C 19 по 28 ноября в Санкт-Петербурге под патронатом Министерства культуры РФ
и Комитета по культуре СПб в пятый раз прошел Международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Мероприятие поддержали консульства Франции, США, Нидерландов и также Британский Совет.
В начале прошлого века Сергей Дягилев познакомил Европу с российским искусством. Спустя 100 лет в городе на Неве появился проект «Фестиваль Дягилев. P.S.», который уже снискал широкий успех. Теперь всемирно известные европейские творцы считают за честь выступать на старинных сценах петербургских театров, потому что, как заметила художественный руководитель фестиваля Наталья Метелица, «имя Дягилева – объединяющее, это абсолютный культурный бренд нашего города».
Приветствуя участников фестиваля, первый зам председателя комитета по культуре СПб Борис Ларионов сказал: «На этом фестивале представлены разные виды искусств: музыка, выставки, опера, кино, но в центре программы находится, конечно, балет. Фестиваль Дягилев.PS» важен тем, что здесь представляются полнометражные работы, благодаря чему мы можем понять, что нового, интересного происходит в мире балета, в мире танца»
В ознаменование перекрестного года культуры Великобритании и России гостями нынешнего фестиваля стали две замечательные английские труппы со спектаклями FAR (хореография Уэйн МакГрегор) и «СУТРА» (хореография Сиди Ларби Шеркауи, cценография Антони Гормли). Обе постановки прошли на сцене Александринского театра.
Уэйн МакГрегор — хореограф-новатор, обладатель множества престижных наград и премий, постоянный хореограф Королевского балета Ковент-Гарден, основатель и художественный руководитель труппы Рендом Данс (Random Dance). В рамках Фестиваля «ДЯГИЛЕВ. P.S.» Уэйн Мак Грегор представил одну из своих последних постановок — FAR, вдохновением которому послужили его увлечение философией французского просветителя Дени Дидро о противопоставлении тела разуму, а также книга историка, нейрофизилога Роя Портера «Плоть в век разума» (FAR - аббревиатура оригинального названия). В процессе работы над балетом Уэйн МакГрегор много общался с неврологами и нейробиологами.
«Вместе мы пытались понять, как связаны воображение и человеческое тело – рассказал на пресс-конференции хореограф,— на сцене вы увидите тела людей, которые двигаются непривычно и даже экстремально». Добавил, что постановка умышленно не законченная («это частичное видение»), и каждый зритель должен воспользоваться собственным воображением, чтобы заполнить пустоты. То есть, пригласил к творчеству.
Действительно, это балет о возможностях человеческого тела. Волшебная гибкость танцоров удивляла, завораживала. Они двигались так плавно, словно у них нет костей. Их текучие движения — непостижимые. Сюжет на грани фантастики, потому что главным действующим лицом был танец в разных ипостасях, который не отпускал мозг ни на минуту. Оригинальная электронная музыка, свет мигающих лампочек и появляющийся в спектакле в полумраке сцены ряд цифр, ассоциирующийся с шифром (кодом), делали этот интеллектуальный балет еще более загадочным, отсылающим в параллельные миры.
Балет «Сутра»— глубокое философское высказывание о противостоянии Востока и Запада. Поставленный в 2008 году, он объехал весь мир, вызывая восторженный прием зрителей, к которым теперь добавились и петербуржцы. Участие в спектакле 17 шаолиньских монахов, принесших в хореографию приемы техник боевых искусств кун-фу, экстравагантная сценография выдающегося скульптора современности Энтони Гормли оставили неизгладимое впечатление.
В связи со 110-летием со дня рождения великого балетмейстера Джорджа Баланчина, американский фотограф Пол Колник, выдающийся летописец «Нью-Йорк Сити Балет» и любимый фотограф Д. Баланчина, привез выставку фоторабот, которая была представлена «в двух действиях»: первая часть — в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой (где учился Д.Баланчин), а вторая часть — в Михайловском театре.
Выступая на пресс-конференции, Пол Колник сравнил фестиваль «Дягилев. P.S.». с импрессарио, который собирает разные формы искусства со всего мира, создавая прецедент мультикультурного театрального общения высокого уровня. «Петербуржцы знают, что такое традиции, но хотят найти что-то новое и интересное в жизни, музыке, поэзии и танце, визуальных искусствах. И в этом им помогает фестиваль Дягилев.PS., который несет в себе настоящий дух петербуржца».
Программа фестиваля была насыщенной, разнообразной и могла удовлетворить самый изысканный вкус. Эксперименты и новизна присутствовали во всех представленных видах искусства, соответствуя главной идее фестиваля – удивлять.
Выставка голландской художницы Марике Ван Вармердам «Время идет», открывшаяся 20 ноября в главном штабе Государственного Эрмитажа, посвящена одному из самых популярных направлений современного искусства — видео-арту. Художница начала снимать бессюжетные инсталляции в начале 90-х, и сегодня именно ее называют основательницей нового жанра видео-арта — «закольцованные фильмы». Успех к Марике Ван Вармердам пришел в 95-м после участия в Венецианской биеннале. На выставке в Эрмитаже художница представила 4 коротких фильма («Ветер», «Пара», «Свет» и «Вдали»), созданные в 2010 году и объединенные в цикл «Жизнь». Дополненные новыми работами на ткани, они стали частью инсталляции, фокусирующейся на исследовании времени как особой среды, и его свойства. Подушки с принтами, представляющими взмах руки, 12 больших шерстяных одеял с изображениями различных циферблатов—так автор обозначила особую сферу, в которой люди проживают время, не замечая его быстротечности. Замершее время этих циферблатов резонирует с вечно-повторяющимися движением фильмов, акцентируя внимание на настоящем моменте.
Французская джазовая певица Изабель Карпантье, приглашенная в Петербург, также смогла ответить на знаменитую просьбу, адресованную Сергеем Дягилевым Жану Кокто: «Удиви меня». Чувственный голос и собственный стиль исполнения песен на стихи Арагона, Рембо, Бодлера, Верлена на музыку Пулена, Сати, Дебюсси, Равеля очаровали петербургскую публику. Изабель Карпантье также дала мастер-класс по джазу.
В честь 250-летия Государственного Эрмитажа в Меншиковском дворце состоялся театрализованный концерт барочной музыки «Три портрета» с участием Ансамбля Екатерины Великой под управлением Андрея Решетина. Спектакль-хеппенинг в исторических интерьерах — о невероятных судьбах композиторов галантного века, по сути, дилетантах, уникальном явлении второй половины 18 века. К таковым относятся Капитан королевских мушкетеров шевалье де Сен-Жорж, выдающий астроном Уильяма Гершеля и легендарный Граф Сен-жермена. Костюмы к спектаклю были созданы петербургским модельером Ларисой Погорецкой.
В Большом зале Филармонии Пермский академический театр оперы и балета представил концертное исполнение оперы «Дидона и Эней» Генри Перселла и «Dixit Dominus» Георга Генделя в исполнении оркестра Musica Aeterna под руководством дирижера, многократного лауреата Национальной театральной премии «Золотая Маска» Теодора Курентзиса.
Безусловно, большой интерес профессионалов вызвала научная конференция «Анатомия танца» с участием хореографов и исследователей языка балета и мастер-класс хореографа Уэйна МакГрегора в Академии танца Бориса Эйфмана. В этом году заглавной темой конференции стало междисциплинарное исследование феноменов танца, хореографического творчества и телесности. Научную конференцию открыла лекция "Думая телом" Уэйна МакГрегора. По словам организаторов фестиваля именно научные изыскания английского хореографа задали название этому мероприятию.
Обладателем ежегодного специального приза фестиваля «Удиви меня» стал директор государственного Эрмитажа Борис Пиотровский— за проявленную смелость привезти и показать на площадке Эрмитажа («колыбели вечности») так называемый «кочующий» фестиваль «Манифеста», представляющий широкий спектр современного искусства, благодаря чему молодое поколение смогло самостоятельно оценить увиденное и сделать выводы. Ведь, как известно, все познается в сравнении.
Награждение проходило на сцене Александринского театра. Приз вручал губернатор Г. Полтавченко
Л.Трофимова