Этот материал вышел в № 06 за 2022 год
Пролистать PDF

Одним из главных событий ноября стал Всероссийский отраслевой форум легкой промышленности "Мануфактура 4.0". В этом году он расширил географию: 11 ноября стартовал в текстильной столице России – Иванове, а 17-18 ноября продолжил работу в Москве. Благодаря гибридному формату – оффлайн и онлайн, в мероприятиях форума смогли принять участие более 80 000 человек. Модератором выступил телеведущий Дмитрий Губерниев.

 

Человеческая мобилизация отрасли

Форум традиционно дает возможность "сверить часы" представителям власти и бизнеса, обсудить развитие отрасли и необходимую поддержку. Стоит сказать, что за последние годы понимания между властью и бизнесом стало гораздо больше, чем раньше. А в текущих непростых условиях и вовсе появляется ощущение "одной лодки".

В Иванове, который сохраняет статус текстильной столицы России (за январь–сентябрь 2022 года в области произведено 93 % всей российской марли, 81 % всех хлопчатобумажных тканей, 77 % постельного белья, 72 % трикотажных полотен), речь шла главным образом о насущных вопросах развития производства. Открыла форум пленарная сессия с участием замминистра промышленности и торговли РФ Олега Бочарова.

"Текущий год при всех проблемах добавил нам всем надежды, – сказал Олег Бочаров. – Во-первых, все предприятия легкой промышленности по всей стране перегружены заказами. Такой спрос рождает огромное количество задач. Главный вызов на сегодняшний день: в отношении вещевого имущества военнослужащих, специальных подразделений, государственный заказ вырос кратно за последние два месяца. Я хотел бы поблагодарить Ивановскую область и, в первую очередь, отдельные предприятия, которые оказали нам эту поддержку. Потому что необычный всплеск заказа на хлопчатобумажные изделия был удовлетворен и в первую очередь за счет неформального подхода, кооперационных связей".

Замминистра также отметил, что те предприятия, которые не попали в технические условия, выставленные заказчиком, подключены к специальной системе взаимодействия с Минпромторгом. Более 2000 предприятий по всей стране сконцентрировали свои усилия на маркетплейсе, и, если волонтерам и губернаторам хочется оказать дополнительную помощь в приобретении вещевого имущества, все предприятия моментально на это отвечают.

У части производителей есть сомнения, насколько этот факт можно отнести к положительным. Ведь получается, что часть обмундирования, которое носят бойцы, не соответствует стандартам Минобороны. Но в данный момент это реальность.

"Напряжены все. Многие предприятия Ивановской области перешли на трехсменную работу. И, наверное, главной оценкой является благодарность министра обороны. Это такая важная человеческая мобилизация отрасли, которая, мне кажется, может стать хорошим стартом для перезагрузки и изменения всего формата в целом", – сказал Бочаров.

Поддержка отрасли

Как подчеркнули участники форума, российскому легпрому есть, куда расти: оборот рынка отрасли в России – более 2 трлн рублей, доля отечественных предприятий – менее 900 млрд.

По словам Олега Бочарова, такой мощный спрос, как сейчас, безусловно, во все времена тянет за собой развитие отрасли в целом. Но от вызова нужно переходить к формированию стратегии.

"Цели совершенно понятные, поставленные президентом. Мы хотим к 2030 году занять доминирующее положение на собственном внутреннем рынке легпрома, чтобы продукция российского производства составляла более 50 %", – подчеркнул замминистра.

Олег Бочаров рассказал о том, что делается для поддержки производителей, а также ответил на вопросы предпринимателей. В частности, он остановился на договоренности по поставкам хлопкового сырья. "По результатам 23 заседания Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Россией и Узбекистаном достигнута договоренность о гарантированных поставках хлопковой пряжи в Россию в объеме от 100 тысяч тонн ежегодно. Зафиксировано это будет отраслевым соглашением. Также мы пришли к договоренности о снижении дополнительного сбора на вывозимую пряжу из Узбекистана, возвращаясь на уровень 2021 года. Полноценное партнерство – это достижение, к которому мы стремились несколько лет", – сказал Олег Бочаров.

Он также остановился на том, что стране остро необходимо импотозамещение сырья. Прежде всего - полиэфира и вискозы.

Как отметил директор по развитию завода "Термопол" Владислав Иванов, сырье – это действительно ключ к развитию отрасли. И обсуждения на отраслевых мероприятиях помогают приходить к решениям. В частности, в прошлом году на аналогичном форуме в Иванове поднималась тема полирециклинга. "Мы получили большое количество откликов. И уже в апреле этого года подписали многостороннее соглашение, в том числе с Ташкентским институтом текстильной и легкой промышленности по разработке этой технологии", – сказал Владислав Иванов. Он добавил, что у страны уже было два предупреждения о том, какие сложности возможны при сбоях с сырьем: это пандемия коронавируса и СВО. Пора сделать выводы.

Еще одна важная новость: правительство РФ сохранит до 2030 года  программу поддержки лизинга. Однако Олег Бочаров напомнил, что в этом году выделенные средства освоены не до конца, и у Минпромторга нет оснований просить на следующий год дополнительное финансирование. На будущее нужно заранее оценить не "хотелку", а реальные возможности предприятий по закупке и загрузке оборудования. Единую лизинговую субсидию Минпромторг начал применять в конце 2020 года. В рамках этой меры субсидируется до 50 % авансового платежа на закупку оборудования, до 200 млн рублей в одни руки. 

Предприниматели – участники форума усмотрели в общении с замминистра и "ложку дегтя", точнее две. Во-первых, по озвученным проектам развития сырьевой базы (в частности, по проекту ООО "Карелия Палп" по изготовлению вискозы), заверений в безусловной поддержке не прозвучало. Впрочем, это тенденция последнего времени: чиновники, да и многие предприниматели говорят о том, что поддерживать нужно те проекты, которые выдержат и без "костылей", так как рассчитаны не на получение субсидии, а на удовлетворение запросов рынка. Во-вторых, смутило то, что, говоря о потребности отрасли в оборудовании, чиновник не упомянул даже о перспективе развития отечественного станкостроения. Сказал, что в ближайшее время нужно сосредоточиться на доработке китайских линий.

Генеральный директор АО "ИНПЦ ТЛП" Константин Бандорин, руководитель так называемого "Дома Легпрома", указал на важность развития отраслевой науки. И это как раз та сфера, где не обойтись без сотрудничества бизнеса и государства. "В СССР легкую промышленность обслуживали 34 научных института, и 10 проектных институтов занимались вопросами строительства предприятий. Сейчас основой отраслевой науки должны быть государственные НИИ, которые отрабатывают межотраслевые задачи по заказу государства. Вторым столпом должны быть субсидии, которые выделяются на решение инновационных задач. Ну и третье – предприятия должны решать свои задачи, направляя на это часть прибыли, которая была бы освобождена от налогов. Это и может стать новой системой", – сказал Константин Бандорин. Он отметил, что разработать стратегию развития отраслевой науки могли бы "Дом легпрома" и Ивановский государственный политехнический университет.

Больше, чем работа

Очень серьезным для отрасли остается вопрос нехватки кадров, особенно молодых. И обсуждение его также стало весьма острым. Идей по преодолению кризиса несколько, среди них есть и креативные.

Первый путь – традиционный: подготовка специалистов совместно с бизнесом в рамках федерального проекта "Профессионалитет". Как рассказала на стратегической сессии по развитию кадрового потенциала региона замдиректора департамента госполитики в сфере среднего профессионального образования министерства просвещения Маргарита Скворцова, в 2022 году реализация проекта началась в 42 регионах РФ, в том числе и в Ивановской области. В стране созданы 70 образовательных кластеров, в том числе две "пилотные площадки" в Ивановской области: швейный образовательный кластер в Иванове и текстильный в Шуе.

Второй путь – это импортирование рабочей силы. Как сообщил Олег Бочаров, правительство рассматривает вариант привлечения швей из Узбекистана. "Текущий дефицит мы оцениваем в 20 000 человек. Но мне кажется, мы можем создать условия для того, чтобы этот трудовой ресурс восполнил нашу потребность в кадровом обеспечении", – сказал замминистра.

От себя отметим: хотя производители давно говорят о возможности привлечения иностранной рабочей силы, в восторге от этого далеко не все.

И третий путь – креативный. Как рассказала директор проектов дивизиона "Городская экономика" направления "Социальные проекты" Агентства стратегических инициатив (АСИ) Ольга Шандуренко, можно не только растить свои кадры, но и привлекать молодежь из других регионов. В этом должен помочь промышленный туризм. В текущем году на конкурсе "Открытая промышленность" АСИ и Минпромторг РФ отобрали предприятия, которые получат поддержку на развитие промышленного туризма. Создать центр компетенций по профориентации в легкой промышленности АСИ планирует в Ивановской области, где акселератор прошли семь предприятий, в том числе четыре работающих в легпроме: «Ивановоискож", "Лидертекс", "Шуйские ситцы" и "Фурмановская фабрика № 2".

"В дальнейшем по этому направлению можно взаимодействовать с программой "Больше, чем работа", которую реализует "Росмолодежь". Там смысл в том, чтобы молодые люди увидели регион, как место не только для работы, но и для жизни. Это замечательный вариант показать, "продать" регион молодым специалистам", – пояснила Ольга Шандуренко.

Дорогу российским брендам

Второй этап форума в Москве объединил на одной площадке всех участников рынка: представителей федеральных и региональных органов власти, финансовых институтов и банковских структур, ритейла, СМИ, а также дизайнеров, производителей, аналитиков российского и международного уровня. Главной темой стала поддержка развития российских брендов.

Как выразился модератор форума Дмитрий Губерниев, долгое время не давали развиваться российским брендам, прежде всего, ритейлеры. "Конечно, им выгоднее продавать костюмы Brioni, чем костюмы марки "Сударь" (хотя хороший же костюм, посмотрите на меня!) Просто "Сударь" стоит 25 000 рублей, а Brioni – 250 000 рублей за полкостюма".

В последние годы в России создано немало торговых марок и дизайнерских брендов, которые востребованы потребителями. Но это было скорее движение "вопреки". Сейчас, в условиях ухода из страны крупных брендов, рынок готов принять российские.

Директор департамента легкой промышленности и лесопромышленного комплекса Минпромторга России Вера Хмырова подчеркнула, что в этих условиях очень важно взаимодействие участников рынка: установление прочных связей между ритейлом, дизайнерами и производителями даст легкой промышленности синергию, которая необходима для выхода на новый уровень.

Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин поднял тему развития производства: "На сегодняшний день нет никаких секретных правил и особой механики для создания бренда – это абсолютно понятная задача. Более важный момент – это наличие индустрии, чтобы у тех, кто разрабатывает бренд, создает конструкторские бюро, делает дизайн, держит серьезные маркетинговые или логистические службы, была возможность все это произвести».

В зоне внимания участников мероприятия оказались и меры поддержки легпрома. Эту тему в части развития производства осветил также Андрей Разбродин. Директор проектов департамента развития корпоративного бизнеса ПАО «Сбербанк» Алла Сбитнева подчеркнула, что государство создало беспрецедентное количество мер поддержки отрасли, и легпром ими успешно пользуется. "Сейчас самое лучшее время для создания новых перспективных предприятий на новых площадках и привлечения финансирования. Если легкая промышленность создает предприятия по импортозамещению, зная стратегию и рынок сбыта, то любой финансовый институт это профинансирует", – отметила она.

Также в программе второго этапа Форума были тематические сессии по вопросам эффективных каналов и форматов продаж, аналитики потребительского спроса, актуальности маркетплейсов и торговых центров.

Сказано

Олег Бочаров: "Текущий год при всех проблемах добавил нам всем надежды. Произошла человеческая мобилизация легкой промышленности"

Ольга Шандуренко: "Чтобы привлечь на предприятия молодежь из других регионов, нужно "продать" им регион как место для работы и для жизни".

Андрей Разбродин: "Создать бренд – это абсолютно понятная задача. Другое дело, чтобы была возможность все это произвести".

Алла Сбитнева: "Сейчас самое лучшее время для создания новых перспективных предприятий и привлечения финансирования".

Марина Москалева

Также в номере:

Сергей Голубков: « В следующий год смотрим с оптимизмом»

 Фабрика по производству нетканых материалов «Весь Мир» работает в разных рынках и нишах: от утеплителей для швейной промышленности до фильтровальных полотен, сорбентов и многих других видов технического текстиля. И во всех этих направлениях компания стремится к созданию материалов с уникальными инновационными свойствами. Генеральному директору компании Сергею Голубкову мы задали вопросы о том, как компания прошла не самый простой 2022 год, и куда намерена двигаться в будущем.    
Читать далее »

ОБОРУДОВАНИЕ КОРПОРАЦИИ JUKI ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ СПЕЦОДЕЖДЫ

Заканчивающийся 2022 год принес колоссальные изменения как в области международных отношений и внешней торговли, так и в технической и корпоративной политике ведущего мирового поставщика промышленных швейных машин - корпорации JUKI. Прежде всего она вступила в тесные партнерские отношения с компаниями MITSUBISHI и PEGASUS. Фирма «ШВЕЙМАШ» упрочила свой статус официального дистрибьютора корпорации на территории РФ. В статье кратко рассмотрены преимущества сложившегося положения на примере нового оборудования для изготовления спецодежды.  
Читать далее »

«БЕЛФА»: меняем мир к лучшему!

Отсчет нашей истории как предприятия начался в 1978 года на юго-востоке Беларуси в городе Жлобине. Мы решили начать дело, меняющее мир и освоили производство искусственного меха. Вот уже более 40 лет мы верны выбранному пути и по праву считаем себя настоящими экспертами в своем деле.
Читать далее »