Интервью накануне выставки-конгресса «Легпром СНГ+» с Суриным Игорем Николаевичем, президентом Российского Союза Кожевников и Обувщиков
Сравнивая развитие кожевенно-обувной промышленности стран СНГ, можно отметить, что только Россия добилась значительных успехов за последние годы. Но время сейчас сложное. Какие наиболее актуальные вопросы сегодня приходится решать РСКО и отрасли?
– Введение западных санкций с 2022 года кардинально усложнило работу отрасли и Союза. Мы вынуждены искать новые рынки сбыта для экспортной продукции, аналоги технологического оборудования, химических материалов в азиатских странах и Китае. Открытие российских рынков для «дружественных стран», где легкая промышленность в приоритете, значительно усилило неравную ценовую конкуренцию и привело к ухудшению экономической ситуации в отрасли.
К сожалению, в странах СНГ не производится оборудование, химические и синтетические материалы, обеспечивающие высоко конкурентную кожевенно-обувную продукцию.
Что можете сказать о конкурентной среде, в которой сегодня находятся российские производственные компании?
– Инновационные процессы развития тормозятся, так как, к сожалению, рынок СНГ наводнен контрафактной дешевой продукцией, конкурировать с которой в ценовом плане российским производителям невозможно. Несовершенство программы маркировки обуви «Честного знака», которое позволяет добровольно заявлять принадлежность к отечественному производству, приводит к подмене понятий и обелению контрафактной продукции как от производителя. Маркетплейсы стали рассадниками контрафактной продукции.
Какие, на Ваш взгляд, имеются перспективы сотрудничества предприятий кожевенно-обувной отрасли стран СНГ? Это обмен опытом, технологиями, кадрами или есть условия и для более глубокой кооперации?
– У СНГ есть положительные примеры реализации совместных проектов. Из положительного – тесное сотрудничество производителей кожи и обуви России и Республики Беларусь в вопросах кооперационных связей (экспорт и импорт кожи и обуви).
Сотрудничеству должны способствовать примерно равные налоговые и таможенные условия, а также наличие производственной базы у стран- партнеров. У Республики Беларусь и Российской Федерации эти факторы есть.
Также можно отметить плодотворное сотрудничество с производителями Узбекистана, которые в последние годы сильно увеличили производство кожи и обуви. С другими странами СНГ – сложнее. Поэтому говорить о всех странах еще рано.
С 27 по 30 августа 2024 года в Москве пройдет 2-я Евразийская выставка-конгресс легкой промышленности «Легпром СНГ+». Как Вы оцениваете значение проведения этой выставки для развития деловых отношений стран СНГ?
– Это хорошая идея организовать в рамках одной выставочной площадки все подотрасли легкой промышленности стран СНГ, где Легпром является приоритетным.
Что необходимо, на Ваш взгляд, сделать руководству стран СНГ для более широкого участия предприятий кожевенно-обувной отрасли в выставке «Легпром СНГ+»?
– В это сложное время правительства стран СНГ, как мне кажется, должны финансово поддержать участие производителей в этой выставке, которая будет служить не только увеличению товарооборота между странами, но и площадкой обмена опытом, поиска новых партнеров, настройки кооперационных связей и главное - укреплять дружественные отношения между народами и служить «мягкой силой» содружества СНГ.
Российские производители ждут именно такого подхода к выставке. В противном случае, из-за финансовых проблем участия: а это не только стоимость площади, но и расходы на трансфер участников и экспонатов, и проживание, и питание и другие расходы, которые не под силу как российским производителям, так и производителям других стран, для которых приезд в Россию стоит больших затрат. Здесь можно привести положительный пример Китая, который почти все выставки своих производителей финансово поддерживает, что приводит к экспансии китайских товаров по всему миру.
Производители очень ждут такой же поддержки выставки «Легпром СНГ+» от руководства СНГ, возможно, путем создания выставочного фонда СНГ за счет всех участников-стран СНГ.
Какие условия могут способствовать успешному развитию кожевенно-обувной промышленности стран СНГ?
– Чтобы обеспечить инновационное опережающее развитие легкой промышленности в странах СНГ, необходимо создавать равные конкурентные условия как с основным мировым производителем одежды и обуви – Китаем, так и в странах СНГ:
- унифицировать налоги для легкой промышленности в странах СНГ;
- принять меры по снижению объемов контрафактной продукции, приняв законы, регулирующие работу маркетплейсов и обязывающие их продвигать отечественную продукцию;
- усилить контроль и взаимодействие таможенных органов стран СНГ за ввозом импортной некачественной продукции (обеспечить проверки обуви, как проверяются ввозимые химические материалы);
- увеличить импортные таможенные пошлины на все виды обуви до 15% (в Китае, доля которого на рынке ЕАЭС 80%, пошлина на ввоз обуви 25%) либо ввести квоты на ввоз импортной обуви;
- обнулить импортные пошлины и НДС на все виды оборудования и химию, ввозимые для производства товаров легкой промышленности, без уточнения кодов ТН ВЭД, так как современное технологическое оборудование для опережающего развития комплектно состоит из технологической и «цифровых» частей, которые по кодам не относятся к легкой промышленности, а стоимость их высока;
- проработать проекты создания при поддержке СНГ производств высококачественной металлической фурнитуры для обуви и кожгалантереи, синтетических материалов для обуви и комплектующих.
Большое спасибо, Игорь Николаевич, за это интервью. В нем представлены важные и актуальные ответы на вопросы, касающиеся кожевенно-обувной отрасли. Ваша точка зрения и опыт в этой сфере имеют большое значение, и мы ценим возможность обсудить ключевые моменты.
В 2022 году, когда из России ушли многие марки спортивной одежды, эксперты прогнозировали взрывной рост производства в этом сегменте. О том, как в действительности обстоят дела, и за счет чего удается расти и выходить на новые высоты, мы поговорили с руководителем компании РО-СПОРТ, которая производит одежду для профессионального и любительского спорта, Андреем Чураевым.
Читать далее »
Сезон заказов на пошив эксклюзивных костюмов у спортсменов обычно стартует в августе. Например, фигуристы свои программы начинают ставить весной, продолжают летом, а когда впереди контрольные прокаты и первые турниры сезона – пора шить костюм. Над этим работают узкопрофильные специалисты, которые умеют выбрать материалы, показать достоинства фигуры спортсмена и учесть нюансы движений.
Читать далее »
В рамках деловой программы прошедшей 3-5 июня в Москве XIX Выставки-презентации SPORT CASUAL MOSCOW состоялся круглый стол «Кроссовки для спорта – новые бренды-альтернативы. Кто создает конкуренцию привычным брендам—мейджорам?», который провел руководитель деловой программы Sport Casual Moscow Максим Калмыков.
Читать далее »