В Музее Академии художеств открылась новая масштабная выставка «Репин. Детали», которая объединила не только живописные произведения И. Е. Репина из российских музейных собраний, но и предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты». Редкая возможность продемонстрировать посетителям творческую «кухню» великого русского художника появилась в связи с закрытием дома Репина в «Пенатах» на реконструкцию.
По словам куратора выставки, хранителя фонда и экспозиции Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» Веры Ловягиной, задача данного мероприятия –фокусируясь на отдельных деталях, рассказать о тщательной и кропотливой подготовке И. Е. Репина к работе над различными живописными произведениями. «Мы очень редко выставляли вещи, которые хранились у Репина в доме, но при рассказе об исторических моментах и написании каких-то полотен, мы не так много обращали внимания на интереснейшие предметы декоративно-прикладного искусства, которые достойны отдельного рассмотрения».
На выставке наряду с русскими сарафанами, представлены свита («кобеняк с видлогою» — верхняя одежда запорожцев), торбан (бандура), фитильное ружье, изображенные на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и расписанные от руки самим художником сапоги, которые можно видеть на живописном полотне «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1881 года».
Любимые рембрандтовские береты фигурируют не только на фотографиях с Репиным и в собрании музея-усадьбы «Пенаты», но и на портрете Н. Б. Нордман (берет скроен самим Репиным). Сохранились в собрании музея-усадьбы скатерти, плахты (национальные женские юбки), шапочка ручной работы с вышивкой, рыцарские доспехи, драпировки, которые также можно видеть на картинах и этюдах Репина. В экспозиции «Пенатов» находится знаменитое кресло с красной бархатной обивкой, которое изображено на многих репинских портретах (Портреты М. Андреевой, П. Самойлова, В. Бехтерева и др.).
Характерную особенность Репина «люблю писать с натуры» подтверждают представленные на выставке предметы, которые были с ним в течение всей жизни.
Кусок шелковой ткани (напоминает икат), с которой художник писал ковер на картине «Негритянка». Диванный валик на картине «Иван Грозный и сын его Иван», чехол от которого хранится бережно. На всех фото виден гобелен. И конечно, ваза работы М Врубеля.
Интересно, что костюм для портрета «Царевна Софья» создавали дома у Репина. Художник сам выбирал ткань по зарисовкам моделей эпохи Софьи, делал выкройки, и все в доме были заняты тем, что шили этот костюм.
На последней работе Репина «Гопак» (была написана им в 83 года) изображена колоритная фигура казака запорожца, одетого в штаны. На экспозиции рядом представлены те самые запорожские штаны (завязываются на поясе и внизу). Они были «добыты» историком Тарнавским специально для Репина, который одевал в них натурщиков. Здесь же можно видеть турецкое сунитское знамя, привезенное Репиным из поездки по Палестине. Известно, что, когда художник писал эту картину, оно всегда висело рядом с ней.
Как заметила Вера Ловягина «Репин настолько многогранная творческая личность, что его можно изучать бесконечно».
Выставка открыта до 29 марта 2025 года
Людмила ТРОФИМОВА