Этот материал вышел в № 03 за 2022 год
Пролистать PDF

Андрей Владимирович, вы руководите предприятием уже более двух лет. Что вы можете сказать об этой компании с учетом вашего многолетнего опыта работы на предприятиях Легпрома? Интересен ваш профессиональный взгляд.

РОССПОРТ – уникальное предприятие легкой промышленности с огромным потенциалом и с историей. В этом году компании исполняется 20 лет. Она создана энтузиастами и развивалась поступательно. В какой-то момент в компанию пришли новые партнеры и началось масштабирование бизнеса. В ходе реорганизации предыдущим руководителем были допущены просчеты с очень серьезными последствиями. Существенный ущерб компании нанесли и ограничительные мероприятия, связанные с COVID-19 и отменой всех соревнований и тренировочных мероприятий. Поэтому для меня эти два года в компании – это период антикризисного управления и построения стратегии развития.

Какие основные направления деятельности РОССПОРТ вы бы отметили?

Производство спортивной экипировки и бейсболок, изготовление символики и брендирование одежды. Отдельно хочу отметить работу наших дизайнеров. Каждое изделие в обязательном порядке перед запуском визуализируется, и в соответствии с корпоративными стандартами компании прорисовывается подробный эскиз и макет.

Что значит «визуализируется»? Речь идет о 3D-технологиях?

Нет, схема иная. Для запуска даже одного изделия формируется пакет документов, содержащий в обязательном порядке: визуальный макет (эскиз) с указанием цветового пантона и пантона наносимых декоративных элементов, техническое описание, нормы расхода, конфекционная карта, табель мер и технологическая последовательность. При необходимости – контрольный образец изделия. Технологию 3D мы не используем. Она требует приезда человека в компанию или доставку 3D принтера к заказчику. Это физически сложно и в целом не актуально для изготовляемой нами продукции.

А сколько у вашей компании филиалов сегодня?

Два года назад у компании было пять локаций. Сейчас два действующих и одно «замороженное» производство. Моя позиция - для компании оптимально иметь одну современную фабрику без технологических разрывов и логистических плеч. У нас уже есть детально проработанный проект производства на единой площадке.

Действующие площадки позволяют работать примерно двумстам линейным специалистам. Они не сильно отличаются и во многом дублируют друг друга. Один филиал находится в ближайшем Подмосковье. Это дает возможность тесно взаимодействовать с основными заказчиками, особенно во время проведения чемпионатов. Изменение состава игроков может произойти накануне игр. И наша команда должна своевременно изготовить и оперативно поставить экипировку для игроков. Второй филиал расположен в Костроме. Это большая оснащенная фабрика, спецификой которой является производство бейсболок и цифровая сублимационная печать для изготовления спортивной формы и экипировки. Также там имеется АНРК, обеспечивающий кроем обе фабрики.

Какие сроки обычно закладываются по исполнению заказов в стандартном режиме и в ускоренном, когда надо было «вчера»? 

Сроки определяются исходя из загруженности производственных участков. Например, с начала мая мы запускаем в производство хоккейную форму к новому сезону. В конце августа вся форма должна быть отгружена командам. Есть очень срочные заказы. Например, во время проведения последнего кубка Первого канала нам потребовалось изготовить новую форму для сборной России в двух цветовых решениях. 24 часа на первый комплект, еще 24 часа на второй комплект. Единичные «срочные» заказы бывают очень часто. Тут счет идет на минуты. Важно изготовить и доставить изделие хотя бы за 2 часа до начала матча.

Большая ли у вас команда сотрудников?

С моей точки зрения, оптимальная численность для компании - двести человек. В компании трудятся конструкторы, дизайнеры, технологи, специалисты по цифровой и шелкотрафаретной печати, операторы вышивального оборудования и т. д. Численность швей - 50 человек. Текущий показатель близок к оптимальному.

Трудности с поиском специалистов у вас были? Со швеями, например?     

Да, как и у всех компаний, мы не исключение. Наша особенность в большом количестве операций с печатью, вышивкой и обработкой. Брак на любом этапе изготовления формы сводит на нет труд большого количества специалистов, занятых на предыдущих операциях. Развитие нашей компании связано с наличием очень квалифицированных работников. Мы уделяем много внимания поиску, обучению и переобучению специалистов. Этот год для нас позитивный: мы открываем новые линии, планируем увеличивать сменность.

 Кто ваши клиенты?

Крупные спортивные федерации, хоккейные и футбольные клубы, экипировочные центры, корпоративные заказчики. Более 200 законтрактованных компаний.

Как-то очень скромно прозвучало… Тогда спрошу по-другому: кто в вашей форме одерживает победы?

Ежегодно в нашей форме золотого цвета выходит ФК «ЗЕНИТ» - как победитель чемпионата России, а также сборная России по хоккею. Мы очень ценим наше сотрудничество с ХК «Локомотив» и ХК «СКА», ХК «Кунь Ред Стар» (Китай) и десятками других клубов. Еще в нашей форме каждый день одерживают победы сотни тысяч мальчишек на льду, футбольном поле, волейбольной площадке или лыжне. Развитие массового спортивного движения радует нас не меньше, чем профессиональный спорт.

Ваш приход в РОССПОРТ пришелся на пандемию. Как вы прошли этот непростой период? 

В первую очередь был проведен анализ экономической деятельности компании, пришлось закрыть убыточные филиалы, оптимизировать штатную численность административного персонала. Эмоционально это был тяжелый период, учитывая, что основная часть выручки приходилась на контракты, связанные со спортивными мероприятиями и соревнованиями, которые сократились фактически до нуля. Однако, меры были правильными и очень помогли компании сохранить численность линейного персонала и не приостанавливать деятельность фабрики.

Сейчас еще более сложная задача: заместить своей продукцией ушедшие мировые бренды одежды. Как вы ее решаете?

Давайте будем реалистами. Если все российские производства легкой промышленности загрузить на 100 %, мы увеличим долю российских компаний на нашем рынке на 5-10 % в зависимости от сегмента отрасли. Да, мы можем масштабировать наши компетенции и производственные мощности, но это инвестиции, время и специалисты. Все это крайне дефицитные ресурсы.

Наша компания ставит перед собой цель заменить в будущем поставки спортивной экипировки от таких брендов, как Nike, Adidas и других иностранных поставщиков в интересах спортивных федераций и сборных. Так, в 2021 году, впервые в постсоветский период, именно мы произвели форму для сборной России по хоккею. Форма от РОССПОРТА была одобрена Международной Федерацией Хоккея (International Ice Hockey Federation, IIHF) для участия в чемпионате мира по хоккею и, кстати, произведена из отечественного материала. 

А что вы скажете о ситуации в российской легкой промышленности в целом? Есть ли у нас шансы производить конкурентоспособную продукцию при практически полной сырьевой зависимости?

Еще до пандемии сырьевой вопрос всегда стоял остро. Ткани и фурнитура в большинстве были импортными. С моей точки зрения, будут развиваться высокотехнологичные и нишевые сектора – такие как спортивная экипировка, военная форма, спецодежда, одежда для Арктики, школьная форма.

Вы хотите сказать, что российская промышленность не сможет заместить сектор бытовой одежды в условиях санкций? Даже частично?

Пока не сможет. Для этого отечественной промышленности необходимо вырасти примерно в 5 раз и решить сырьевой вопрос. Узбекистан с одной стороны снижает объем урожая хлопка, с другой стороны увеличивает переработку внутри страны. Обращаю внимание, что в Узбекистан активно вкладывают средства российские компании, предпочитая производить одежду там, где есть сырье и трудовые ресурсы.

Появились ли среди ваших поставщиков российские производители высокотехнологичных материалов?

Да, у нас появилось несколько важных партнёров, которые поставляют нам сырье, производимое в России. Мы оценили его качество, и оно отвечает высоким требованиям, которые важны для спортивной одежды и экипировки. Важным фактором является стабильность поставок. Фурнитуру мы используем как отечественную, так и импортную. К сожалению, мы не уйдем от импортных комплектующих. Обращение к внешнему рынку дает значительное технологическое разнообразие. Важно сохранить логистические связи с основными поставщиками.

В том-то и дело, что сохранить логистические связи сейчас непросто. Может, пора в нашей стране перейти к реальному импортозамещению? 8 лет мы об этом много говорили, но в сырьевой части нашей отрасли изменений в сторону импортозамещения не произошло в должной мере. А ведь это касается и безопасности нашей страны. На ваш взгляд, почему так произошло и что делать?

Для перехода к импортозамещению нам необходима стратегия развития как минимум четырех отраслей: химической, сельского хозяйства, машиностроения и легкой промышленности. Химическое волокно по своим потребительским свойствам уже значительно превосходит натуральные. Это потребует инвестиций и годы труда. По-другому качественных изменений не будет. Химическое волокно – это наше возможное преимущество. Конопля, крапива, лен - не оденут наше население, не позволят развивать Арктику.

Вы работаете в основном под заказ. Какие сроки вам обозначают клиенты? Насколько заказы бывают сложны технологически?

Мы работаем исключительно под заказ. Сроки обычно достаточно короткие, но наше преимущество в том, что производство заточено на быструю отработку небольших заказов. Сложными по технологии можно назвать заказы на некоторые модели хоккейных свитеров. При этом основные наши трудности - сырьевые. Например, заказчик хочет вставку с объемной текстурой (по примеру вставки как на хоккейной форме от Adidas). Поиск и отработка прототипа у производителей материалов требует много усилий от наших специалистов.

Какие ближайшие планы стоят перед РОССПОРТОМ? Планируется ли модернизация?

РОССПОРТ подписал в 2018 году крупное лизинговое соглашение и закупил большое количество оборудования. У нас хорошая производственная база. Кроме готовой одежды, мы оказываем много услуг - вышивка, изготовление шевронов, шелкотрафаретная печать, УФ печать, лазерная гравировка и т. д. Но есть участки, которые требуют смены технологии. Модернизация — это непрерывный процесс. В ближайших планах внедрение Автоматизированных Систем Управления.

Возвращаясь к вашим клиентам - наверняка их количество будет расти, и особенно в сегменте детской спортивной одежды. Это так? В каком еще секторе вы ожидаете увеличения заказов?  

Мы не ожидаем значительного роста количества клиентов. Однако мы получили резкое увеличение количества заказов от тех, кто уже работает с нами. То, что раньше делали западные производители, приходит к нам. Исключение - головные уборы. В данном сегменте будем увеличивать клиентский портфель. Мы делаем бейсболки. Их заказывают как в составе коллекции одежды, так и как отдельный продукт. Много корпоративных заказов. Планируем до конца года нарастить производственные мощности примерно в 4 раза. У нас есть помещения, новое оборудование и спрос.

Работая в спортивной сфере, невозможно оставаться непричастным к спорту. Есть ли у вас любимый вид спорта?  

Я люблю все виды, где можно двигаться на свежем воздухе: лыжи, велосипед, байдарка, походы. В нашей стране есть прекрасные места для отдыха и путешествий. Надо двигаться! Пока мы двигаемся – мы живем!

беседовала Ольга Яковенко 

https://ros-sport.ru/

Также в номере:

Современный отечественный рынок хлопчатобумажной пряжи

      Хлопчатобумажная пряжа является основным видом сырья для выработки хлопчатобумажных тканей, которые составляют наибольшую долю в производстве традиционных тканей. Сравнительный анализ данных о производстве, импорте и экспорте хлопчатобумажной пряжи в России за 2019-2021 гг. представлен в данном обзоре.
Читать далее »

Расширяйте текстильный бизнес с «РуссКом»!

Каждый, кто занимается цифровой печатью по ткани, рано или поздно задумывался о возможности печатать больше и быстрее. При этом качество печати должно оставаться на высоте. Многие производители считают, что это невозможно: всегда стоит выбор между качеством и скоростью. Сублимационный принтер Mimaki TS55-1800 бросает вызов стереотипам: модель сочетает в себе эти качества и является профессиональным оборудованием.
Читать далее »

Павел Радель: «Сейчас в России беспрецедентные возможности для развития легпрома»

С генеральным директором компании Fabreex Павлом Раделем мы побеседовали после открытия производственной площадки в Тульской области в 2020-м году. Наш сегодняшний разговор – об испытаниях, которые выпали на долю российского легпрома за последние два года, достижениях компании и новых возможностях отрасти.
Читать далее »