Этот материал вышел в № 06 за 2024 год
Пролистать PDF

В конце сентября в Иванове на базе центра "Солярис" прошел Всероссийский отраслевой форум легкой промышленности "Мануфактура 4.0" с ключевой темой "Легпром России – время объединяться". В нем приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, финансовых институтов и банковских структур, ассоциаций и отраслевых объединений, научного сообщества, и, конечно, бизнеса.

Речь на форуме действительно шла о том, что для выхода отрасли на новый уровень необходимо объединять усилия власти и бизнеса, дизайнеров и швейников, производителей и ритейла. 

Центральным событием стала пленарная сессия "Масштабирование и сотрудничество в легкой промышленности: как использовать существующие ресурсы для выхода на новые рынки России", модератором которой выступил журналист, телеведущий телеканала "Россия 24" Роман Плюсов. Участники сессии обсудили ситуацию в российском легпроме.

Отрасль растет

Директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова отметила, что 

суммарно рынок товаров легкой промышленности в России оценивается в 3 трлн рублей. При этом, по экспертной оценке, он составляет около 10 трлн. 

По данным Росстата, в отрасли работает порядка 50 000 организаций и ИП, около 300 000 человек, на 6 % больше, чем в предыдущем году. 

Что касается зарплаты, по официальным данным, в швейной отрасли она составляет 40 000 рублей (увеличившись за год на 20 %), а по экспертной оценке – 100 000-120 000 рублей. 

"За 7 месяцев 2024 года индексы промышленного производства по всем направлениям легкой промышленности выросли. В текстильном производстве это 7 %, в производстве одежды – 3 %, в производстве кожи и изделий из кожи – 6 %, в производстве обуви – на 10 %. Объем отгруженных товаров легкой промышленности за шесть месяцев составил 609 млрд рублей (+30 % к АППГ). За 4 года отрасль удвоилась», – сказала Вера Хмырова. 

Легпром развивается в самых разных регионах страны: Москве и Подмосковье, Владимирской, Ульяновской, Ростовской областях, большой вклад традиционно вносит Ивановская область. 

Стратегия – основа развития

Также Вера Хмырова напомнила, что Минпромторг ведет работу по подготовке новой стратегии развития легпрома. Одна из главных установок – уход от серьезной сырьевой зависимости страны. Сейчас отрасль использует 70-80 % иностранного сырья, химических материалов.

Чтобы изменить эту ситуацию, рассматриваются возможности наладить выпуск собственных полиэфира, вискозы, льна, шерсти. "Мы продолжаем в Минпромторге настройку рынка синтетического и химического сырья, работаем с химиками, говорим о том, что нам крайне важно создавать производство полиэфирного волокна. Проект сложный, дорогостоящий, требующий значительной государственной поддержки. Минимальная планка, при которой эти проекты становятся окупаемыми, – это 300 000 тонн полиэфира. Сборка этого проекта очень сильно зависит от того, сколько волокна отрасль может потребить. То же касается и вискозного волокна. По данным таможенной статистики, в РФ ввозится всего 15 000 тонн вискозного волокна. При этом оценочно объем, который используется в готовых изделиях, достигает 100 000 тонн. Здесь крайне важно вести работу с лесопромышленным комплексом. Проект по созданию предприятия по выпуску вискозной нити есть. Это долго, дорого, но мы будем целенаправленно продолжать отстаивать наши проекты", – сказала Вера Хмырова.

Еще одна острая тема – это производство оборудования для легкой промышленности. "Сейчас многие наши предприятия перешли с европейского оборудования на китайское. Но это не отменяет нашу стратегическую задачу по импортозамещению в этом сегменте. Крайне важно сформировать технологический суверенитет и импортонезависимость легкой промышленности. Не обязательно производить 100 % оборудования, но 50-60 % собственного рынка освоить необходимо", – отметила директор департамента Минпромторга.

Также стратегия предполагает восстановление прядения как отрасли, работу с брендами, которых в России насчитывается более 30 000. "Все это необходимо закладывать в стратегию развития легкой промышленности. И все это будет формировать новое дыхание для отрасли и создавать технологический суверенитет для Российской Федерации", – подчеркнула Хмырова.

Делать красоту массово непросто

Россия успешно обеспечивает себя обмундированием и спецодеждой, без проблем продаются российские постельные принадлежности. А вот носить одежду, произведенную в России, еще недавно было немодно. И магазины российских дизайнеров – скорее исключение. К тому же дизайнеры и швейные предприятия зачастую живут в разных мирах.

Российский дизайнер Игорь Гуляев отметил, что найти производство для массового выпуска дизайнерской одежды в России крайне сложно. "У нас реально мало компаний, у которых можно разместить свой заказ, и они выполнят его в срок, качественно и достойно. Я сделал уже не одну коллаборацию, в данный момент я ее делаю с Роскосмосом, но мы ищем компании, которые могут это реализовать. Придумать красоту я могу, правильность форм, лекал, построение всего. Но чтобы все отшили так, как любит Гуляев, это большая проблема". 

При этом Игорь Гуляев отметил, что он хочет производить именно в России. "Я не понимаю "российские марки", которые выпускают продукцию в Китае и продают ее на рынке. Не для того я столько лет занимаюсь развитием российской моды", – сказал он.

Также дизайнер посетовал на качество российских тканей, из которых непросто творить красоту.

Воспитание патриотизма через ритейл

Перемены нужны не только в производстве, но и в ритейле. Основатель федеральной сети универмагов российских дизайнеров SLAVA Concept Александр Перемятов акцентировал внимание на необходимости создания в регионах торговых площадок для российских дизайнеров.

Он особо отметил, что социализация молодежи происходит во многом через торговые центры, именно по ним молодежь судит о том, что хорошо и что плохо, что престижно, а что нет. Поэтому российским брендам очень важно занять витринную часть. Только тогда возможен всплеск потребительского патриотизма. Между тем, далеко не все так радужно, как могло бы показаться: торговые центры в России практически не вводятся с начала пандемии, то есть уже пять лет. Большие площади заняты, и российским брендам не так-то просто попадать на "витрину". Казалось бы, площади освободились с уходом целого ряда брендов из страны. Но заняли их, во-первых, китайские, индийские, турецкие бренды, которым российские компании проигрывают с точки зрения маркетинга. А во-вторых, российские бренды, товар которых зачастую произведен в других странах. 

"Многие торговые центры держат опционы на возвращение западных брендов. У нас не так много времени, чтобы занять витринную часть, потом те же самые бренды вернутся в страну", – сказал Александр Перемятов.

Курс на инновации

Принимающая сторона познакомила гостей с ситуацией в регионе. Здесь взят курс на освоение инновационных направлений легпрома. Губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский отметил, что регион остается сердцем российской легкой промышленности. Здесь выпускается более 80 % хлопчатобумажных тканей страны, 3/4 трикотажных тканей, 80 % постельного белья и более 60 % спецодежды. 

Производства в регионе растут и позитивных примеров немало. 

Так, ГК "ЛидерТекс", выпускающая свыше 1 млн пар рабочих перчаток в день и занимающая 50 % этого рынка в стране, развивает прядение из переработанного сырья в рамках эко-кластера "Зеленая нить". Как рассказал гендиректор ГК Артём Потапенко, идея зрела постепенно, но в пандемию вопрос с сырьем встал ребром. В итоге удалось выстроить полный цикл: от сбора сырья в контейнеры в Иванове, Москве, Ярославской области и т. д. до выпуска продукции. Производство успешно работает и в ближайшей перспективе должно покрыть 40 % от объема потребляемой предприятием пряжи. "Это в какой-то степени перезагрузка легкой промышленности. Мы полностью ушли от сырьевой иглы хлопка", – сказал Артём Потапенко. Компания "Фотопринт-Иваново" планирует продолжить расширение производства в рамках мембранного кластера. "Уже сейчас мы выпускаем порядка восьми новых артикулов уникальных тканей и замещаем полностью китайские поставки предыдущих лет. На перспективу планируем запустить новое производство лент для проклейки швов мембранной одежды, так как сейчас это головная боль всех швейных компаний", – отметил учредитель компании Анатолий Кутняков.

Текстильная компания "Русский дом", которая производит ткани, в том числе для спецодежды, при поддержке Фонда развития промышленности обновляет оборудование. По словам гендиректора компании Сергея Соленова, это позволит заменить импортные ткани для специальной одежды на отечественном рынке. 

Как показал форум, перемены в регионе заметны и со стороны. Модератор пленарной сессии Роман Плюсов поделился личным наблюдением. "Я приезжал сюда в 2019 году, мы были на предприятии, вокруг которого еще дымился только что уложенный асфальт. А сейчас это один из лидеров отрасли. Наверное, жителям области это развитие не так бросается в глаза, но для нас перемены очевидны", – сказал он.

Кроме того, область уже несколько лет удерживает лидерство в онлайн-торговле среди региональных продавцов. "Данные за прошлый год показали, что ее объем у нас превысил 100 млрд рублей, а по оперативным данным за восемь месяцев этого года – уже превысил 93 млрд рублей", – сказал Станислав Воскресенский.

Деловая программа форума включала также сессии "Креатив" и "Бизнес и масштабирование". В рамках первой участники обсудили интеграцию культурного кода в промышленность, подготовку креативных кадров, основные факторы успеха российских брендов. На второй сессии речь шла о работе отраслевых ассоциаций, развитии промышленного туризма и т. д.

Форум проводился при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, правительства Ивановской области и Агентства по привлечению инвестиций в Ивановскую область. Партнером форума выступает ПАО "Сбербанк".

Подписывайтесь на наши соцсети:

вконтакте: https://vk.com/lp_magazine

телеграм: https://t.me/lpcourier

Также в номере:

Российский трикотаж в руках мастера

Одним из самых ярких моментов осенней Недели моды в Москве стал показ коллекции известного российского дизайнера Сергея Сысоева, выполненной из трикотажа "ДИЛАН-ТЕКСТИЛЬ". Событие нерядовое: обычно высокая мода и российский трикотаж существуют в разных вселенных (в одной из которых подиум, красные дорожки и свет софитов, а в другой – текстильные центры и пижамы), а тут они встретились, и результат получился великолепным. Мы решили узнать о деталях подготовки коллекции и дальнейших планах дизайнера и производителя. 
Читать далее »

Дмитрий Грацков: «Поддержка отрасли в области ее цифровизации остается для нас самой важной»

«Смарт-Т» уже более двадцати лет, и на рынке цифровых технологий, пожалуй, это самая известная и крупная компания в стране. К тому же она является первопроходцем в области цифровой печати по текстилю. Первый цифровой текстильный принтер был представлен на выставке "Текстильлегпром" уже в начале двухтысячных. Мы поговорили с директором по маркетингу Дмитрием Грацковым о том как происходило освоение цифровых технологий в нашей стране и как компания этому способствовала.  
Читать далее »

ZOJE – надежные машины для тяжелых тканей

Швейные машины для тяжелых тканей представляют собой уникальное сочетание мощности, надежности и функциональности, что делает их незаменимыми инструментами в работе. В мире, где стиль и комфорт имеют первостепенное значение, особенно важно уметь работать с различными материалами, такими как деним, кожа, брезент или специальные синтетические ткани. Эти материалы требуют особого подхода и значительных усилий, и именно швейные машины для тяжелых тканей способны справиться с такой задачей. 
Читать далее »