Этот материал вышел в № 05 за 2025 год
Пролистать PDF

2025 год стал очередным испытанием для текстильной отрасли: падение спроса заставило многие компании отложить планы раз вития. Поэтому запуск крупных проектов, та ких как, например, создание новой фабрики цифровой печати в Ярославле, особенно важен, так как показывает, что отрасль сохраняет потенциал. Проект реализуют специалисты Konica Minolta Россия – и это не просто новое производство, а демонстрация того, что в Рос сии можно строить предприятия по мировым стандартам отрасли. О трендах мирового рынка, импортозамещении, экологии и новой фабрике мы побеседовали с Максимом Максимовым, главой текстильного департамента компании.

Максим, Konica Minolta Россия запускает значимый проект для текстильной отрасли и Ярославского региона. Но давайте начнем с общего вопроса: как сегодня развивается цифровая текстильная печать в мире, и ка кие ключевые тренды вы видите?

Цифровизация и устойчивое развитие – абсолютный мировой тренд. Международное производство все активнее переходит с традиционных аналоговых методов на цифровые. Лидеры изменений – Китай, Турция и Индия, которые активно инвестируют в модернизацию парка оборудования. Это диктуется рыночной ситуацией: снижением объема минимальных тиражей, запросом на кастомизацию и быструю доставку (Fast Fashion и сейчас Ultra-Fast Fashion), а также ужесточающимися экологическими нормами.

Поэтому цифровая технология становится все более популярной: она отвечает актуальным требованиям к качеству, индивидуальному дизайну и экономит ресурсы – воду, электроэнергию, а также сокращает отходы чернил и ткани.

Как вы считаете, готовы ли мы в России и СНГ, напри мер в Узбекистане, нашем ключевом партнёре в текстильной отрасли, следовать этим трендам?

Рынок России и СНГ на очень интересном перепутье. С одной стороны, мы видим огромный объем импорта готового текстиля и одежды. С другой – мощный тренд на импортозамещение и поддержку локальных производств, который создает беспрецедентные возможности для роста. Объемы локального производства растут, но часто упираются в технологическое отставание.

Узбекистан, крупнейший производитель хлопка в регионе, стратегический партнер отрасли и, возможно, один из главных бенефициаров внедрения таких технологий как у себя, так и в России. Но чтобы сотрудничество между странами работало эффективно, нужны единые стандарты качества, подходы к производству и производственной дисциплине.

Вы упомянули, что для эффективного сотрудничества с Узбекистаном нужны единые стандарты качества. С какими основными проблемами сталкиваются, по вашему мнению, узбекские и российские текстильные компании в совместной работе?

Если не углубляться в тему логистики и таможенного регулирования, а коснуться только темы стандартов и качества, то однозначно можно говорить о том, что имеются несоответствия ожиданиям: российские ритейлеры и бренды привыкли к высоким и стандартизированным требованиям к качеству пошива, стабильности окраски, соблюдению размерных сеток. Узбекские производители, особенно средние и малые предприятия, не всегда могут обеспечить нужный уровень контроля на всех этапах производства. Исторически сложилось, что Узбекистан ориентировался на другие рынки (Китай, Турция, ЕС). Переход на российские/евразийские технические регламенты (ТР ТС/ЕАЭС) требует времени и инвестиций в лаборатории и сертификацию. Хотя в Узбекистане активно идет модернизация, многие фабрики все еще используют устаревшее оборудование, что ограничивает ассортимент и сложность производимых изделий (например, производство сложного кроя или высокотехнологичных мембранных тканей).

Но есть основания для оптимизма. Недавно в Узбекистане было объявлено о создании Агентства по развитию легкой промышленности, которое возглавил опытный управленец. Новая структура будет курировать текстильную, кожевенную и шелковую отрасли, а также получит собственный фонд с капиталом в 200 миллионов долларов. Основная цель Агентства – удвоение экспорта готовой продукции, что может положительно повлиять на качество и стандарты производства.

А какие вы видите перспективы текстильной отрасли России и СНГ в условиях роста онлайн-продаж и внедрения новых технологий, таких как цифровая тек стильная печать?

Хочу обратить ваше внимание на важный момент: в Узбекистане выращивают хлопок и имеются достаточные мощности для производства пряжи и готового полотна. Однако в области отделочного производства и придания дополнительных свойств текстилю наблюдается провал. В России, напротив, есть все предпосылки для создания современных отделочных производств. Это включает технологии цифровой текстильной печати на материалах в рулоне, что предоставляет B2B-производителям полуфабрикаты и возможность выполнять заказы в очень короткий срок, с сокращением издержек на логистику.

Рынок продукции из синтетических полотен (а львиную долю этого рынка сегодня занимает мерч) уже подошел к определенному соответствию стандартам цвета. Все чаще мы сталкиваемся с запросами на соответствие цветовой палитре Pantone

Основной рынок сбыта также сосредоточен в России и результаты онлайн-продаж российских маркетплейсов за 2025 год показывают, что они открыли доступ к спросу даже в небольших городах с населением меньше 10 000 человек. Этому способствовало развитие логистических центров и пунктов выдачи. И вообще в каналах продаж произошла настоящая революция. Их значительная доля переместилась в онлайн: маркетплейсы Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, Lamoda стали ключевыми каналами дистрибуции. Это идеально сочетается с возможностями цифровой печати: создать уникальный дизайн, быстро напечатать небольшую партию, протестировать её на онлайн-площадке и, в случае успеха, масштабировать производство.

Это и стало предпосылкой к созданию новой фабрики в Ярославской области? Теперь расскажите о проекте подробнее.

Совершенно верно. Фабрика полного цикла для прямой цифровой печати реактивными чернилами – это ответ на вызовы времени. Этот проект, на мой взгляд, уникальный из-за комплексного подхода к производству: здесь будут не только печатать, но и обеспечивать весь цикл подготовки и отделки материала, что критически важно для контроля качества продукта. Для этого проекта мы выбрали лучшее оборудование. В данный момент продолжается инсталляция шестикамерной газовой сушильно-ширильной линии крупнейшего индийского производителя Yamuna, это уже вторая установленная линия в России, также подобные линии хорошо зарекомендовали себя в Узбекистане и Таджикистане. В ноябре начнется инсталляция промывной семисекционной линии Texfab c расширенным набором опций. И в завершающей стадии мы планируем запустить новый паровой зрельник (стимер) с четырехдиапазонным режимом работы общей вместимостью 200 кг – это золотой стандарт для подготовки и фиксации любых типов чернил, предназначенных для прямой цифровой печати.

А почему для этого проекта вы выбрали технологию печати реактивными чернилами?

По нескольким причинам:

1.Качество: это стабильность и соответствие требованиям премиум-сегмента. Печать получается невероятно яркой, устойчивой к стиркам и истиранию. Чернила вступают в химическую реакцию с растительными волокнами (хлопок, лен, конопля, вискоза, лиоцелл и т. п.), становятся их частью, а не просто остаются на поверхности. Ткань сохраняет свою естественную мягкость и дышащие свойства.

Но чтобы сотрудничество между странами работало эффективно, нужны единые стандарты качества, подходы к производству и производственной дисциплине

2. Экологичность: по сравнению с традиционными методами печати мы экономим колоссальное количество воды. Современное оборудование позволяет минимизировать её расход на этапе промывки. Это огромное преимущество как с точки зрения стоимости, так и для окружающей среды.

3. Рыночный спрос: это технология, соответствующая требованиям брендов среднего и премиум-сегмента, детской одежды, домашнего текстиля и fashion-индустрии в целом.

4. Возможность более продуманного развития в будущем. Так как всё отделочное оборудование имеет ресурсный запас, превосходящий печать примерно в три раза, при планомерном развитии бизнеса можно более точно определить, на чем нужно сконцентрировать свое внимание. Например, можно параллельно использовать сушильно-ширильную линию для дополнительного аппретирования для собственных нужд или для предоставления услуги по требованию. Технология печати реактивными чернилами позволяет также наносить изображение на некоторые материалы полиамидной группы, а также на шелк и шерсть без потери качества, поэтому в будущем можно либо расширить парк печатного оборудования еще одним или не сколькими принтерами с реактивными чернилами для увеличения производительности или распределения потоков по типам материалов, либо установить принтер с кислотными чернилами для получения продукции из шелка и шерсти с большей яркостью и устойчивостью к солнечному свету, дополнительно расширив ассортимент используемых материалов полотнами из полиамида (нейлон 6 и нейлон 6.6), которые широко востребованы в таких сегментах как: профессиональная спортивная одежда, купальники, одежда для занятий фитнесом и йогой, охота и рыбалка, альпинизм, спецодежда и многое другое. Если потребуется расширяться в сторону прямой дисперсной печати или пигментной, то это просто, так как все отделочное оборудование универсально и позволяет адаптироваться к любому процессу печати без потери качества.

А есть ли причины, почему это производство организовано именно в Ярославской области?

Во-первых, главный инвестор уже имеет успешный бизнес в городе Ярославль и в данном случае происходит диверсификация. Во-вторых, это идеальное место с точки зрения организации подобного производства. Ярославская область граничит с шестью важнейшими для текстильной индустрии областями: Владимирской, Вологодской, Ивановской, Костромской, Московской и Тверской. В этих областях расположены основные производители текстильного полотна и большинство швейных фабрик, основных заказчиков продукции с печатью. Но удобство логистики не ограничивается только близлежащими областями. Из Ярославля также удобно добираться и до других центров с развитой легкой промышленностью (Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Санкт-Петербург). Развито железнодорожное и авиасообщение. Кроме удобного расположения, мы учитываем и тот фактор, что Ярославль является крупным промышленным центром. В области проживает в основном мононациональное население, 60% трудоспособного, многие имеют опыт работы на химических и машиностроительных предприятиях. В области сосредоточено не менее сотни предприятий легкой промышленности.

Вы упомянули, что фабрика может и будет работать с другими типами чернил.

Да, мы обычно предлагаем нашим клиентам мультитехнологичный подход, чтобы была вариативность и возможность органично развиваться и подстраиваться под требования рынка, если возникает необходимость. Например, для синтетических тканей подходит печать дисперсными чернилами. Большинство поставщиков печатного оборудования, использующего печать сублимационными чернилами с последующим термопереносом, считают, что этот рынок достиг своей зрелости, "перегрет" и не имеет перспектив для развития. Мы же наоборот считаем, что в действительности этот рынок еще не сформировался и не перешел на следующий, более профессиональный уровень.

На начальном этапе фабрика сможет производить до 150 000 м² ткани и трикотажных полотен в месяц с высококачественной печатью. Однако мы изначально закладывали в проект возможность масштабирования – инфраструктура производства позволит клиенту легко нарастить объем до 500 000 м² в месяц.

На чем основаны эти соображения: почти все используемые на российских предприятиях принтеры, а точнее сказать, плоттеры, являются простыми, не промышленными устройствами, предназначенными для печати тканого полотна, слабо приспособлены для печати тянущихся материалов и используют четырехцветную схему печати (CMYK). Рынок продукции из синтетических полотен (а львиную долю этого рынка сегодня занимает мерч) уже по дошел к определенному соответствию стандартам цвета. Все чаще мы сталкиваемся с запросами на соответствие цветовой палитре Pantone, наличие полутонов, использование сложных цветов: коричневого, серого, бирюзового (Turquoise), красного (Red Ferrari/Rosso Ferrari) и синего (Blu Pozzi). Отвечать и пред восхищать требования заказчиков, используя только базовые цвета, просто невозможно. Добавление оранжевого, фиолетового и, самое главное, ключевого, синего (так называемая схема OGV по классификации Pantone) позволяет значительно расширить цветовой охват. Это делает возможным точное попадание в цвет, что критически важно для заказчиков продукции, ориентированных на стандарты Pantone и RAL, крупных fashion-брендов, производства мерча и спортивной одежды, где брендирование и точность цвета – на первом месте. Поэтому для более простых работ мы предлагаем восьмицветный промышленный сублимационный принтер, но для более требовательных клиентов рассматриваем возможность установки принтера с прямой печатью.

Мы также можем предложить нашим клиентам решения с пигментными чернилами. Главное преимущество печати пигментными чернилами – универсальность (подходят для хлопка и синтетики без сложной постобработки) и экономичность для определенных задач. Пример успешного развития этой технологии мы второй год наблюдаем в компании Dimitex, одного из крупнейших игроков сегмента печати для B2B. Эта технология также активно развивается в сегменте печати на обоях, где требуется устойчивость к выцветанию, высокая детализация и экологичность готового продукта. Хочу сразу уточнить, чтобы избежать недоразумений: переход с одного типа чернил на другой в рамках одного принтера невозможен. Такой подход не только не принесет выгоды или оптимизации, но и может привести к непредсказуемым по следствиям, включая поломку устройства. Поэтому, если речь идет об использовании разных типов чернил, это всегда подразумевает установку отдельного принтера для каждого типа.

Расскажите о производственных планах предприятия: какие объемы выпуска планируются и кто целевой клиент?

В России, напротив, есть все предпосылки для создания современных отделочных производств. Это включает технологии цифровой текстильной печати на материалах в рулоне, что предоставляет B2B-производителям полуфабрикаты и возможность выполнять заказы в очень короткий срок, с сокращением издержек на логистику

На начальном этапе фабрика сможет производить до 150 000 м² ткани и трикотажных полотен в месяц с высококачественной печатью. Однако мы изначально закладывали в проект возможность масштабирования – инфраструктура производства позволит клиенту легко нарастить объем до 500 000 м² в месяц.

Предполагаю, что в первую очередь услуги производства будут интересны B2B-сегменту: это крупные швейные и тек стильные производства, комплексные агрегаторы, меньшие по мощностям печатные компании и оптовые поставщики тканей. Но также и растущим брендам, которые ценят качество, скорость и экологичность, а также дизайнерам и модным студиям, которые хотят воплощать свои идеи без ограничений.

И последний вопрос. Какое будущее, на ваш взгляд, у цифровой печати в нашей стране?

Самое яркое. Мы стоим на пороге текстильной революции. Цифровая печать – это не просто технология, это новый образ мышления: agile-производство, устойчивое развитие, персонализация. Спрос на качественный, быстрый и экологичный продукт будет только расти. Наша задача – дать рынку эту возможность уже сегодня, создав производство, которое не уступает лучшим мировым аналогам.

Максим, благодарю вас за интересную беседу и же лаю вам удачи с запуском выдающегося проекта!

Беседовала Ольга Яковенко

Справка:

Китай – крупнейший производитель текстиля в мире, активно инвестирует в цифровые технологии и делает ставку на однопроходные принтеры. Однопроходные принтеры могут печатать до 6000 квадратных метров ткани в час и окупаются быстрее. Хотя, по данным WTIN, таких машин установлено немного – около 100, именно они дают уже 6 % всей цифровой печати в мире. Китай также активно внедряет экологические стандарты в текстильное производство. В условиях ужесточения экологического законодательства многие китайские производители переходят на цифровую печать как более устойчивую альтернативу традиционным методам.

Индия, Пакистан и Индонезия так же демонстрируют значительный рост в области цифровой текстильной печати. В Индии, благодаря государственным программам, таким как "Make in India", производители активно внедряют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Пакистан, несмотря на проблемы с энергоснабжением и инфраструктурой, также увеличивает объем цифровой печати, особенно в сегменте моды и домашнего текстиля. В отличие от моды, домашний текстиль пользуется кругло годичным спросом и приносит более высокую прибыль.

Турция, как крупный экспортер текстиля, активно инвестирует в цифровые технологии для повышения конкурентоспособности на мировом рынке. В условиях растущего спроса на неошоринг (перенос производства ближе к рынкам сбыта) турецкие производители используют цифровую печать для сокращения сроков поставок и снижения затрат на логистику.

Италия, известная своими традиция ми в моде и текстиле, активно внедряет цифровую печать для производства высококачественных изделий. Итальянские производители используют её для создания эксклюзивных дизайнов, которые невозможно воспроизвести с помощью традиционных методов.

Подписывайтесь на наши соцсети:

ВК: vk.com/lp_magazine

Telegram: t.me/lpcourier

Также в номере:

Розничные продажи одежды в России

Розничный рынок одежды в России в 2025 году находится в стадии трансформации, что сопровождается изменениями потребительских моделей и перестройкой стратегий ключевых игроков отрасли. Если после 2022 года отечественные компании стремились занять высвободившиеся ниши на фоне ухода зарубежных брендов, то сейчас операторы пересматривают подходы к развитию, смещая акцент на оптимизацию бизнес-процессов и повышение эффективности продаж.
Читать далее »

Александр Перевалов: «Безупречная идея, ставшая реальностью»

В предыдущих номерах нашего журнала мы уже успели познакомить наших читателей с турецкими системами контроля качества ткани Serkon.AI, а также автоматическими раскройными комплексами SERKON MAKINA, основанными на технологиях искусственного интеллекта. Своим практическим опытом поставок данного оборудования в мире быстро меняющихся технологий с нами поделился Александр Перевалов, генеральный директор компании ПЕРЕВАЛОВ ГРУПП
Читать далее »