,1 тыс. шт.). 

 

Кроме спортивной одежды трикотажной или вязаной отечественные компании и фирмы производят спортивную одежду из текстильных материалов. Данные по производству спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, в натуральном выражении в 2023 г. по сравнению с 2022 г., в соответствии с классификатором ОКПД 2, приведены в табл. 2.   

 

Из данных табл. 2 следует, что в 2023 г. выпуск костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных; прочей одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, в натуральном выражении составил 2,26 млн шт. - увеличился на 1,8 % (0,04 млн шт.) по сравнению с 2022 г. (2,22 млн шт.). В данном выпуске доля костюмов купальных из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, составляет 4 % (92 тыс. шт.). Спортивная одежда данного вида производятся отечественными компаниями и фирмами в различных федеральных округах. Доли выпуска такой спортивной одежды в натуральном выражении в федеральных округах в 2023 г. представлены на рис. 2.

     В 2023 г. более половины выпуска, 74 % (1,67 млн шт.) костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных, прочей одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, произведено в двух федеральных округах: Центральном и Приволжском. Наибольший объём выпуска такой спортивной одежды, порядка 42 % (0,94 млн шт.), произведен в Центральном федеральном округе, что на 16 % (0,13 млн шт.).  

 

больше по сравнению с предыдущим годом (0,81 млн шт.). В Приволжском федеральном округе было произведено более 32 % (0,73 млн шт.) спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, что на 4,3 % (0,03 млн шт.) больше по отношению к 2022 г. (0,70 млн шт.). Доля выпуска такой спортивной одежды в Сибирском федеральном округе составляет 11 % (241,2 тыс. шт.), то есть выпуск значительно уменьшился, на 37 % (141,5 тыс. шт.) по сравнению с 2022 г. (382,7 тыс. шт.). В Северо-Западном федеральном округе произведено 7 % (149,7 тыс. шт.) спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, или на 8,9 % (14,6 тыс. шт.) меньше, чем в 2022 г. (164,3 тыс. шт.). Доля выпуска такой спортивной одежды в Уральском федеральном округе составляет порядка 4 % (81,9 тыс. шт.); выпуск существенно увеличился - на 28,1 % (на 18 тыс. шт.) по отношению к предыдущему году (63,9 тыс. шт.). В Северо-Кавказском федеральном округе произведено более 2 % (2,5 %, 57,8 тыс. шт.) спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, что на 9,2 % (4,9 тыс. шт.) больше по сравнению с 2022 г. (52,9 тыс. шт.). В Южном и Дальневосточном федеральных округах выпуск спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, небольшой и составляет по 1,4 % в каждом округе. В Южном федеральном округе произведено 32,6 тыс. шт. такой спортивной одежды, что на 5,8 % (2 тыс. шт.) меньше по отношению к предыдущему году (34,6 тыс. шт.). В Дальневосточном федеральном округе выпуск спортивной одежды из текстильных материалов составил 31,9 тыс. шт., или значительно увеличился, в 3,1 раза (на 209,7 %), или на 21,6 тыс. шт., по сравнению с 2022 г. (10,3 тыс. шт.). Костюмы спортивные, костюмы лыжные, костюмы купальные; прочая одежда из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных производится в различных областях федеральных округов. В 2023 г. наибольший выпуск такой одежды, порядка 42 % (0,94 млн шт.), произведен в Центральном федеральном округе. Более половины выпуска, 55,9 % (526 тыс. шт.) костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных; прочей одежды из текстильных материалов в этом округе произведено в двух субъектах: г. Москве (город федерального значения) и в Ярославской области. Наибольший объём выпуска такой спортивной одежды, 43,6 % (410 тыс. шт.), произведен в г. Москве. В Ярославской области произведено 12,3 % (116 тыс. шт.) спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных. В 2023 г. в выпуске костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, выпуск костюмов купальных из текстильных материалов составляет 4 %, или 92 тыс. шт., что на 33,3 % (23 тыс. шт.) больше по сравнению с 2022 г. (69 тыс. шт.). Практически весь объём выпуска купальных костюмов из текстильных материалов, 89,7 % (82,5 тыс. шт.) произведен в Центральном федеральном округе. Выпуск таких купальных костюмов в этом округе увеличился на 37,7 % (22,6 тыс. шт.) по сравнению с 2022 г. (59,9 тыс. шт.). В Приволжском федеральном округе произведено только 0,951 тыс. шт., или 1 % выпуска купальных костюмов из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных. Выпуск таких костюмов в прочих федеральных округах составляет 9,3 % (8,55 тыс. шт.). 

 

Таким образом, в 2023 г. отечественными компаниями и фирмами произведено 10,73 млн шт. костюмов спортивных, костюмов лыжных, костюмов купальных и прочей одежды трикотажной или вязаной, а также из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, что на 5,8 % (0,59 млн шт.) больше по сравнению с 2022 г. (10,14 млн шт.). Доля такой спортивной одежды трикотажной или вязаной составляет 78,94 % (8,47 млн шт.), а спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, составляет 21,06 % (2,26 млн шт.). Выпуск спортивной одежды трикотажной или вязаной в натуральном выражении в 3,7 раз, или на 6,21 млн шт. превышает выпуск такой спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных. В 2023 г. выпуск спортивной одежды трикотажной или вязаной увеличился на 6,9 % (0,55 млн шт.), а выпуск спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, увеличился на 1,8 % (0,04 млн шт.) по сравнению с 2022 г. Наибольший выпуск спортивной одежды трикотажной или вязаной, а также спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, произведен в Центральном федеральном округе, и составил 55,5 % (4,7 млн шт.) и 42 % (0,94 млн шт.) соответственно. В этом округе наибольший выпуск спортивной одежды трикотажной или вязаной, а также спортивной одежды из текстильных материалов, кроме трикотажных или вязаных, произведен в г. Москве, и составил 40 % (1,88 млн шт.) и 43,6 % (410 тыс. шт.) соответственно. 

 

Таким образом, можно утверждать, что введение санкций практически не оказало существенного влияния на выпуск отечественными компаниями и фирмами спортивной одежды рассмотренного ассортимента.

 

Людмила Фомченкова, канд. техн. наук

 

Подписывайтесь на наши соцсети:

 

вконтакте: https://vk.com/lp_magazine

телеграм: https://t.me/lpcourier

Также в номере:

Андрей Чураев: "Растем вместе с российским спортом"

В 2022 году, когда из России ушли многие марки спортивной одежды, эксперты прогнозировали взрывной рост производства в этом сегменте. О том, как в действительности обстоят дела, и за счет чего удается расти и выходить на новые высоты, мы поговорили с руководителем компании РО-СПОРТ, которая производит одежду для профессионального и любительского спорта, Андреем Чураевым.
Читать далее »

WARMSET - уникальный модульный утеплитель от С2 ГРУПП

Производители верхней одежды постоянно находятся в поисках инновационных материалов, которые обладают не только высокими теплозащитными свойствами, но и сохраняют при этом другие важнейшие характеристики: повышенную прочность, восстанавливаемость, гигроскопичность.
Читать далее »

Продвинутая DTF-система Prestige R2 PRO для настоящих PROфессионалов легкой промышленности

На сегодняшний день DTF-печать это одно из самых перспективных направлений в текстильном сегменте рынка легкой промышленности. Мы вместе с компанией «РУССКОМ» решили разобраться подробнее в данном направлении.
Читать далее »