Этот материал вышел в № 06 за 2022 год
Пролистать PDF

 Введение многочисленных санкций в отношении российской экономики не могло не отразиться на самых разных отраслях и сферах жизни людей, однако сектор рабочей специальной одежды продолжает развиваться и является стабильным. В этом можно убедиться, побывав на международных выставках «БиОТ», «SAPE» и других регулярно проводимых мероприятиях. Оценить ассортимент, разнообразие и объемы производства позволит предлагаемый вниманию читателей обзор.

 

Рынок рабочей специальной одежды, производимой отечественными компаниями и фирмами, продолжает развиваться в новых экономических условиях. Данные, характеризующие объёмы производства различных видов рабочей спецодежды в натуральном выражении за 9 месяцев 2022 г. по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (до введения санкций), приведены в табл. 1.За 9 месяцев 2022 г. произведено 752,1 млн шт. рабочей, профессиональной одежды, что на 3,1 % (на 22,8 млн шт.) больше по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (729,3 млн шт.).

Это свидетельствует о продолжающемся развитии рынка спецодежды в условиях санкций. Отечественные компании и фирмы производят различные виды мужской и женской рабочей, специальной одежды. Распределение рабочей спецодежды, произведенной за 9 месяцев 2022 г., по основным видам представлено на рис. 1.

      

     Из данных, представленных на рис. 1, следует, что в структуре рабочей спецодежды основную долю – более 94 % (94,4 %) от общероссийского выпуска этой продукции за 9 месяцев 2022 г. составляет рабочая одежда, которая входит в группу «спецодежда прочая». К группе «спецодежда прочая» относятся такие виды рабочей одежды, как пальто, полупальто, плащи, куртки и комбинезоны производственные и профессиональные, юбки, блузки, а также халаты и фартуки. Вероятно, в эту группу включены медицинские комплекты, костюмы и комбинезоны, предназначенные для защиты медиков, продолжающих работать с больными COVID-19. В стоимостном выражении «спецодежды прочей» выпущено на сумму 23417,2 млн руб., что значительно больше - на 49,4 % (7745,9 млн руб.) по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (15671,3 млн руб.). В натуральном выражении выпуск «спецодежды прочей» за 9 месяцев 2022 г. составил 710 млн шт., то есть увеличился на 3,3 % (22,9 млн шт.) по отношению к рассматриваемому периоду 2021 г. (687,1 млн шт.). Доля рабочей спецодежды, в группу которой входят мужские комплекты, костюмы, куртки (пиджаки) и блейзеры производственные и профессиональные, составляет порядка 5 % (4,8 %), выпущено 35,9 млн шт., что на 1,9 % (0,7 млн шт.) меньше по сравнению с выпуском этих видов спецодежды за аналогичный период 2021 г. (36,6 млн шт.). Доля таких видов рабочей одежды, как мужские брюки, комбинезоны с нагрудниками и лямками (полукомбинезоны), бриджи производственные и профессиональные небольшая и равняется 0,3 %. Выпуск этой одежды за 9 месяцев 2022 г. составляет 2,5 млн шт., то есть уменьшился на 7,4 % (0,2 млн шт.), по отношению к рассматриваемому периоду 2021 г. (2,7 млн шт.). Доля различных видов женской рабочей одежды от общего выпуска спецодежды также небольшая и равняется 0,5 % (3,787 млн шт.). При этом доля женских комплектов и костюмов, курток (жакетов) и блейзеров производственных и профессиональных составляет 0,4 %. Производство спецодежды данной группы в натуральном выражении увеличилось на 28 % (0,7 млн шт.) за рассматриваемый период и достигло 3,2 млн штук. Доля женских брюк, комбинезонов с нагрудниками и лямками (полукомбинезонов), бриджей производственных и профессиональных составляет только порядка 0,1 %. При этом, несмотря на значительное увеличение производства женской одежды этой группы – на 77,9 % (0,257 млн шт.) за рассматриваемый период, выпуск данного вида спецодежды составляет только 0,587 млн штук.

Следует отметить, что небольшая доля рассмотренных групп рабочей женской одежды от общего выпуска спецодежды определена, вероятно, характером работ, которые могут выполнять только мужчины. Однако, значительное количество таких видов профессиональной женской одежды, как халаты, юбки, блузки, фартуки и другие виды, может содержаться в группе «спецодежда прочая». Учитывая небольшие доли трёх вышерассмотренных групп рабочей спецодежды, на рис. 1 приведена суммарная доля этих групп одежды как «Другие виды спецодежды».

Таким образом, производство рабочей спецодежды за 9 месяцев 2022 г. увеличилось на 3,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2021 г., что свидетельствует о продолжающемся развитии рынка спецодежды в условиях санкций. Увеличение выпуска рабочей спецодежды произошло в основном за счёт роста производства «спецодежды прочей», которая в натуральном выражении увеличилась на 3,3 % и составляет 94,4 % от общероссийского выпуска спецодежды. Выпуск различных видов мужской спецодежды понизился, а женских видов спецодежды увеличился за рассматриваемый период. Однако, вследствие небольшой доли этих групп спецодежды (соответственно 5,1 % и 0,5 %), влияния на общероссийский выпуск спецодежды они не оказали. Что касается рукавиц, перчаток производственных и профессиональных, то за 9 месяцев 2022 г. объём производства составил 481,9 млн пар, или увеличился на 15,6 % (65,2 млн пар) по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. (416,7 млн пар).

 Людмила Фомченкова, канд. техн. наук

 

 

Также в номере:

JUKI на JIAM-2022

JIAM - одна из крупнейших в мире выставок, настоящий мировой форум достижений в области оборудования для легкой промышленности, который традиционно проходит в выставочном комплексе INTEX OSAKA. JUKI традиционно принимает участие, не исключением станет и предстоящая JIAM-2022 OSAKA. Главным организатором выступает Японская Ассоциация производителей оборудования для швейной и текстильной промышленности. В этом году мероприятие пройдет с 30 ноября по 3 декабря 2022 года.  
Читать далее »

Форум "Мануфактура 4.0": от производства до собственных брендов

Одним из главных событий ноября стал Всероссийский отраслевой форум легкой промышленности "Мануфактура 4.0". В этом году он расширил географию: 11 ноября стартовал в текстильной столице России – Иванове, а 17-18 ноября продолжил работу в Москве. Благодаря гибридному формату – оффлайн и онлайн, в мероприятиях форума смогли принять участие более 80 000 человек. Модератором выступил телеведущий Дмитрий Губерниев.
Читать далее »

Наталья Ощепкова : Выходим на прирост 50%.

В одном из наших предыдущих номеров мы писали о компании С2 ГРУПП, которая постоянно ставит перед собой амбициозные цели по развитию производства. О том, как компания работает в сложившихся сегодня условиях, что планирует на перспективу, мы поговорили с директором предприятия Натальей Ощепковой. 
Читать далее »