Этот материал вышел в № 03 за 2024 год
Пролистать PDF

Интервью накануне выставки-конгресса «Легпром СНГ+» с Суриным Игорем Николаевичем, президентом Российского Союза Кожевников и Обувщиков 

Сравнивая развитие кожевенно-обувной промышленности стран СНГ, можно отметить, что только Россия добилась значительных успехов за последние годы. Но время сейчас сложное.  Какие наиболее актуальные вопросы сегодня приходится решать РСКО и отрасли?

– Введение западных санкций с 2022 года кардинально усложнило работу отрасли и Союза. Мы вынуждены искать новые рынки сбыта для экспортной продукции, аналоги технологического оборудования, химических материалов в азиатских странах и Китае. Открытие российских рынков для «дружественных стран», где легкая промышленность в приоритете, значительно усилило неравную ценовую конкуренцию и привело к ухудшению экономической ситуации в отрасли. 

К сожалению, в странах СНГ не производится оборудование, химические и синтетические материалы, обеспечивающие высоко конкурентную кожевенно-обувную продукцию. 

Что можете сказать о конкурентной среде, в которой сегодня находятся российские производственные компании?

– Инновационные процессы развития тормозятся, так как, к сожалению, рынок СНГ наводнен контрафактной дешевой продукцией, конкурировать с которой в ценовом плане российским производителям невозможно. Несовершенство программы маркировки обуви «Честного знака», которое позволяет добровольно заявлять принадлежность к отечественному производству, приводит к подмене понятий и обелению контрафактной продукции как от производителя. Маркетплейсы стали рассадниками контрафактной продукции. 

Какие, на Ваш взгляд, имеются перспективы сотрудничества предприятий кожевенно-обувной отрасли стран СНГ?  Это обмен опытом, технологиями, кадрами или есть условия и для более глубокой кооперации?

– У СНГ есть положительные примеры реализации совместных проектов. Из положительного – тесное сотрудничество производителей кожи и обуви России и Республики Беларусь в вопросах кооперационных связей (экспорт и импорт кожи и обуви). 

Сотрудничеству должны способствовать примерно равные налоговые и таможенные условия, а также наличие производственной базы у стран- партнеров. У Республики Беларусь и Российской Федерации эти факторы есть.

Также можно отметить плодотворное сотрудничество с производителями Узбекистана, которые в последние годы сильно увеличили производство кожи и обуви. С другими странами СНГ – сложнее. Поэтому говорить о всех странах еще рано. 

С 27 по 30 августа 2024 года в Москве пройдет 2-я Евразийская выставка-конгресс легкой промышленности «Легпром СНГ+». Как Вы оцениваете значение проведения этой выставки для развития деловых отношений стран СНГ?

– Это хорошая идея организовать в рамках одной выставочной площадки все подотрасли легкой промышленности стран СНГ, где Легпром является приоритетным.

Что необходимо, на Ваш взгляд, сделать руководству стран СНГ для более широкого участия предприятий кожевенно-обувной отрасли в выставке «Легпром СНГ+»? 

– В это сложное время правительства стран СНГ, как мне кажется, должны финансово поддержать участие производителей в этой выставке, которая будет служить не только увеличению товарооборота между странами, но и площадкой обмена опытом, поиска новых партнеров, настройки кооперационных связей и главное - укреплять дружественные отношения между народами и служить «мягкой силой» содружества СНГ.

Российские производители ждут именно такого подхода к выставке. В противном случае, из-за финансовых проблем участия: а это не только стоимость площади, но и расходы на трансфер участников и экспонатов, и проживание, и питание и другие расходы, которые не под силу как российским производителям, так и производителям других стран, для которых приезд в Россию стоит больших затрат. Здесь можно привести положительный пример Китая, который почти все выставки своих производителей финансово поддерживает, что приводит к экспансии китайских товаров по всему миру.

Производители очень ждут такой же поддержки выставки «Легпром СНГ+» от руководства СНГ, возможно, путем создания выставочного фонда СНГ за счет всех участников-стран СНГ.

Какие условия могут способствовать успешному развитию кожевенно-обувной промышленности стран СНГ?

– Чтобы обеспечить инновационное опережающее развитие легкой промышленности в странах СНГ, необходимо создавать равные конкурентные условия как с основным мировым производителем одежды и обуви – Китаем, так и в странах СНГ:

- унифицировать налоги для легкой промышленности в странах СНГ;

- принять меры по снижению объемов контрафактной продукции, приняв законы, регулирующие работу маркетплейсов и обязывающие их продвигать отечественную продукцию; 

- усилить контроль и взаимодействие таможенных органов стран СНГ за ввозом импортной некачественной продукции (обеспечить проверки обуви, как проверяются ввозимые химические материалы); 

- увеличить импортные таможенные пошлины на все виды обуви до 15% (в Китае, доля которого на рынке ЕАЭС 80%, пошлина на ввоз обуви 25%) либо ввести квоты на ввоз импортной обуви;

 - обнулить импортные пошлины и НДС на все виды оборудования и химию, ввозимые для производства товаров легкой промышленности, без уточнения кодов ТН ВЭД, так как современное технологическое оборудование для опережающего развития комплектно состоит из технологической и «цифровых» частей, которые по кодам не относятся к легкой промышленности, а стоимость их высока;

- проработать проекты создания при поддержке СНГ производств высококачественной металлической фурнитуры для обуви и кожгалантереи, синтетических материалов для обуви и комплектующих. 

Большое спасибо, Игорь Николаевич, за это интервью. В нем представлены важные и актуальные ответы на вопросы, касающиеся кожевенно-обувной отрасли. Ваша точка зрения и опыт в этой сфере имеют большое значение, и мы ценим возможность обсудить ключевые моменты.

Также в номере:

Спортивная одежда отечественного производства в современных условиях

Сегодня активный образ жизни и спортивный стиль очень популярны и составляют существенную часть жизни человека. Отвечая на потребительские запросы, отечественные компании и фирмы производят широкий ассортимент спортивной одежды для тренировок и повседневной носки, однако в последнее время российским предприятиям приходится работать в сложных экономических условиях, связанных с введением санкций. Представляет интерес современное состояние динамики производства спортивной одежды в этих условиях.
Читать далее »

Как создать новое швейное предприятие

Практически незаметно на наших глазах произошло одно важное событие, существенно влияющее на порядок создания новых швейных предприятий. Промышленное оборудование появилось на ведущих маркетплейсах. Теперь вроде бы отпала необходимость обращаться в специализированные организации. Можно обойтись и без них. Покупай швейные машины и начинай шить. Так ли это?
Читать далее »

Спортивная мода новой эры

Спорт, как и вообще здоровый образ жизни, давно уже стал модой, а мода не может уже не оглядываться на спорт, поскольку всегда очень чутко реагировала на спрос, а спрос в последние годы, особенно после ковидного карантина, только в этом сегменте и растет. Но олимпийский год в столице мировой моды вывел, конечно, спортивную одежду на совершенно новый уровень, придав ей технологическое изящество и непереводимый на другие языки мира shabby chic.
Читать далее »